Раздел 4. Философские проблемы техники и технических наук

4.1 План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

1. Мировоззренческая интерпретация и философская рефлексия роблем техники и технических наук

2. Протофилософия техники,теоретическая философия техники, парафилософия техники

3. Ноосферное гуманитарно-техническое измерение исторического прогресса

Следует знать, что в человечестве на современном этапе общественного развития ведущей и направляющей силой выступают разнообразные по своей культуре общества, в целом представляющие техногенную цивилизацию, пришедшую на смену цивилизации традиционной. Среди техногенных обществ наиболее развиты так называемые «постиндустриальные» общества или общества «третьей волны» (в терминологии Э. Тоффлера). Очевидно, что они в разной мере стимулируют явления общественного и личностного прогресса, но это лишь одна сторона действительности. С другой, зачастую неочевидной стороны, каждое из таких обществ несёт свою долю ответственности за глобальные проблемы человечества, за проявления «массового», «одномерного», «техногенного человека». Последний (в аргументации ряда исследователей) неразрывен с «массовой культурой», имеющей в качестве одного из закономерных следствий «антикультуру» «цивилизованного варварства». В таком случае «техногенный человек» – представитель движущей силы и основной структурный элемент нивелирующего «техногенеза» (в значении процесса, «резко увеличивающего энтропию окружающей природной среды, загрязняющего и разрушающего биосферу, уменьшающего разнообразие экосистемы и биологичес­ких видов»[2]). На это следует обратить особое внимание постольку, поскольку техногенная цивилизация – цивилизация из класса «больших систем». В рамках последних «человек может выходить на такие автомодельные режимы, при которых он ощущает влияние абсолютного будущего, сверхцивилизации ... <…> происходит некоторая гармонизация, сверка текущего хода процессов с целью, ... с “будущим порядком”»[3]. И это может быть как порядок скатывания к гибели человечества, так и порядок всё большего задействования потенциала самовыживаемости рода, т.е. путь устойчивого развития и становления ноосферы. Мы ответственны за него.

В современном понимании становится всё более ясным, что осмысление вопросов, проблем техники, технических наук является для человечества, для представляющих его обществ и личностей остро актуальным. Причём, такое осмысление может и должно осуществляться не столько на частном, сколько на общем, теоретико-мировоззренческом, философском уровне, поскольку за «границами содержания» любого конкретного предмета науки, техники и технологий «вступают в игру силы, которые уже не являются полностью рациональными, а возникают из жизни и самого человеческого общества», что требует задействовать путь (метод), максимально рационально «выводящий за узкие рамки» конкретного предмета «к широким горизонтам …»[4]. Таковым с VII-VI вв. до н.э. был и остаётся путь философии. Иными словами, сама действительность человечества на очередном этапе своего развития настойчиво демонстрирует необходимость для субъектов познания и практики, в том числе – для нынешних учащихся и работников инженерно-технического профиля, – умений и навыков по-философски, т.е. системно-рационально, критически, рефлексивно выявлять, ставить и разрабатывать совокупность предельных вопросов и проблем техники и технических наук, чему и призвано способствовать изучение данного раздела. При этом следует отдавать себе полный отчёт в том, что между отраслями знания есть границы, но нет непроходимых границ. Современная техника, техническое знание, технические науки, проявляясь как следствие собственно технического сознания, обобщаясь техническим мировоззрением, демонстрируют объективную неразрывность с наукой, с научным знанием и научным мировоззрением в целом и через них – с философским знанием и мировоззрением, с системой философского знания, с философскими дисциплинами.

Следует осознавать, что в настоящее время техническое и научное мировоззрение тесно взаимодействуют. Особенность современности – комплекс научно-технического мировоззрения, открытый для воздействия со стороны других мировоззренческих форм и активно воздействующий на них. В культурно-историческом плане техническая сторона жизнедеятельности людей возникла, вероятно, в момент самого их появления, но не осознавалась как нечто специфическое в системе жизнедеятельности, и длительное время существовала до появления преднауки. Преднаука оформилась во время существования первых обществ традиционной цивилизации. Она не мыслима не просто без техники, но, что существенно, без элементарных технических знаний. Преднаука проявилась до собственно научной и философской сторон в человеческой жизнедеятельности. Значит, задолго до технических наук, в основу которых легли элементарные научные и технические знания. Собственно же наука, включающая в себя технические науки, проявилась в своей изначальной неотрывности от техники и технических знаний – равно как в и их последующей неотрывности от науки – только в период 1-й научно-технической революции XVI – XVII вв. Но задолго до того – фактически с момента появления древней теоретической философии – философами, а затем и философствующими учёными и техниками стали сначала косвенно, а в дальнейшем и прямо ставиться и обсуждаться, включаться в развивающуюся систему философского знания теоретико-мировоззренческие вопросы и проблемы техники, технических знаний, сформировавшие весь круг философских проблемы техники и технических наук.

