Классическая греческая философия.
Софисты
К наиболее видным представителям так называемых старших софистов принадлежат Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт. Наиболее выдающимися представителями младшей софистики являются Фразимах, Критий и ученики Горгия Алкидам, Ликофрон и Полемон.
Материализм Протагора (ок. 481–411 до н. э.) связан с атеизмом: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». В теории познания Протагор отстаивал сенсуализм. На его основе он приходит к определенному гносеологическому релятивизму. Если рассмотреть наиболее известное изречение Протагора о том, что «человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют», в соответствии с его общей материалистической ориентацией, то оно гласит, что человек воспринимает мир таким, каков он есть. Софисты переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Поэтому они и уделяют такое большое внимание языку как средству передачи мнений.
Для софистов характерно:
– критическое отношение к окружающей действительности;
– стремление проверить все на практике, логически доказать правильность той или иной мысли;
– неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
– восприятие норм морали как предмет критики;
– субъективизм в оценках и суждениях.
Сократ (469-399 до н. э.) в центр своих философских интересов ставит человека, проблемы добродетели, морали, права, гражданских законов, войны и мира, проблемы политики. Своим важнейшим призванием Сократ считал воспитание людей, смысл которого он видел в дискуссиях и беседах. Поэтому он не оставил никаких трактатов. О его воззрениях узнаем из работ его учеников: диалоги Платона, Ксенофонт «Воспоминания о Сократе».
Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Целью всего в мире, по Сократу, является человек. В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. В этой связи он ставит вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель? Для Сократа мораль сливается со знанием. Истинная нравственность, по Сократу,– знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Одно из известнейших его изречений – «знаю, что ничего не знаю» – является объяснением необходимости более глубокого познания самого себя.
В разговорах и дискуссиях сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника – сократовская ирония. С иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство). Этим термином, который он выбрал по аналогии с профессией своей матери – помогать ребенку появиться на свет, Сократ определял стремление помочь своим слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности.
Платон (427-347 до н.э.) Платон в саду, посвященном полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу «Академию», которая становится центром античного идеализма.
Платон оставил обширное философское наследие. Кроме «Апологии Сократа», «Законов», писем и эпиграмм он написал еще 34 работы в форме диалога.
Основной вопрос философии он решает однозначно – идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же.
Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной материей (небытием).
Истинный мир идей не однороден, существует иерархия идей. Выше всего стоит, по Платону, идея блага, красоты и добра.
Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в вопросах теории познания. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону,– это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности. Ограниченность возможностей человека в познании мира Платон передал с помощью мифа об узнике в пещере. Узник прикован спиной к выходу и видит на стене лишь тени истинных идей, которые находятся за его спиной.
Гносеологические и онтологические взгляды Платона перекликаются с его понятием души. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей: разум, затем идут воля и благородные желания и третья, самая низшая часть – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.
Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое возникает как общество трех социальных групп: правители – философы, стратеги – воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители – земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными. Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость – добродетель воинов, а умеренность – добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость – не относится к отдельным сословиям, но является «надсословной» добродетелью.
С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы (аристократическая республика) и регрессивные – упадочные (тимократия, олигархия, демократия, тирания).
Ученик ПлатонаАристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Аристотель в Афинах основывает перипатетическую школу в афинском Ликее.
Работы: «Метафизика» (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые был посвящены вопросам естественных наук, т. е. за физикой), «Физика», «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорология», «О возникновении животных», «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика», «Органон» и др.
Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю, которая образует «потенциальную» предпосылку существования, бытие в возможности. Активное начало – форма – способ существования материи.
В «Органоне» философ вводит десять категорий, описывающих бытие: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, свойство, действие, пассивность.
Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, касающиеся источника движения. Движение присуще самим вещам и является самодвижением; первого двигателя. Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение – не сообщается ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно.
Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную (первая материя), формальную (форма), активную (переход возможности в действительность), или воздействующую, и причину конечную (цель и смысл движения), или целевую.
Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно найти и в его понимании сознания (души). Душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений, чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.
Познание. Основой познавательного процесса Аристотель считал чувства, когда человек овладевает единичным, индивидуальным. Постижение общего является привилегией разума, который, подобно чувствам, черпающим из реальности, черпает из чувственного опыта.
Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину.
Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным. Ощущение, согласно его представлениям, непосредственно отражает индивидуальное бытие. И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и непосредственных восприятий переходит к представлениям, возникают ошибки. Научное познание (эпистема), опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от мнения (докса).
Аристотель, собственно, заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Закон противоречия в сущности гласит, что при неизменных условиях невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание, и его отрицание. Закон исключенного третьего объясняет тот факт, что из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно.
Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину – как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство.
Понятия «государство» и «общество» Аристотель по сути отождествлял. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Хорошими формами государства он считает монархию, аристократию и политею; плохими – тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи).
Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Идеал государства, по Аристотелю,– общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов.
Эллинско-римская философия.
После Платона и Аристотеля центр развития античной культуры постепенно переместился из Греции в Рим. Наряду с перипатетиками и неоплатонизмом наиболее известными среди философских школ Греции и Рима в IV в. до н. э. стали скептицизм, эпикурейство, кинизм, стоицизм.
Скептицизм. Главная идея учения скептиков – сомнение в возможности достоверного познания мира человеком, воздержание от окончательных суждений об окружающем мире.
Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360-270 до н. э.).
Уже наивная диалектика первых греческих философов позволила установить постоянную текучесть и изменчивость вещей, наличие противоречий между чувственными впечатлениями и понятиями человеческого разума, относительность явлений, воспринимаемых органами чувств. Скептики довели эти идеи до сомнения в силе и возможностях разума. Люди высказывают разные мнения об одном и том же предмете или событии. При этом всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Способов проверить истинность этих утверждений не существует. Все, что человек считает своим знанием о мире, в действительности является только набором его мнений, окончательно доказать или опровергнуть которые никто не в состоянии.
Скептикам принадлежит важная историческая заслуга – они впервые сознательно поставили и исследовали проблему возможностей и границ познания. В философии, науке и культуре в целом до сих пор обсуждается вопрос о том, безграничны или ограничены возможности человека в познании и преобразовании окружающего мира. Полное или частичное отрицание возможности познания мира для человека получило в последующие века название «агностицизм».
Эпикурейство. Основателем эпикурейства был древнегреческий мыслитель Эпикур (341-270 до н. э.). Он продолжил разработку материалистической концепции Демокрита и внес в его учение ряд новых идей. С точки зрения Эпикура, атомы могут самопроизвольно отклоняться, что освободило место случайности. Однако наибольшую известность получила другая составная часть учения Эпикура – его этические взгляды, представления о смысле и цели человеческого существования. Именно за этими идеями закрепилось название «эпикурейство».
Высшим благом для человека Эпикур считал блаженство, наслаждение. Следует освобождаться от всего, что мешает наслаждению. Добродетель нужна не сама по себе, а только потому, что способствует достижению блаженства.
Эпикур считал, что счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения. Однако наслаждения он не сводил к примитивным удовольствиям. Длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага: дружба и знания. Высшая форма блаженства – это состояние душевного покоя, невозмутимости. Это состояние Эпикур называл атараксией.
Кинизм. Циником называют человека, демонстрирующего неуважение к общепринятым нормам поведения и признаваемым в обществе ценностям. Школа киников сложилась в Древней Греции в IV в. до н. э. и существовала до VI в. н. э. Основателями школы были ученики Сократа Антисфен и Диоген Синопский. Диоген Синопский за свой неопрятный образ жизни получил прозвище «Диоген-собака», и само название философской школы, созданной его последователями, также было образовано от слова «канис», т. е. собака. Учение кинизма возникли в среде людей, считавших себя несправедливо обделенными при существующем строе общественной жизни. Киники создали этическую концепцию, которая отражала протест бесправной части общества против власти и богатства. Суть этого протеста состояла в постоянной демонстрации своей свободы от сложившихся в обществе моральных норм, обычаев и правил поведения.
