При акустико-мнестической афазии
Основные задачи: восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета, преодоление нарушений слухоречевой памяти, амнестических трудностей и элементов экспрессивною аграмматизма.
При помощи нейропсихологического обследования уточняется вариант акустико-мнестической афазии. Затем составляется программа коррекционно-педагогической работы.
При первом варианте акустико-мнестической афазии используются:
- кодирование замысла речевого высказывания,
- описание признаков предмета,
- введения слова в различные контексты,
- составления внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объем слухоречевой нагрузки.
1 этап: Восстановление слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие (примеры): Перед больным выкладывается серия предметных картинок, различных по смысловой взаимосвязанности, и дается задание выбрать из них два-три-четыре предмета. Вначале подбираются картинки с изображением, например, зайца, тарелки, стола, ружья, леса и т.д., слова, входящие в одно семантическое поле. Больному предлагается показать предметы, которые могут быть вписаны в ту или иную ситуацию. Затем уже даются слова, не входящие в одно семантическое поле.
2 этап: предметные картинки даются в виде стопки. Больной, прослушав серию названий предметов, находит их изображения и откладывает в сторону. Этим достигается некоторая отставленность выполнение инструкции во времени. Впоследствии предлагается повторить серию слов, проработанных на предыдущих занятиях, не прибегая к помощи картинок. Сначала для запоминания даются слова, обозначающие предметы, затем действия и качества предметов и, наконец, числа, объединенные в номера телефонов. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты фраз, состоящих из двух, трех, четырех слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.
При втором варианте акустико-мнестической афазии
1. Восстановление зрительных представлений проводится с помощью упражнений:
- упражнения, включающие анализ близких по рисунку, по форме предметов, отличающихся одним-двумя признаками (например, чашки, чайника, сахарницы; шкафа, холодильника, буфета),
- рассматривание и узнавание предметов, в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение.
- конструирование предметов из элементов,
- нахождение ошибок в изображении предметов (например, петух изображается без хвоста, кот с длинными ушами и т.д.),
- дорисовывать предмет до целого, описать его свойства и функции,
- узнать предмет, наполовину скрытый листом, по его части и т.д.
2. Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового прослушивания и повторения.
Преодоление трудностей нахождения нужного слова:
- расширения или сужения смысловых границ слова, т.е. уточнение и систематизация их значений,
- слово «обыгрывается» в различных фразеологических контекстах,
- работа по пониманию многозначности слова, например слов ручка, ключ, машина, коса, песок, перо,
- работа по уточнению смысла синонимов, антонимов и омонимов.
Восстановление письменного высказывания является одной из форм закрепления достигнутых результатов по преодолению амнестических расстройств. Сохранность понимания звуко-буквенного состава слова и значительная сохранность фонематического слуха позволяют с первых же дней коррекционно-педагогической работы использовать составление письменных текстов, что содействует преодолению бедности словарного запаса и характерного для «задних» форм афазии аграмматизма.
Преодоление аграмматизма согласования в роде и числе главных членов предложения:
- замены существительных местоимениями и местоимений существительными,
- составления фраз по опорным словам,
- упражнение в заканчивании предложения,
- вставка пропущенных предлогов и флексий существительных.
Восстановительное обучение
При семантической афазии
Основные задачи: преодоление трудностей нахождения названий предметов, расширение лексического и синтаксического состава речи больных, преодоление импрессивного аграмматизма.
Восстановительное обучение опирается на контроль всех сохранных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память), а главное, на планирующую и регулирующую функции лобных отделов головного мозга, на сохранную линейную организацию устной речи.