В современном, окончательно ставшем и оформившемся виде философские постановки и решения проблем техники и технических наук существуют в смысловом поле и структурной организации общей философии в виде специальной предметной дисциплины, получившей в последней трети XIX столетия устойчивое именование «Философия техники». В российское словоупотребление именование-термин «философия техники» было введёно в 90-х годах XIX в. инженером-теоретиком П.К. Энгельмейером.

Научный аппарат названной философской дисциплины включает понятийную проработку всей системы теоретического осмысления сферы «технического» в жизнедеятельности людей, в том числе – такие фундаментальные системообразующие понятия, как «техника» и «технология». Стремясь к терминологической ясности и точности, мы должны сразу же осмыслить и иметь в виду следующее:

– «технология» трактуется и будет трактоваться далее как понятие о «методах изготовления и использования артефактов»;

– понятие «техника» – как мыслительная форма, могущая – помимо названных методов – обозначать и сами артефакты (в виде искусственно созданных орудий и инструментов, например, посуды, молота, автомобиля и т.п.);

– в такой трактовке «термин «техника» в русском языке имеет тот широкий смысл, который имеют английские «technics» и «technology»[5].

Т.е. техника есть методы изготовления и использования артефактов, следовательно, и соответствующие знания, и сами артефакты в виде орудий и инструментов, или несколько подробнее: «Техника – исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей; нередко к технике относят также и те знания и навыки, с помощью которых люди создают и используют эти средства в своей деятельности»[6].

Данные определения «техники» и «технологий» следует держать в уме и осознанно использовать далее в качестве рабочих, подразумевая при любом дальнейшем употреблении термина «техника» и какие бы то ни было технологии с соответствующими техническими знаниями в рамках тех или иных технических наук.

Предлагаемое на страницах данного пособия учебное решение в рамках названной дисциплины комплекса философских проблем техники и технических наук предполагает последовательное изучение ряда тем:

1) «Мировоззренческая интерпретация и философская рефлексия проблем техники и технических наук».

2) «Протофилософия техники, теоретическая философия техники, парафилософия техники».

3) «Ноосферное гуманитарно-техническое измерение исторического прогресса».

В целом содержание раздела «Философские проблемы техники и технических наук», содержание его тем достаточно широко и подробно представлены в научной и учебной литературе по философии науки и техники, философии техники. Опираясь на знания, проработанные с учётом содержания рекомендуемых источников по предыдущим разделам курса, данный раздел следует разрабатывать, опираясь, например, на содержание являющихся базовыми для курса в целом и представленных в Научной библиотеке Омского государственного технического университета следующих монографий, учебников, учебных пособий, сборников статей, справочных изданий. В том числе:

1). Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники : учеб. пособие для вузов по специальностям "Философия" и "Философия техники" / В. Г. Горохов, В. М. Розин ; ред. Ц. Г. Арзаканян ; Ин-т философии РАН. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 223 с. – ISBN 5-86225-706-3

2). Котенко В.П. История и философия технической реальности : учеб. пособие для вузов / В. П. Котенко. – М. : Акад. Проект : Трикста, 2009. – 622 с. – ISBN 978-5-8291-1066-6; ISBN 978-5-902358-90-9

3). Митчем К. Что такое философия техники? / К. Митчем ; под ред. В. Г. Горохова ; пер. И. Г. Арзаканяна. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 149 с. – ISBN 5-7567-0031-5

4). Общие проблемы философии науки : слов. для аспирантов и соискателей : учеб. пособие / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького ; сост. Н. В. Бряник ; под ред. О. Н. Дьячковой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 317 с. – ISBN 5-7996-0260-9

5). Розин В.М. Философия техники : от египетских пирамид до виртуальных реальностей: Учеб. пособие для вузов / В. М. Розин. – М. : NOTA BENE, 2001. – 364 с. – ISBN 5-8188-0037-7

6). Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники : учеб. пособие для вузов / В. С. Стёпин и др. – М. : Контакт-Альфа, 1995. – 379 с. – ISBN 5-86421-007-2; они же. Философия науки и техники [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. С. Стёпин и др. – М. : Гардарика, 1996. – 400 с. – ISBN 5-7762-0013-X

7). Философия техники в ФРГ / пер. с нем. и англ. Ц. Г. Арзаканяна [и др.]; сост.: Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. – М. : Прогресс, 1989. – 527 с. – ISBN 5-01-001593-5

8). Хрестоматия по истории науки и техники / Рос. гуманитар. ун-т, РАН ; под ред. Ю. Н. Афанасьева, В. М. Орла ; сост.: Б. А. Старостин и др. – М. : Изд-во РГГУ, 2005. – 700 с. – ISBN 5-7281-0747-8

