Мухаммад бин Сулейман ат-Тамими
Мухаммад бин Сулейман ат-Тамими
Три принципа и их доказательства
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Три принципа
Первый принцип
Второй принцип
Ступень первая
Ступень вторая
Ступень третья
Третий принцип
Девять условий молитвы
Столпы молитвы
Четыре правила
Правило первое
Правило второе
Правило третье
Правило четвёртое
Примечания
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Узнай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый из нас обязательно должен изучить четыре вопроса.
Знание, оно включает в себя познание Аллаха, познание его пророка и познание религии Ислама на основании доказательств.
Действие согласно этому,
Призыв к этому.
Терпение перед трудностями, возникающими на этом поприще,
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Клянусь предвечерним временем1, поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!" (аль-Аср 103:1-3).
Имам аш-Шафии, да смилостивиться над ним Всевышний Аллах, сказал: "Если бы Аллах не ниспослал бы доказательство, кроме этой суры, то этого бы было достаточно". Аль-Бухари, да смилостивиться над ним Всевышний Аллах, в главе "Знание прежде речей и деяний" сказал: "Доказательством этого (изложенного в названии главы) является высказывание Всевышнего:
"Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху" (Мухаммад 47 19).
Аллах упомянул знание прежде речей и деяний.
Знай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый мусульманин и каждая мусульманка обязана познать следующие три вопроса и действовать в соответствии с ними.
1. Аллах создал нас, дал нам средства к существованию, и не оставил нас, предоставив самим себе. Он отправил к нам посланника, и тот, кто подчинился ему, войдёт в рай, а кто ослушается его, попадет в Огонь, Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Мы послали к вам посланника, свидетельствующего против вас, как послали к Фараону посланника. И ослушался Фараон посланника, и схватили мы его хваткой мучительной" (аль-Муззаммиль 73:15-16).
2. Аллах недоволен, когда кто-либо приобщает к Нему равных в поклонении, будь то приближённый ангел или посланный Пророк. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Мечети - для Аллаха, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом" (аль-Джинн 72:18).
3. Кто подчинился посланнику и не приобщал равных к Аллаху не должен дружелюбно относиться к тем, кто враждебен к Аллаху и Его посланнику, даже если это самый близкий родственник. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
"Ты не найдёшь людей, которые веруют в Аллаха и в Последний день, чтобы они любили тех. кто противится Аллаху и Его посланнику, даже если они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. Аллах написал в их сердцах веру и подкрепил их духом от Него и введёт их в сады, где внизу текут реки, — вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом Это - партия Аллаха, Поистине, партия Аллаха - они счастливые!"2 (аль-Муджадала 58:22).
Узнай, да наставит Аллах тебя на путь подчинения Ему, что дорога нации Ибрахима, преданной Аллаху, в поклонении Одному Ему и очищении перед ним веры. Это повелел Аллах всем людям, и для этого создал их. Всевышний сказал:
"И создал Я джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (не приобщая Мне равных)" (аз-Зарийат 51:56).
Величайшим повелением Аллаха является таухид. Это - единение Аллаха в поклонении Величайшим запретом Аллаха является ширк. Это - обращение с мольбой к кому-либо помимо Него Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего" (ан-Ниса 4 36).
ТРИ ПРИНЦИПА
Если тебя спросят "Какие три принципа обязательно знать каждому человеку?" - то скажи: "Познание рабом своего Господа, своей религии и своего пророка Мухаммада да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир”.
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП
Если тебя спросят: "Кто твой Господь?" — то ответь:
"Мой Господь — Аллах, который создал меня и все миры из своей милости. Я поклоняюсь только Ему и никому иному. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
"Хвала Аллаху, Господу миров" (аль-Фатиха 1.2).
