Эволюция британского эмпиризма Нового времени (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности, Д. Локк (1632-1704). Он различает два вида опыта: внешний и внутренний. Источником внешнего является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. Самый достоверный род познания - интуиция. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством демонстративного познания - бытие Бога.
Наиболее интенсивное развитие и своеобразную интерпретацию идеи Д.Локка получили в работах английского философа Д.Беркли (1685-1753). Беркли критикует локковскую теорию абстрагирования. По мнению Беркли, человеческий ум может рассматривать отдельно от других только такие качества, с которыми они соединены в каком-то предмете, но без которых они могут в действительности существовать. Нет абстрактных общих идей, но могут быть и бывают частные идеи, представляющие собой сходные идеи данного рода.
Д. Юм (1711-1776) был сторонником эмпиризма. Основой всего процесса познания, с точки зрения шотландского мыслителя, является опыт. Юм утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. То, что стоит за этими образами и восприятиями, с точки зрения Юма, не поддается рациональному обоснованию. Основными элементами опыта, по Юму, являются восприятия (перцепции), которые состоят из двух форм познания: впечатлений и идей. Следуя разработанной Локком терминологии, Д.Юм делит все впечатления на "впечатления ощущения" и "впечатления рефлексии". Поставив проблему объективного существования причинно-следственных связей, Юм решил ее с позиций агностицизма.
Пантеистическая философия Б.Спинозы и монадология Г. Лейбница.
Бенедикт Спиноза (1632–1677) – голландский мыслитель выступил с критикой декартовского дуализма и разработал учение о мире как единой субстанции. Основными сочинениями Спинозы были «Богословско-политический трактат» и «Этика». Центральная идея философии Спинозы – отождествление Бога и Природы – пантеизм. Не существует различия между высшей субстанцией (Богом) и миром, им сотворенным, существует только единая субстанция, которая заключает в себе все сущее. Только едина субстанция Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный». Спиноза отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей – модусов. Субстанция едина, модусов – бесчисленное множество.
Согласно Спинозе, человек – существо, в котором модусу протяженности соответствует модус мышления – душа. Телесное и духовное в человеке не зависят друг от друга – они «параллельны». Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы соотнести с ним свою жизнь, «свобода есть осознанная необходимость».
Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий мыслитель и философ – главный философский труд «Монадология». Субстанцию он подразделяет на бесконечное множество, называя их монадами. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Движение и развитие каждой из них находятся в полном соответствии с движением и развитием других монад. Неделимые монады составляют сущность всей Вселенной. Монады различаются по уровню сознательности:
1) монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого вида, относятся к неживой природе – это минералы.
2) монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из монад второго вида, относятся к живой природе – это растения и животные.
3) высшие монады, монады-духи, наделены полноценным сознанием. Носителем монад, наделенных сознанием, является человек. Бог – абсолютно сознательная монада.
Монадология Лейбница своим возникновением обязана открытию микроскопа А. Левенгуком, который изучал микроскопическое строение тел. Таким образом, монада – микрокосм, бесконечно малый мир.