Научная и промышленная революция Нового времени и их влияние на реформирование философской мысли. Проблема метода познания в философии.
В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод – путь познания. Проблема метода – проблема основ познания и критериев истины.
Философия Нового времени даёт три основных решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм.
Сенсуализм- Эта философская концепция за основу познания и критерий истины берущая чувства. Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». В философии Нового времени сенсуализм представлен в философии англичанина Джона Локка (1632–1704).
Эмпиризм Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, политик и писатель.
Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей». В философии Нового времени рационализм представлен в философии Р.Декарта (1596–1650), французского философа и математика.
Проблема субстанции в философии Нового времени.
Одной из основных проблем философии Нового времени являлась проблема субстанции. Проблема субстанции восходит к античной философии и получает в Новое время три основных решения:
Дуализм - это философская концепция, все многообразие бытия сводящая к двум субстанциям. В философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта. Р. Декарт определял субстанцию как «вещь, которая является причиной себя самой». Он выделил две субстанции: дух и материю. Параллельное изменение в материальной и духовной субстанции скорректированы богом.
Монизм - данная философская концепция в основе бытия усматривает одну субстанцию. В философии Нового времени монистическая концепция представлена пантеистической философией голландского философа Б. Спинозы (1632-1677). Субстанция одна - это бог или природа. Она имеет два атрибута: мышление и протяжение. Модусы субстанции - это единичные вещи. Таким образом, конечные вещи - это состояния Бога, а Бог - внутренняя причина всех вещей. Душа человека - идея тела, то есть душа - не субстанция, а лишь модус мышления.
Плюрализм - эта концепция, допускающая бесконечно многое число субстанций. Сам автор этой концепции - известнейший немецкий математик и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716) - назвал своё учение «монадологией».
Согласно Г.В. Лейбницу, существует бесконечное множество субстанций или монад (в переводе: «единое», «единица»), они неделимы и идеальны.
Социально - политические идеи в философии Нового времени. (Т. Гоббс и ДЖ. Локк).
Философия Нового времени стремилась охватить все сферы человеческой жизнедеятельности, демонстрируя уверенность в возможностях человеческого познания. Представление о человеке как разумную, мыслящее существо привели к пересмотру всей совокупности взглядов о роли личности, государства, религии, общества. Особое внимание социально-политическим и правовым вопросам уделяли английские философы Гоббс и Дж. Локк.
Основные произведения: «Левиафан», «О гражданине». Общественные явления Гоббс понимал в духе механистического естествознания. Общество, государство мыслитель рассматривал как механизм, который можно разложить на элементы и объяснить их взаимодействие законами природы.
Самой известной из социально-политических идей Гоббса является т.н. теория общественного договора. Государство есть продукт общественного договора, и создается она для того чтобы утвердить общественный мир. Естественное право человека — стремиться к благам, и в этом интересы государства и интересы каждого члена общества должны совпадать.
Джон Локк (1632-1704). Основные произведения: «Два трактата о государственном управлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства».
Кроме изложения своего видения теории общественного договора, Локк создал концепцию прав человека. Основными, неотъемлемыми правами каждого человека мыслитель считал право на жизнь, на свободу и на собственность. Главное назначение государства — гарантировать человеку соблюдения этих прав.
Философия эпохи просвещения
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства.
Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д.
Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества.
Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию.
При этом принималось, что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.