Каждый, кроме Аллаха, относится к мирам, и я — один из них. Если же тебя спросят:
"Как ты узнаёшь своего Господа?" - то скажи: "По Его знамениям и творениям. К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Его творениями являются семь небес и семь земель и те, кто в них и между ними. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
"Из Его знамений - ночь и день. солнце и луна. Не поклоняйтесь солнцу и луне, а падайте ниц пред Аллахом, который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь" (Фуссилат 41:37),
Всевышний также сказал: "Поистине, Господь ваш - Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней, а потом вознёсся на Трон. Он закрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... и солнце, и луну, и звёзды, подчинённые в Его власти. Ему принадлежит и создание и власть. Благословен Аллах, Господь миров'" (аль-Араф 7:54),
Господь - это тот, кому поклоняются. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
"О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! - который землю сделал для вас ковром, небозданием, и низвёл с неба воду, и вывел ею плоды пропитанием для вас. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете'" (аль-Бакара 2:21-22),
Ибн Касир, да смилостивиться над ним Всевышний Аллах, сказал: "Творец этого достоин поклонения".
К формам поклонения, которые повелел совершать Аллах, относятся ислам, вера, ихсан. К ним относятся также мольба, страх, надежда, упование, надежда, трепет, смирение, раскаяние, мольба о помощи, прибегание к покровительству, жертвоприношение, обет и прочие формы поклонения, предписанные Аллахом, Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
"Мечети - для Аллаха, и не взывай ни к кому наряду с Аллахом" (аль-Джин 72:18)
Каждый, кто обращает что-либо из этого к кому-то помимо Аллаха, является мушриком и неверным. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
"А кто взывает наряду с Аллахом к другому божеству, - нет у него для этого доказательства, и счёт его только у его Господа! Не бывают счастливы неверные" (аль-Муминун 23:117)
Хадис гласит: "Мольба — стержень поклонения"3Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "И сказал ваш Господь: "Призывайте Меня, и Я отвечу вам. Поистине, те, кто превозносится над поклонением Мне — войдут в геенну на вечное пребывание!" (Гафир 40:60).
На страх в поклонении указывает высказывание Всевышнего: "Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!" (Али Имран 3:175).
На надежду в поклонении указывает высказывание Всевышнего.
"И кто надеется встретить своего Господа пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого" (аль-Кахф 18:110).
На упование указывает высказывание Всевышнего:
"На Аллаха уповайте, если вы верующие!" (аль-Маиде 5:23).
Всевышний также сказал:
"А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен" (ат-Тапак 65:3).
На надежду, трепет и смирение в поклонении указывает высказывание Всевышнего:
"Поистине, они устремлялись к благим делам и взывали к Нам с надеждой и трепетом, и были они пред Нами смиренными" (аль-Анбийа 21:90).
На боязнь указывает высказывание Всевышнего:
"Не бойтесь же их и бойтесь Меня" (аль-Бакара 2:150).
На раскаяние указывает высказывание Всевышнего:
"С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему" (аз-Зумар 39:54).
На мольбу о помощи указывает высказывание Всевышнего. "Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи" (апь-Фатиха 1:5). В хадисе говорится: "Если просишь о помощи то проси у Аллаха".4
На прибегание к покровительству указывает высказывание Всевышнего: "Скажи: "Я прибегаю к Господу людей" (ан-Нас 114:1).
На взывание за помощью указывает высказывание Всевышнего: "И вот, взывали вы за помощью к вашему Господу, и Он ответил вам" (аль-Анфаль 8:9).
На жертвоприношение указывает высказывание Всевышнего: "Скажи 'Поистине, молитва моя и жертва моя, жизнь моя и смерть - ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я - первый из мусульман" (апь-Анам 6:162-163).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал:
"Аллах проклял того, кто принёс жертву не Аллаху".
На обет указывает высказывание Всевышнего:
"Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается" (аль-Инсан 76:7).
ВТОРОЙ ПРИНЦИП
Познание религии Ислама на основании доказательств. Ислам — это покорность Аллаху через таухид, повиновение Ему и непричастность к ширку и его приверженцам. Он имеет три ступени: ислам, вера и ихсан, И каждая из ступеней имеет свои столпы.
