Проблема типологии научных революций

Научная революция – перестройка оснований науки. Возможные варианты:

1. Революция как трансформация научной картины мира без смены идеалов и норм исследования (возникновение теории электромагнитного поля)

2. Революция как изменение картины мира + идеалов и норм (революция нач. 20 в: возникновение квантово-релятивистской физики)

3. Глобальная научная революция как перестройка ВСЕХ оснований науки: научной картины мира, идеалов и норм научного исследования, философских оснований

Итак, научная революция – перестройка оснований науки, через которую осуществляется отбор новых стратегий научного исследования, которые наилучшим образом соответствуют фундаментальным ценностям и мировоззренческим структурам, доминирующим в данной культуре.

Научные революции в истории европейской науки:

1. Нач. 17 века: становление классического естествознания.

2. Конец 18 – нач. 19 вв.: появление дисциплинарно организованной науки.

3. Кон. 19 – сер. 20 вв. : формирование неклассического естествознания.

4. 70-е гг. 20 вв. – наст. Время: постнеклассическая наука.

Вопросы для самостоятельной проработки Научная революция как перестройка оснований науки. Глобальные научные революции.

Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.

Глобальные революции связаны со сменой типов рациональности (концепция Степина В. С.).

Критерии рациональности (по В.С. Степину):

1. Характер идеалов и норм познания в данный период времени, фиксирующий способ познавательного отношения субъекта к миру;

2. Тип системной организации осваиваемых объектов;

3. Способ философско-методологической рефлексии.

Вопросы для самостоятельной проработки:

Типы научной рациональности (классический (додисциплинарная и дисциплинарная наука), неклассический (классическая наука), постнеклассический (постклассическая наука), их особенности.

Обратите особое внимание:

Классический тип рациональности предполагает принцип объективности: все, что не относится к объекту познания, вынесено за пределы рефлексии.

Однако в неклассической науке уже осмыслена связь знаний с характером средств операциональной деятельности

А в постнеклассичекой науке (постнеклассичекой рациональности) учтена соотнесенность получаемых знаний со средствами познавательной деятельности и ценностно-целевыми структурами

Контрольные вопросы и задания по теме

1. Смена каких оснований науки происходит в ходе глобальной научной революции?

2. Какие научные революции происходили в истории науки?

3. Приведите пример глобальной научной революции из истории науки.

4. Какие аспекты имеет, согласно В. С. Степину, понятие «тип рациональности»?

5. Каковы особенности классической, неклассической и постнеклассической науки?

6. Подумайте – с какими особенности объекта изучения неклассической науки связана необходимость учета операционального аспекта исследовательской деятельности?

7. Проиллюстрируйте примерами особенности рациональности постнеклассической науки.

Литература к разделу

Учебники и монографии

1. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

2. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

3. Горохов В. Т. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000.

4. Горохов В. Т. Основы философии техники и технических наук.– М., 2004.

5. Денисов С. Ф., Дмитриева Л. М. Естественные и технические науки в мире культуры: Учеб пособие. – Омск, 1997.

6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий.– М., 1985.

7. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

8. И. Лакатос История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки – М., 1978.

9. Малкей М.Наука и социология знания.– М., 1983

10. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

11. Природа научного познания. Минск, 1979.

12. Степин В. С.Философия науки и техники : учеб. пособие для вузов – М.: Гардарика, 1996.

13. Степин В. С.Теоретическое знание: структура, история, эволюция – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

14. Степин B.C., Горохов В. Т., Розов М.А.Философия науки и техники. – М., 1991.

15. Степин B.C.Философия науки. Общие проблемы.– М., 2004.

16. Традиции и революции в развитии науки. – М, 1991.

17. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

18. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

19. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1979.

Хрестоматии:

1. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада [Текст] : учеб. хрестоматия / Институт "Открытое общество" ; А. А. Печенкин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996.

2. Философия науки: Хрестоматия. – М: Прогресс-традиция, 2005.

3. Человек и мир: Хрестоматия по философии: В 2 кн./ Сост.: В. О. Бернацкий и др.; Под ред. В. О. Бернацкого/. Кн. 1: Становление философской и научной картины мира. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001.

Экзаменационные (зачетные) вопросы по разделу

1. Модели развития науки: кумулятивистская и некумулятивистские.

2. Традиции и новации в науке. Творчество в науке и талант ученого, стили научного мышления и типы ученых.

3. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности.

4.Проблема типологии научных революций. Глобальные научные революции и типы научной рациональности.

Наши рекомендации