Помимо отмеченных выше следует пользоваться и другими учебниками, учебными пособиями и монографиями обозначенных авторов или, например, таких авторов, как В.И. Белозерцев, А.А. Воронин, Н.И. Иванов, В.П. Ивановский, С.Н. Климов, В.П. Котенко, Х. Ленк, Л.Ф. Матронина, Ю.С. Мелещенко, Г.Н. Орлова, Я.В. Сазонов, Г.М. Тавризян, В. Хесле, В.В. Чешев, М.М. Шитиков и др. Кроме того – соответствующими содержанию раздела и его тем словарными статьями по терминам, направлениям, персоналиям и т.д. в справочных изданиях, выходящих под общими названиями «Философские словари», «Философские энциклопедии». В том числе – для получения элементарных сведений об основных исследователях проблем техники и технических наук, ключевых идеях их исследований, можно воспользоваться, например, рубрикой «Словарь имён» следующего учебного пособия[7].

Вместе с тем при разработке раздела в целом необходимо обращаться и к материалам, предлагаемым Интернетом, например, такими находящимися в свободном доступе источниками, как:

1).http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/al_ani_filosofija_tekhniki_ocherki_istorii_i_teorii_uchebnoe_posobie/30-1-0-841

Аль-Ани Н.М. Философия техники : очерки истории и теории : учебное пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб.: [б. и.], 2004 – 184 с. ISBN 5-98278-011-1

2).http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&a=d&c=01ucheb&cl=CL1&d=HASH014adb8559264947721740d4.2

Негодаев И.А. Философия техники : учеб. пособие для студентов техн. вузов / И. А. Негодаев. – Ростов н/Д : [б. и.], 1997. – 319 с. – ISBN 5-7890-0031-2

3).http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/gurevich_p_s_otv_red_novaja_tekhnokraticheskaja_volna_na_zapade/30-1-0-1132

Новая технократическая волна на Западе : [Сб. ст. : Пер.] / АН СССР. Ин-т философии, Науч. совет при Президиуме АН СССР по филос. и социал. пробл. науки и техники ; Сост. и вступ. ст. [с. 3-31] П. С. Гуревича. – М. : Прогресс , 1986 . – 451 с.

4).http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/2006/Rozin_1.pdf

Розин В.М. Понятие и современные концепции техники / В. М. Розин/ РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 255 с. – ISBN 5-9540-0044-1

5).http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/tavrizjan_filosofy_20_veka_o_tekhnike_i_tekhnicheskoj_civilizacii/30-1-0-40:

Тавризян Г.М. Философы XX века о технике и "технической цивилизации" / Гаянэ Тавризян ; Рос. акад. наук, Ин-т философии, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М. : РОССПЭН, 2009. – 208 с. – ISBN 978-5-8243-1164-8

Для более глубокого и детального уяснения философских проблем техники и технических наук необходимо обращение не только к учебным, но и к оригинальным исследовательским текстам философов, философствующих учёных и техников, а именно: к работам Х. Бека, М. Блюменберга, Ф. Дессауэра, Э. Каппа, А. Кёстлера, К. Кормера. В.А. Кутырёва, Х. Ленка, Л. Мэмфорда, Л. Нуаре, Х. Ортега-и-Гассета, К. Париса, Ф. Рапа, Х. Сколимовски, П.А. Флоренского, М. Хайдеггера, В.В. Чешева, О. Шпенглера, Э. Штрёкер, Ж. Эллюля, П.К. Энгельмейера, А. Эспинаса, К. Ясперса и др. отечественных и зарубежных мыслителей. Большая часть таких текстов дана в форме научно-философских статей, неоднократно переизданных в соответствующих сборниках, антологиях и на страницах периодических изданий. Множество таких статей, содержание которых помимо прочего может и должно служить основой для написания рефератов и выполнения других заданий, содержится на страницах журнала «Вопросы философии», «Вопросы истории естествознания и техники».

После каждой темы, а затем и раздела в целом, данное учебное пособие содержит систему контролирующих знание вопросов и заданий.

Основные понятия: артефакт, биосфера, коэволюция, культура, мировоззрение (объект, предмет, уровни, типы, жизнеутверждение, жизнеотрицание), модели интерпретации техники, научно-техническая революция, ноосфера, парафилософия техники, праксеология, протофилософия, профилософия, социально-антропологический детерминизм, социентальные качества, техника, техническое мировоззрение (знание, сознание), техническая наука, технический пессимизм (аллармизм, технофобия), технологический детерминизм (оптимизм, техницизм, технократизм), технология, техносфера, устойчивое развитие, философия теоретическая (инженерная, гуманитарная), философия техники (объект, предмет), философские трактовки техники (органопроективная, экзистенциально-персоналистическая, сциентистско-технократическая), цивилизации (традиционная, техногенная, индустриальная, постиндустриальная), Homo sapiens (faber)

Наши рекомендации