Советский период в развитии русской философии
Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно развивались традиции философии «серебряного века»). Какой-либо однозначной оценки вклада советской философии в историю мировой философской мысли пока нет. Меткое замечание Гегеля, что сова Минервы (древнеримской богини мудрости) вылетает в сумерки, вероятно, можно отнести и к этой ситуации. Должно пройти некоторое время, прежде чем можно будет дать взвешенные, лишенные идеологической тенденциозности характеристики философии советского этапа. Она уже в прошлом, но еще не история и не будет таковой, пока живы люди той эпохи.
Вопросы для самоконтроля
1) Назовите особенности и основные этапы развития русской философской мысли.
2) Какую роль в развитии русской философской мысли сыграли славянофилы и западники? Укажите основных представителей этих учений.
3) Назовите главные идеи философии всеединства В.Соловьева.
4) Перечислите главные философские идеи творчества Л.Толстого и Ф.Достоевского.
5) В чем сущность русского космизма? Назовите его основные направления и крупнейших представителей.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ
Онтология
Учение о бытии
Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, как уже отмечалось, (см. 1.5.1) относится к числу фундаментальных концепций, от характера которых зависит тип философской теории. Материализм и идеализм (объективный или субъективный), монизм, дуализм или плюрализм, - все это различные типы онтологических представлений о бытии, различные типы видения мира.И хотя термин «онтология» вошел в философский язык только в ХУП веке, проблема бытия была одной из главных уже у античных мыслителей (см. 2.2.2).
Если рассматривать понятие «бытие» в его самой широкой и непосредственной трактовке («быть» значит «существовать»), то категория бытия выступает как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире. Следовательно, бытие – это все, что существует, все, что есть в действительности. Поскольку мир многообразен, имеет смысл говорить о многообразии форм бытия, то есть,оразличных типах существования явлений, имеющих специфические закономерности функционирования и развития.
В философском анализе бытия используются различные типы его классификации.
Во-первых, все виды бытия можно подразделить на бытие природных явлений и процессов (живых и неживых), социальное бытие (общественные явления и процессы) и бытие человека как особого явления в мироздании.
Во-вторых, целесообразно различать:
- объективное бытие(объективную реальность) – мир, существующий за пределами нашего сознания: природа, общество, Вселенная в целом и т.п.
- и субъективное бытие(субъективную реальность) – содержание нашего сознания, субъективный мир наших мыслей, чувств, фантазий, желаний и т.п. Субъективное бытие как реальность существует только в сознании субъекта; умение различать эти два вида реальности, не путать вымысел, фантазию, галлюцинацию с действительностью – признак достаточно высокого уровня интеллектуального развития субъекта и его «вменяемости» (маленькие дети и лица, страдающие некоторыми видами «душевного» расстройства, не всегда способны это сделать).
В-третьих, в истории западноевропейской философии, начиная с Платона, идет традиция различать в мире материальное бытие и «идеальное» бытие, называемое также «духовным», то есть, нематериальным. Платон, как известно, наделил духовное бытие самостоятельным, независимым от материального существованием. Эта традиция сохранилась в религиозной философии (бытие Бога как духовной реальности) и в объективном идеализме (например, Абсолютная Идея в гегелевской онтологии).
В материалистических концепциях, отрицающих существование сверхчеловеческой духовной реальности, понятия «материальное и идеальное» бытие зачастую трактуются как синонимы понятий «объективное и субъективное» бытие. При этом подчеркивается, что между объективным (материальным) и субъективным (идеальным) видами бытия существует тесная взаимосвязь:
- с одной стороны, субъективное, идеальное бытие - («внутренний мир» человека) возникает как результат отражения в его сознании объективного бытия предметов и явлений материального мира;
- с другой стороны, субъективное (идеальное) бытие человеческого «внутреннего мира» объективируется в человеческой деятельности, в предметах и явлениях культуры. Человек воплощает в материю слов, звуков, красок, мрамора и т.д. свои мысли, чувства, настроения. Любое материальное явление, возникшее не естественным путем, а созданное человеком, от высших произведений искусства до тривиальной ямы в саду, содержит в себе элемент субъективности, идеальности в виде замысла, идеи, цели и т.п. Не случайно, стоя перед знаменитым «черным квадратом» Малевича, зрители задаются вопросом: «Что он хотел этим сказать?», признавая, тем самым, наличие в картине, помимо материального холста и красок, некой мысли, скрытого (нематериального) содержания.
Философский анализ бытия не сводится только к выявлению специфических видов бытия и установлению отношений и связей между ними. Не менее важной для онтологии всегда была проблема сущности бытия. Уже мыслители древности, стремясь найти за изменчивым чувственно-воспринимаемым многообразием окружающего нас мира нечто общее и более устойчивое, поставили вопрос о «истинном бытии» («истинно сущем»). Именно тогда сложились два основных подхода в трактовке сущности бытия: концепция «чистого бытия» и учение о «субстанции».
«Чистое бытие», - это существование как таковое, без каких-либо свойств, признаков, конкретных форм его проявления. Такой подход к сущности бытия впервые появился в элейской философии, в частности, у Парменида, который одним из первых начал оперировать философскими категориями максимальной степени общности – «бытие» и «небытие». «Истинное бытие» в учении Парменида - едино, неделимо, однородно, словом, о нем ничего нельзя сказать конкретного, кроме того, что оно существует. Понятие «чистого бытия» играет немалую роль и в онтологии Гегеля, но лишь как исходный пункт развития Абсолютной Идеи, которая в дальнейшем наполняется конкретным содержанием в сфере природы и в общественно-историческом процессе (см. 2.6.2).
Следует отметить, что в истории философской мысли концепция «чистого бытия» на получила особого развития. Содержание категории бытия невозможно раскрыть без указания на то, что именно обладает бытием; бытие (существование) всегда есть бытие чего-то. Модель « чистого бытия» настолько абстрактна, что оказалась мало пригодна для изучения и объяснения процессов и явлений реального мира.
Второй подход в трактовке сущности бытия также зародился в древней философии и был связан с поиском некой первопричины, некого первоначала всех явлений и процессов в мире. Такое первоначало позже получило в философии название «субстанция»(лат. substantia – сущность; первооснова). Декарт отмечал, что субстанцией следует считать то, что «не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя».
Субстанциальный подход к трактовке бытия оказался более плодотворным, не случайно именно его придерживались в своей онтологии большинство философов. Именно в рамках субстанциального подхода был поднят вопрос о количестве субстанций (что привело к возникновению монизма, дуализма и плюрализма), о соотношении материальной и духовной субстанций (возникли материализм и идеализм).