Содержание работы:
- развития конструктивно-пространственной деятельности. Для этого используются упражнения в зрительном анализе геометрических фигур, орнаментов, складываемых из элементов, реконструируемых по наглядному образцу и по инструкции, восстановлении ориентированности больного в левом и правом, в частях света, в географической карте,
- конструктивно-пространственная апраксия преодолевается путем обучения плану расчленения орнамента или рисунка на определенные сегменты и выполнения задания по плану (например, сначала нижний «этаж», затем второй, третий и т.д. или сначала первый столбик слева, затем второй и т.д.),
- преодоления амнестических трудностей: сопоставление различных смысловых связей слов по признакам, образующим различные семантические поля. Например: классификация по видовым и грамматическим категориям (профессия, мебель, одежда, по их корневой части (садовник, сад, посадки), по суффиксальным и префиксальным признакам {садовник, чернильница, сахарница). Ведется работа по описанию различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов, использованию в письменной речи качественных определений предметов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (с различными союзными словами), подчиненная часть которых стоит в начале, середине или конце предложения и относится к разным членам главного предложения.
- преодоление импрессивного аграмматизма начинается с уточнения значений отдельных предлогов и наречий, усвоения схемы предлогов с перемещением точки (предмета) вокруг нарисованного стола, дома, стакана.
__________________
__________________
_________________________
Предмет на линии Предмет под линией Предмет над линией
Больному предлагают многократно описывать расположение центрального предмета по отношению к предметам, находящимся от него слева и справа (позже над и под ним). Средний из трех предметов, схематично изображенных в тетради больного (например, елка, домик, чашка), обводится кружком, около него или над ним ставится вопросительный знак, стрелками намечается план описания расположения предметов. Больной составляет фразы типа: Елка нарисована справа от дома и слева от чашки или Домик нарисован слева от чашки и справа от елки. Позже также описывается расположение трех предметов с предлогами над— под, с наречиями выше — ниже, дальше — ближе, светлее — темнее и т. д. Предварительная проработка этих схем в экспрессивной речи подготавливает базу для понимания логико-грамматических конструкций на слух при чтении.
- осваивоение сравнительных и инвертированных логико-грамматические конструкций: используются палочки различной высоты, обозначающие предметы в грамматической конструкции (например, Т С В — Соня выше Толи и ниже Васи; Соня выше Оли и ниже Тони; Курск от Москвы дальше Орла и ближе Харькова), и решается, кто больше и меньше всех, что дальше или ближе. Лишь после того, как больной начнет свободно сам выделять центральный, средний предмет и свободно описывать расположение сравниваемых предмета, ему дается задание на декодирование им же только что составленных задач. Переключение больного со словесного описания позиций взаиморасположенных предметов на их схематическое изображение, т.е. на выполнение составленной им логико-грамматической задачи, приводит к освоению плана решения и других подобных заданий.
- преодоление акалькулии: проводятся уточнения разрядов, входящих в число (десятки, сотни, тысячи и т.д.), закрепляются значения синонимов минус — вычитание, плюс — сложение. Больным предлагается выполнить действия в пределах одного-двух десятков, затем в пределах сотни и тысячи.
- преодолении дефектов решения арифметических задач в 2—3—4 действия с употреблением наречий больше, меньше и глаголов отнять, добавить, отправить, выгрузить и т. д., т.е. глаголов с приставками, передающими пространственные взаимоотношения действия и предметов осуществляется на конкретном материале, с предметами-заместителями, при помощи составления рисунка, схемы.
- преодоление «оптической» алексии:
а) устное описание больным элементов, входящих в ту или иную букву,
б) конструирование букв из элементов (различной величины картонных или пластмассовых палочек и овалов),
в) чтение (называние) букв после определения их элементов,
г) чтение слова через скользящее по нему «окошко» (квадратную прорезь в полоске картона), через «окошко», охватывающее несколько букв, входящих в слово,
д) чтение строки с линейкой, закрывающей нижние строки текста.
- преодоление «зеркальной», или конструктивно-пространственной, аграфии:
а) восстановления ориентированности больных в левом и в правом, в разных вариантах расположения предметов (например, чашка стоит на дне, чашка перевернута вверх дном и т.п.),
б) списывание (срисовывание) больным отдельных букв или слов с фиксацией цветным карандашом левой стороны листа и направления (стрелкой), откуда следует начинать запись серии букв или элементов, с определения того, в какую сторону «смотрит» буква.
Восстановительное обучение