Ступень первая
Столпов Ислама — пять: свидетельство "нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха", совершение молитвы, выплата закята, пост в месяц рамадан, большое паломничество в Священный дом Аллаха.
На свидетельство "нет божества, кроме Аллаха" указывает высказывание Всевышнего: "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости. Нет божества, кроме Него, Великого, Мудрого" (Али Имран 3:18).
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП
Познание вашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир). Его имя — Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль Мутталиб ибн Хашим. Хашим был родом из Курайша. Курайшиты были арабами, а арабы — потомками Исмаила ибн Ибрахима аль-Халиля, мир ему и нашему Пророку и лучшее благословение. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился к Всевышнему Другу в шестьдесят три года. Сорок лет он прожил до пророчества, тринадцать лет он был пророком, посланником, Аллах назначил его пророком, ниспослав аят "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил...," Аллах назначил его посланником, ниспослав аят "О завернувшийся в плащ!" Пророк родился в Мекке, и Аллах послал его предостерегать людей от ширка и призывать их к таухиду. На это указывает высказывание Всевышнего: "О завернувшийся в плащ!23 Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! Одежды свои очищай! Скверны избегай! Не оказывай милость, стремясь к большему! И ради Господа твоего терпи" (аль-Муддассир 74:1-7).
"Встань и увещевай" означает предостерегай от ширка и призывай к таухиду. "Господа твоего возвеличивай" означает возвеличивай Его через таухид. "Одежды свои очищай" означает очищай свои дела от ширка. В аяте "Скверны избегай" скверной называются идолы, а избежанием её — удаление от неё, язычников и непричастность к ним.
В течении десяти лет Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) следовал этому и призывал к таухиду, после чего он поднялся на небеса, где ему были предписаны пять обязательных молитв. В течение трех следующих лет он совершал эти молитвы в Мекке, после чего совершил переселение (хиджра) в Медину.
Переселение из языческой страны в исламскую является обязательным предписанием для этой общины, и переселение останется действительным до того, как наступит Час.24
На это указывает высказывание Всевышнего:
"Тем, кого упокоят ангелы, причинившими несправедливость самим себе, они скажут: "В каком положении вы были?" И скажут они: "Мы были слабыми на земле". Они скажут: "Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?" Их убежищем станет геенна, и скверно это пристанище — кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах, ведь Аллах — Извиняющий и Прощающий!" (ан-Ниса 4 97-99).
Всевышний также сказал:
"О рабы Мои, которые уверовали. Земля Моя обширна, и Мне вы поклоняйтесь" (аль-Анкабут 29:56),
Аль-Багви, да смилостивится над ним Аллах, сказал:
"Этот аят был ниспослан о мусульманах, которые остались в Мекке и не совершили переселения (хиджры). Аллах призвал их именем веры, О необходимости переселения говорит и Сунна, Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Не прервётся переселение, пока не прервётся покаяние, а покаяние не прервётся, пока солнце не взойдёт с запада" 25 . Когда он обосновался в Медине, ему было повелено выполнять остальные предписания Ислама, такие как закят, пост и большое паломничество, азан, джихад, повеление благого и запрещение неодобряемого, а также и другие предписания Ислама. Он следовал этому в течение десяти лет. Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) скончался, но религия его осталась, и это — его религия. Нет блага, на которое он бы не указал своей общине, и нет зла, от которого он бы не предостерег её. Благом, на которое он указал, является таухид и всё, что любит Аллах и чем Он доволен Злом, от которого он предостерёг, является ширк и всё, что ненавидит и порицает Аллах. Аллах послал его ко всему человечеству и предписал всем джиннам и людям подчиняться ему.
На это указывает Всевышнего:
"Скажи: "О люди! Я — посланник Аллаха ко всем вам" (аль-Араф 7:158). Аллах усовершенствовал им Свою религию, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего:
"Сегодня я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас милость Мою, и удовлетворился Исламом как религией"26 (аль-Маида 5:3).
Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) скончался, и это подтверждается словами Всевышнего: "Ты ведь смертей, и они смертны, патом вы в День воскресения у своего Господа будете препираться" (аз-Зумар 39.30), Люди после смерти будут воскрешены. Всевышний сказал: "Из неё Мы вас сотворили и в нее вас вернём и из неё вас изведем другой раз" (Та Ха 20.55). Всевышний также сказал: " И Аллах взрастил вас из земли растением, потом возвращает вас в нее и выводит изведением" (Нух 71:17). После воскрешения люди отчитываются и получают воздаяние за свои деяния, Об этом сказал Всевышний: "Аллаху принадлежит то, что на небесах и что на земле, дабы Он воздал тем, которые поступали дурно, за из поступки и воздал тем, которые творили добро, благом" (ан-Наджим 53:31). И каждый, кто считает ложью воскресение, является неверным на это указывает высказывание Всевышнего:
"Предполагают те, которые не веровали, что они никогда не будут воскрешены Скажи: "Да, клянусь Господом моим, вы будете воскрешены, потом вам будет сообщено то. что вы совершили, и это для Аллаха легко" (ат-Тагабун 64:7).
Аллах посылал всех посланников, которые радовали верующих благой вестью, и предостерегали неверных. Об этом сказал Аллах Всевышний: ".. посланников благовествующих и увещевающих, чтобы не было для людей против Аллаха довода после посланников" (ан-Ниса 4:165).
Первым из посланников был Нух, мир ему, а последним — Мухаммад (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир). Он является печатью пророков (последним пророком). О том, что первым посланником был Нух, свидетельствуют слова Аллаха "Поистине, Мы ниспослали тебе откровение, как ниспослали его Нуху и пророкам после него" 27 (ан-Ниса 4:163). К каждой общине Аллах посылал посланников, начиная с Нуха и кончая Мухаммадом, повелевая им поклоняться Одному Аллаху и запрещая им поклоняться тагуту. На это указывает высказывание Всевышнего: "Мы отправили к каждому народу посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута" (ан-Нахль 16:36). Аллах предписал всем Своим рабам проявлять неверие к тагутам и уверовать в Аллаха. Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: "Тагутом называется каждый, в отношении к которому раб переходит границу дозволенного в поклонении, покорности и подчинении." Тагутов много, и основными являются пять: Иблис, да будет на нем проклятие Аллаха, тот, кому поклоняются и он доволен этим, тот, кто призывает людей к поклонению ему, тот, кто заявляет о знании чего-нибудь из сокровенного, и тот, кто судит не по тому, что ниспослал Аллах. На это указывает высказывание Всевышнего:
“Нетпринуждения в религии Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий!" (аль-Бакара 2:256).
В этом и заключается смысл свидетельства "нет божества, кроме Аллаха" Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) "Основа нашего дела — ислам, его столб — молитва, а вершина — джихад на пути Аллаха".28 И Аллах знает все лучше!
ДЕВЯТЬ УСЛОВИЙ МОЛИТВЫ
Потеря сознания,
Купание покойника.
8. Отвращение от Ислама — да упасёт нас Аллах от этого!
5. Покрытие запретных мест. Учёные единодушны в том, что молитва того, кто совершал её нагим, имея возможность одеться, испорчена. Граница запретных мест у мужчин — от пупка до колен, также как и у рабынь. У свободных женщин все тело, кроме лица, является запретным. На это указывает высказывание Всевышнего:
"О сыны Адама! Прикрывайте свои украшения у каждой мечети" (аль-Араф 7:31). Это значит: перед каждой молитвой.
6. Наступление времени молитвы, на что указывает хадис Джибриля, мир ему, о том, что он возглавлял групповую молитву с Пророком (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) при наступлении времени молитвы и окончании его, а затем сказал:
"О Мухаммад! Молитва совершается в этом промежутке времени".34 Всевышний сказал: "Поистине, молитва предписана для верующих в определённое время" (ан-Ниса 4:103). В аяте имеется в виду, что молитва является обязательным предписанием в определённое время. Указанием на времена совершения молитв является высказывание Всевышнего: "Выполняй молитву при склонении солнца к мраку ночи, а Коран — на заре. Поистине, Коран на заре имеет свидетелей!" (аль-Исра 17:78).
