Перспективы современной цивилизации

Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным образом, путем перенесения на него существующих в настоящем тенденций развития. Каковы же эти тенденции?

Большинство современных ученых полагают, что современная эпоха носит двойственный характер. Она представляет собой завершающую фазу гигантского «мегацикла» человеческой истории и вместе с тем начальный этап возникновения какого-то принципиально нового этапа эволюции.

С одной стороны, в ряде стран по-прежнему действуют сохранившиеся с прошедших времен тенденции изоляционизма, культурной замкнутости, технико-экономического застоя, тоталитаризма и враждебности к внешнему миру. Человечество и сейчас по инерции сохраняет доставшееся ему от прошлого раздвоение на «Восток» и «Запад».

С другой стороны, развертывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности.Этот процесс идет одновременно в двух основных направлениях: 1) становление в наиболее развитых странах нового типа общества; 2) образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).

Новый тип общества,идущий на смену индустриальному,называют по-разному: «постиндустриальное общество», «сверхиндустриальная цивилизация», «информационное общество», «технотронное общество» и т.п. Высказывается мнение, что такое общество уже сложилось к началу XXI века в наиболее высокоразвитых странах (США, Япония, страны ЕЭС), другим же государствам потребуется для этого еще 25 – 50 лет.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному – далеко не гладкий процесс. Он имеет свои трудности и противоречия, причем такие, которых человечество прошлых эпох не знало. Это, прежде всего, глобальные кризисы и проблемы.

Глобальные проблемы – это проблемы, затрагивающие интересы каждого человека, каждой страны, человечества в целом. Они носят общепланетарный, интернациональный характер, проявляют себя как объективный фактор развития общества во всех регионах планеты. Их глобальность определяется, прежде всего, тем, что от их решения зависит существование человечества в целом, и что они не могут быть разрешены в рамках отдельных государств или группы стран.

Глобальные проблемы взаимосвязаны, но условно их можно разделить на три группы: интерсоциальные, экологические и антропосоциальные.

1) Интерсоциальные проблемы возникают как результат взаимодействия государств, их союзов, различных регионов планеты.К наиболее значимым проблемам этой группы относят задачу сохранения мира и предотвращение новой мировой войны, преодоление международной дестабилизации, устранение неравномерности экономического развития различных стран и регионов, борьбу с международным терроризмом и др.

2) Экологические проблемы возникли как результат взаимодействия общества и природы, которое привело в середине ХХ веке к катастрофическому разрушению природной основы существования мировой цивилизации. Это – загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов (почвы, запасов топлива, энергии, сырья, воды), необходимость освоения Мирового океана и космоса и др.

3) Антропосоциальные проблемы– это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества: демографическая проблема, проблемы здравоохранения, сохранения генофонда человека и предотвращения генетической катастрофы и др.

Изучение глобальных проблем началось в 1968 году, когда группа ученых во главе с итальянским экономистом А.Печчеи образовала так называемый «Римский клуб» - международную неправительственную организацию, цели которой – выявление проблем современного мира в их совокупности, рекомендации правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами.

В качестве причин возникновения глобальных проблем в первую очередь называют усиление воздействия человечества на природу и возрастание размаха (масштаба) его хозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Другая причина – хищнический характер отношения человека к природе. Поэтому магистральным направлением в решении глобальных проблем является не только совершенствование технологических процессов по типу природных, но и достижение высокого уровня экологической культуры всего человечества.

Противоречие и негативные тенденции, сопровождающие развитие постиндустриального общества, повергают некоторых философов, социологов и культурологов в уныние. Происходящие в современном мире процессы иногда изображаются, чуть ли не как предсмертная агония всего человечества или, по крайней мере, западной цивилизации. Возникают полярные оценки перспектив технического прогресса (технократия и технофобия), развития науки и ее роли в современном мире (сциентизм и антисциентизм), перспектив решения экологических проблем (экологический пессимизм и экологический оптимизм).

Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции стран и народов. Он сопровождается такими явлениями как мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капиталов, человеческих и производственных ресурсов, унификация законодательств, экономических и технологических процессов, сближение культур различных стран.

Глобализация является закономерным следствием предыдущих исторических этапов экономического, социального и культурного развития человечества. Но если в прошлом контакты между географически далекими странами были затруднены (что и обуславливало «локальность» их развития), то ныне практически все народы втянуты в общую сеть разнообразных связей и образуют, хотя и полный противоречий, но единый мир.

Глобализация несет новый уровень самоорганизации человечества. Исторической эпохе разрозненного существования стран и народов приходит конец. Наступает эпоха их объединения и сотрудничества во всепланетном масштабе. Мировой экономический рынок, международное право, единые стандарты образования и услуг, непрерывное передвижение через границы государств людей, товаров, денег, информации и т.д. – все это постепенно сплачивает человечество в единый социальный организм.

В сущности, лишь в современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное – как охватывающая весь мир целостная социальная система.

Глобализация имеет свои трудности и проблемы. Опасение утраты странами и народами своей национально-культурной самобытности, политической и экономической независимости, породило движение антиглобалистов. Стремление к лидерству наиболее развитых стран приводит к взрывам национализма в экономически слаборазвитых государствах.

Тем не менее, глобализация прогрессирует, и к настоящему времени явно вырисовываются контуры однополярного и моноцентричного мираво главе с США и «богатой семеркой» лидирующих государств.

Глобальность возникающего на наших глазах нового типа социальной реальности ведет к фундаментальной перестройке всемирно-исторического процесса. До сих пор история свершалась через «пробы и ошибки» различных стран и народов. Неудачный выбор приводил народы к гибели или к ассимиляции с другими цивилизациями, удачный выбор которых позволял им совершенствовать организацию своей жизни. Но человечество в целом продолжало существовать. Однако глобальный человеческий мир как единое целое не может двигаться к будущему сразу несколькими путями. Выбор ошибочного пути может завести в «эволюционный тупик» все человечество, непоправимая ошибка грозит гибелью уже не отдельному народу, а всему миру.

Отныне на все народы и страны, на всех людей, своей деятельностью создающих условия для выбора путей в будущее, ложится ответственность за будущее человечества.

Вопросы для самоконтроля

1) В чем принципиальное различие между линейной и циклической трактовками человеческой истории?

2) Перечислите основные концепции циклического и линейного развития общества.

3) В чем сущность понятия «социальный прогресс»? Назовите основные критерии прогресса в обществе.

4) Перечислите основные глобальные проблемы современности и вероятные пути их решения.

5) Что обозначают понятия «глобальные проблемы», «глобализация» и «антиглобализм»? Какова их взаимосвязь и в чем различия?

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1 Голубинцев В.Д., Донцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2004. – 640 с.

2 История философии: учебное пособие. / Под общ. ред. Г.К.Овчинникова, Е.В.Шевцова. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 278 с.

3 Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003. – 880 с.

4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2002. – 368 с.

5 Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.В.Трушкова. – М.: Былина, 2004. – 272 с.

6 Философия: Учебник./ Под ред. А.Ф. Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. – 3-е изд. – М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2005. – 688 с.

7 Философия. Часть первая: История философии: Учебное пособие. / Под ред. В.И.Кириллова, С.И.Попова, А.Н.Чумакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 374 с.

8 Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.И.Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 304 с.

9 Философия: Учебник для вузов. / Под ред. Г.В.Стрельмашука. – Изд. 3-е. – СПб.: ЛГОУ Химиздат, 2004. – 320 с.

Дополнительная

1 Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.

2 Антология средневековой мысли (теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. – СПб.: РХГИ, 2001. – Т.1. – 539 с.; 2002. – Т.2. – 635 с.

3 Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 1152 с.

4 Вишев И.В. Проблемы жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. – М.: Академический проект, 2005. – 432 с.