Итак, жизненным идеалом киников была свобода от человеческих и божественных законов. Человеку нужен возврат к природе, к существованию в естественных условиях, без культуры, вне стеснительных рамок общества. Нужен уклад жизни простого, примитивного существа с ограниченными потребностями.
Стоицизм – философская школа, сложившаяся в конце IV в. до н. э. и просуществовавшая вплоть до закрытия всех школ императором Юстинианом в 529 г. н. э. Слово «стоицизм» произошло от названия портика в Афинах. Сторонники: Зенон из Китиона, династия римских полководцев Сципионы, организатор заговора против Цезаря Брут, философ Сенека, император Марк Аврелий (121–180 гг.).
Главное умонастроение, пронизывающее стоическое мировоззрение – чувство неопределенности и ненадежности человеческого существования, которому постоянно угрожает изменчивый и враждебный внешний мир. В обществе постоянно ощущается угроза благосостоянию, свободе и самой жизни любого человека – от бедняка до царя. В отличие от киников и эпикурейцев, стоики считали необходимым активное участие в общественной жизни. В их учении ярко звучит идея презрения к страданию, опасности и смерти. Идеал стоиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств. Он действует в согласии с природными законами, добровольно и бесстрашно подчиняется воле судьбы, необходимости, року. Противостоять судьбе бессмысленно и тщетно. Покорность же перед судьбой переходит во внутреннюю свободу человека, мысли и действия которого перестает сковывать страх за свою жизнь и благополучие.
Вера стоиков в судьбу, рок, равнодушие к земным благам и почестям сделала их предшественниками христианского фатализма.
Неоплатонизм – последний этап развития античной философии. Его основателем считается Аммоний Саккас из Александрии (ок.175-242). Крупнейшим представителем этого течения был Плотин (205-270), последний крупный неоплатоник – Прокл (410-485).
Основой всего сущего Плотин считал единое божественное первоначало – сверхчувственное, сверхразумное и сверхприродное. Это первоначало едино и является причиной всего, верховной силой, высшим благом.
Бытие, согласно Плотину, зависит от божественного первоначала. Мир представляется лестницей, на которой происходит постепенное снижение первоначала:
– божественное первоначало;
– божественный ум;
– божественная душа;
– природа.
Первоначало подобно свету, материя же подобна тьме. Мир образуется из материи путем проникновения в нее эманации, т.е. истечения божественного первоначала. Отношение божественного первоначала по отношению к миру во многом воспроизводит платоновское противопоставление мира идей и мира вещей. Человек же, по Плотину, состоит из души умопостигаемой и тела. Для человека существует способ приблизиться к божественному началу – это религиозный экстаз, в котором человек поднимается над телесным миром.
Прокл детально разработал учение об эманации, предложенное Плотином. Эманация для него как движение душ от бога к миру (нисхождение), так и возвращение их от мира к богу (восхождение).
Неоплатонизм подготовил почву для патристики и схоластики.
Основные понятия и категории: брахман, атман, рита, пракрити, пуруши, сансара, мокша, дао, метемпсихоз, реинкарнация, апейрон, атом, закономерность, космоцентризм, материя, необходимость, первоматерия, первооснова, причинность, противоположность, случайность, сущее, форма, эйдос.
Творческие задания
1. Проанализируйте достоинства и недостатки различных типов государства по Аристотелю.
2.Подумайте, какое влияние религиозно-философские учения Древнего Востока оказывают на современные Индию и Китай.
Список литературы:
1. Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.
2. Томпсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2002.
3. Кессиди Ф. Х. Сократ. СПб: Алетейя, 2001.
4. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
5. Ахутин А. В. Античные начала философии. СПб: Наука, 2007.
6. Платон. Государство, Законы, Политик. М.: Мысль, 1998.