7. Обращение лицом к Кибле. На необходимость этого указывает высказывание Всевышнего:
"Мы видим, как ты поворачиваешь своё лицо по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же своё лицо в сторону запретной мечети, И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в её сторону" (аль-Бакара 2:144).
8. Намерение в сердце. Произнесение его языком является ересью, и об этом свидетельствует хадис:
"Поистине, все дела определяются по намерениям и каждый получит за то, к чему стремился".35
СТОЛПЫ МОЛИТВЫ
Столпов молитвы — четырнадцать: стояние по мере возможности, такбира аль-Ихрам, чтение "аль-Фатихи", поясной поклон, поднятие из него, земные поклоны, которые совершаются на семь частей тела, выпрямление из них, сидение между двумя земными поклонами, спокойствие при совершении всех столпов, соблюдение последовательности, последний ташаххуд, сидение для него, благословение Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир), два приветствия.
Первый столп — стояние по мере возможности. На необходимость этого указывает высказывание Всевышнего: "Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте пред Аллахом с усердием" (аль-Бакара 2:238).
Второй столп — такбира аль-ихрам (произнесение слов возвеличивания Аллаха после которого молящийся вступает в священное состояние молитвы). На необходимость её указывает хадис: "Молящийся вступает в запретное состояние молитвы после возвеличивания Аллаха и выходит из него после приветствия". После нее следует читать дуа аль-Истифтах (открывающую молитву), и это относится к сунне: "О Аллах! Свят Ты и хвала Тебе! Благословенно Имя Твоё! Славно величие Твоё! Нет Божества, кроме Тебя!"
"О Аллах! Свят Ты" — О Аллах! Ты далёк от всякого несовершенства достойным Твоему величию образом;
"Хвала Тебе" — я восхваляю Тебя;
"Благословенно Имя Твоё" — благословение достигается через упоминание имени Твоего;
"Славно величие Твоё" — благословение Твоё безгранично,
"Нет божества, кроме Тебя" — ни на земле, ни на небесах нет достойного поклонения, кроме Тебя, о Аллах!
Затем следует сказать. "Прибегаю к покровительству Аллаха от шайтана, побиваемого камнями"
"Прибегаю к покровительству" означает: я ищу убежища и спасения у Тебя, о Аллах, от шайтана, побиваемого камнями, изгнанного, отделённого от милости Аллаха, чтобы не нанёс он вреда ни моей вере, ни моей мирской жизни.
Чтение "аль-Фатихи" является столпом в каждом ракате, о чём свидетельствует хадис: "Нет молитвы у того, кто не прочёл суру, открывающую Книгу ("аль-Фатиху") 37 Она является матерью Корана38
"Именем Аллаха Милостивого, Милосердного" — благословение и мольба о помощи,
"Хвала Аллаху..." Хвалой “аль-хамд” называется похвала, и первые две буквы слова — "алиф" и "лям" — показывают совокупность всех достоинств и похвал. А похвала за блага, которые Аллах заложил в нас, например. за красоту, в арабском языке называется не “хамд”, а “мадх".
'Господу миров...," Господом называется Достойный поклонения, Творец, Владыка, Правитель, который сотворил и позаботился о всех творениях по Своей милости. К мирам, ко вселенной относятся все, кроме Аллаха, ибо Он — Господь всего.
"Милосердному" — указывает на общее милосердие Аллаха ко всем творениям.