5 Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности. / Пер. с англ. – Ярославль: "Норд", 2004. – Т. 2, кн.1. – 384с.; 2005. – Т. 2, кн.2. – 480 с.

6 Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: "Эксмо", 2003. – 448 с.

7 Гулыга А.В. Кант. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 280 с.

8 Дуденков В.Н. Философия космизма в России рубежа XIX-XX веков. – СПб.: Изд-во СПбГТИ (ТУ), 1998. – 277 с.

9 Евлампиев И.И. История русской философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2002. – 584 с.

10 Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – 432 с.

11 Киреевский И.В. Разум на пути к Истине: философские статьи, публицистика, письма. – М.: Правило веры, 2002. – 662 с.

12 Кисиль В.Я., Риберн В.В. Галерея античных философов: В 2 т. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – Т.1. – 576 с.; Т. 2 – 576 с.

13 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.

14 Котенко В.П. История и философия классической науки: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 480 с.

15 Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2001. – 608 с.

16 Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – 3-е изд., испр. – М.: Че Ро, 2005. – 187 с.

17 Макиавелли Н. Государь. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. – 656 с.

18 Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. / Пер. с нем. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 336 с.

19 Никифоров А. Философия науки: история и теория. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

20 Основы философии науки: Учебное пособие для вузов. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с.

21 Розанов В.П. Сочинения. Опавшие листья: Из рукописного наследия. – М.: Лаком-книга, 2001. – 368 с.

21 Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. Краткая история философской мысли: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стереотип. – СПб.: Лань, 2002. – 224 с.

22 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.

23 Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. - М.: Республика, 2005. – 495 с.

24 Социальная философия: Словарь/ Под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. – М.: Акад. проект, 2003. – 556 с.

25 Томпсон М. Восточная философия/ Пер. с англ. – М.: ФАИР-Пресс, 2002. – 384 с.

26 Фараджев К.В. Русская религиозная философия. – М.: "Весь Мир", 2002. – 208 с.

27 Философский словарь/ Под общ. ред. А.П.Ярещенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 560 с.

28 Философия: справочник студента. – М.: "Слово", АСТ, 2002. – 672 с.

29 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 480 с.

30 Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2002. – 400 с.

31 Фрейд З. Я и Оно. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 864 с.

32 Фромм Э. Гуманистический психоанализ. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 224 с.

33 Хайдеггер М. Бытие и время. – СПб.: Наука, 2002 – 452 с.

34 Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие/ Составитель – Н.И.Фокина; под общ. ред. В.И.Кириллова. – М.: ТК Велби, "Проспект", 2006. – 544 с.

35 Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 703 с.

36 Шестов Л. Афины и Иерусалим. – М.: АСТ, 2001. – 400 с.

37 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. / Пер. с нем. – М.: Эксмо; СПб.: Милгар, 2005. – 736 с.

38 Юнг К. Проблема души нашего времени. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

Вспомогательная

1 Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 448 с.

2 Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. – М.: Вече, 2001. – 480 с.

3 Вонг Е.. Даосизм. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – 352 с.

4 Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 472 с.

5 Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. – М.: Гардарики, 2000. – 486 с.

6 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии XIX-XX вв. – СПб.: Летний сад, 2001. – 322 с.

7 Зеньковский В. История русской философии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. –896 с.

8 Кессиди Ф.Х. Сократ. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Алетейя, 2001. – 352 с.

9 Малявич В. Конфуций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 357 с.

10 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – Т.3: Новое время (От Леонардо до Канта). – СПб.: ПЕТРОПОЛИС, 1996. – 710 с.

11 Современная западная философия: Словарь. – М.: ТОН - Остожье, 2000. – 544 с.

12 Философы двадцатого века: Сборник. / Отв. ред. А.М.Руткевич. – М.: Искусство, 1999. – 263 с.

13 Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2. – 528 с.

14 Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.3. – 672 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Краткий словарь

Наши рекомендации