"Милостивому" — указывает на общее милосердие Аллаха в отношении верующих. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Он милостив к верующим" (аль-Ахзаб 33:43)
"Хозяин судного дня" — дня воздаяния и отчёта, когда каждому воздается за его дела: за благие — благом, а за злые — злом. Об этом сказал Всевышний: "Что же даст тебе знать, что такое День суда? И затем, что же даст тебе знать, что такое День суда? — в тот День душа не сможет ничего сделать для другой души, и власть в тот день принадлежит Аллаху" (аль-Инфитар 82:17-19). Об этом сказал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир): "Проницателен тот, кто покоряет свою душу и работает для того, что после смерти, и беспомощен тот, чья душа последовала за своими страстями и тешит себя надеждой на Аллаха."39
"Тебе Одному мы поклоняемся" — не поклоняемся никому, кроме Тебя. Завет между рабом и его Господом состоит в том, чтобы раб не поклонялся никому, кроме Него.
"И у тебя Одного просим помощи" — завет между рабом и его Господом состоит в том, чтобы раб не просил помощи ни у кого, кроме Аллаха,
"Веди нас по дороге прямой" — направь нас, наставь нас и утверди нас на дороге Ислама, дороге посланника, дороге Корана, полной истины, в которой нет заблуждения,
"По дороге тех, кого Ты облагодетельствовал" — тех, к кому Ты обратил милость Свою. Всевышний Аллах сказал: "А кто повинуется Аллаху и посланнику (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир), то они — вместе с пророками праведниками, шахидами (павшими мучениками), благочестивыми, которым Аллах оказал милость. И сколь прекрасны они как товарищи" (ан-Ниса 4:69).
"Не тех, кто находится под гневом" — ими являются иудеи, которые обладают знанием, но не следуют ему, Мы просим Аллаха, чтобы Он отдалил нас от их дороги!
"И не заблудших" — ими являются христиане, которые поклоняются Аллаху, находясь в невежестве и заблуждении. На заблудших указывает высказывание Всевышнего: "Скажи: "Не сообщить ли мне вам про потерпевших наибольший убыток в делах, — тех, усердие которых заблудилось в жизни ближней, и они думают, что они творят благое" (аль-Кахф 18:103-104).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Поистине, вы следуете путями тех. которые были прежде вас, в точности подражая им во всем."40 И даже если они залезут в кору ящерицы 41, то и тогда вы последуете за ними". Его спросили: "О посланник Аллаха, это иудеи и христиане?" Он сказал: "А кто же ещё".42 Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В другом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Иудеи разделились на семьдесят одну группу, христиане разделились на семьдесят две группы, а эта община разделится на семьдесят три группы, и все они окажутся в Огне кроме одной" Мы спросили: "Кто они, о посланник Аллаха?" Он ответил: "Это те, кто последовал за мной и моими сподвижниками”.43
Поясной поклон, поднятие из него, земной поклон, совершаемый на семь частей тела, выпрямление из него, сидение между двумя земными поклонами. Всевышний Аллах сказал: "О вы, которые уверовали! Кланяйтесь и падайте ниц..." (аль-Хаджж 2277). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Мне повелено совершать земной поклон на пять костей”.44
Спокойствие при совершении всех положений. Соблюдение последовательности между столпами Абу Хурайра рассказывал: "Когда мы сидели около Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), вошел человек, совершил молитву и поприветствовал Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир). Он сказал: "Вернись и соверши молитву, потому что ты не совершил её". И это повторилось трижды. Потом этот человек сказал: "Клянусь тем, кто послал тебя пророком с истиной, я не знаю лучшего, чем это, научи же меня". Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал ему: "Когда ты встаешь на молитву, возвеличь Аллаха, затем прочти то. что можешь из Корана, затем соверши поясной поклон, пока не успокоишься, затем поднимись, пока не выпрямишься стоя, затем соверши земной поклон, пока не успокоишься, затем поднимись, пока не сядешь спокойно, затем совершай это в течении всей молитвы".
Последний ташаххуд также является обязательным столпам Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: "До того, как ташаххуд был предписан нам обязательным, мы говорили: "Мир Аллаху от Его рабов, мир Джибрилю и Микаилу. И Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Не говорите: "Мир Мир Аллаху от Его рабов", — потому что Аллах есть мир, но говорите: "Приветствия, молитвы и благие слова — Аллаху: мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и благословение! Мир — нам и праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник." 45
"Приветствия" — объединяет всякое возвеличивание Аллаха, которое принадлежит Ему и которого Он достоин, такое как поклон, поясной поклон, земной поклон и всё, чем раб возвеличивает Господа миров — Аллаха Тот, кто обращает что-либо из этого не Аллаху, является язычником и неверным.46
"Молитвы" — все благие воззвания. Некоторые комментаторы считали, что имеются в виду пять обязательных молитв.
"Благие слова" — Аллах Благой, и принимает только благие речи и деяния.
"Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение" — молитва за благополучие Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) и ниспослание ему милости и благословения. Тот кто молится за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не молится ему наряду с Аллахом,
"Мир — нам и праведным рабам Аллаха" — мольба за благополучие самого себя и всех праведных рабов на небесах и на земле. Мир — это благая молитва. Рабы должны молится за праведников, а не молится им наряду с Аллахом.
"Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Одного, у которого нет нет сотоварища" — принесение свидетельства полной убеждённости в том, что ни на земле, ни в небесах нет достойного для поклонения, кроме Аллаха.
Свидетельство о том, что Мухаммад — посланник Аллаха, утверждает то, что он является рабом, которому не поклоняются, и посланником, которого нельзя считать ложным, а необходимо подчиняться ему и следовать за ним. Аллах прославил его как раба. На это указывает высказывание Всевышнего: "Благословен тот, который ниспослал Различение Своему рабу, чтобы он стал для миров проповедником" (аль-Фуркан 25:1).
"О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и род Ибрахима. Поистине, Ты — Восхваляемый, Славный!" — мольба о благословении Аллаха и Его похвале, Своему рабу на верховном сонме. Аль-Бухари в ас-Сахихе передал хадис от Абу аль-Алийи: "Благословение Аллаха — это похвала Его Своему рабу на верховном сонме". Некоторые комментаторы считали, что это — милость Аллаха. Но верным является первое мнение. На ангелах лежит обязанность просить прощение, а на людях — взывать к Аллаху.
ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА
Прошу Благородного Аллаха, Господа Великого трона, чтобы Он покровительствовал тебе как в ближней жизни, так и в будущей, чтобы Он благословил тебя, где бы ты ни был и сделал тебя из числа тех, кто благодарит, когда его одаряют, терпит, когда его постигает испытание, просит прощения, когда совершает грех, поскольку эти три качества являются признаком счастья. Знай же, да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему, что дорога Ибрахима, приверженная к Аллаху, состоит в поклонении Одному Аллаху, очищая перед Ним веру. Всевышний Аллах сказал: "Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне" (аз-Зарийат 51:56).47
И когда ты уже узнал, что Аллах создал тебя для поклонения, узнай и то, что поклонение не называется поклонением без таухида, подобно тому, как молитва не называется молитвой без ритуальной чистоты. Если в поклонение проникнет ширк (приобщение к Аллаху равных), то оно портится, так и ритуальная чистота портится от осквернения.48
Когда же ты узнал, что ширк портит поклонение, если смешивается с ним, разрушает деяния и обрекает раба на вечное пребывание в Огне, тебе стало ясно, что знать это является твоей важнейшей обязанностью, — может быть, Аллах спасёт тебя из трясины, имя которой — ширк. Всевышний Аллах сказал: “Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает” (ан-Ниса 4:28, 116). Для того, чтобы избежать ширка, ты должен знать четыре правила, которые Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге.
Правило первое.
Ты должен знать, что неверные, которые воевали с посланниками Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир), признавали то, что Всевышний Аллах является Творцом. Дарующим пропитание, Управляющим, но вместе с тем, они не входили в Ислам. Об этом свидетельствует высказывание Всевышнего: "Скажи: "Кто посылает вам удел с неба и земли? Или — кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мёртвого и выводит мёртвое из живого? И кто правит делом?" И они скажут: "Аллах". Скажи же: "Разве вы не побоитесь?" (Йунус 10:31).
Правило второе.
Они говорят: "Мы взываем и обращаемся к ним только с просьбой приблизить нас к Аллаху и заступиться перед Ним". О мольбе язычников с целью приближения к Аллаху свидетельствует высказывание Всевышнего: "А те, которые взяли помощников помимо Него, говоря: "Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху — между ними Аллах рассудит в том, в чём они расходятся! Поистине, Аллах не ведёт прямым путём того, кто лжив, неверен!" (аз-Зумар 39:3).
На мольбу с целью получения заступничества указывает высказывание Всевышнего: "И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не может ни навредить им, ни пользы принести, и говорят: "Это — наши заступники у Аллаха" (Йунус 10:18). И заступничество делится на два вида: отвергаемое заступничество и утверждённое заступничество. Отвергаемое заступничество — то, которое просят не у Аллаха, тогда как способен даровать его только Аллах. Всевышний сказал: "О вы, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде чем придёт день, когда не будет ни торговли, ни любви, ни заступничества, А неверные — они несправедливы" (аль-Бакара 2:254).49
Утверждённое заступничество — то, за которое просят у Аллаха, и заступником является облагодетельствованный Аллахом, а заступаются за того, чьими речами и деяниями доволен Аллах. И заступничество возможно только после позволения Аллаха, о чём сказал Всевышний : "Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?" (аль-Бакара 2:255) (аль-Бакара 2:255).50
Правило третье.
Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) одержал верх над людьми, которые поклонялись различным божествам. Среди них были поклоняющиеся ангелам, поклоняющиеся пророкам и праведникам, поклоняющиеся деревьям и камням и поклоняющиеся солнцу и луне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сражался с ними и не делал между ними различий. На это указывает высказывание Всевышнего: "И сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута и религия будет обращена к Аллаху целиком" (аль-Анфаль 8:39).
О язычниках, поклоняющихся солнцу и луне, Всевышний Аллах сказал: "Из его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц пред солнцем и луной, а падайте ниц пред Аллахом, который сотворил их, если вы Его почитаете!" (Фуссилат 41:37). О тех, кто поклонялся ангелам, Всевышний Аллах сказал: "И не прикажет он вам, чтобы вы взяли ангелов и пророков господами" (Али Имран 3:80).51
На язычников, которые поклонялись пророкам, указывает высказывание Всевышнего: "И вот сказал Аллах: "О Иса Ибн Марьям! Разве ты сказал людям: "Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом?” Он сказал: "Хвала тебе! Как я могу сказать то, что мне не по праву? Если я говорил, Ты это знаешь Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у тебя в душе, ведь ты — ведающий сокровенное" (аль-Маида 5:116).52
На язычников, которые поклонялись праведникам, указывает высказывание всевышнего: "Те, кому они взывают, сами ищут пути приближения к из Господу, кто из них ближе и надеются на Его милость и боятся Его наказания" (аль-Исра 17:57).53
На язычников, которые поклонялись деревьям и камням указывает высказывание Всевышнего: "Не размышляли ли вы о об ал-Лат, и аль-Уззе, и Манат — третьей, иной?" (ан-Наджм 53:19).54
Абу Вакид ал-Лайси, да будет доволен им Аллах, рассказывал: "Вместе с Пророком (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) мы отправились в Хунейн, в то время мы были ещё новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у язычников был лотус, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и который назывался "Зат Анват" (имеющий подвески). Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотуса, то сказали: "О посланник Аллаха, сделай и нам "Зат Анват" — такой же, как и у них." 55
Правило четвёртое.
Современное язычество страшнее доисламского язычества, потому что ранние язычники приобщали к Аллаху равных в благополучии, но при несчастьях они очищали веру пред Ним. Язычники наших дней приобщают к Аллаху равных постоянно, при благополучии и при несчастьях. Об этом сказал Всевышний Аллах