Неклассическая и постнеклассическая наука

Неклассическая наука.Временные рамки данного периода: конец XIX – середина XX века. Название этапа свидетельствует о том, что в этот период происходит смена основ классической науки. Были сделаны открытия, приведшие к научной революции. На этом этапе работали такие ученые, как А.Эйнштейн, Н.Бор, М.Планк, Э.Резерфорд, М.и П.Кюри, Хаббл, А.Фридман, М.Борн, Дж.Томсон, Э.Шредингер и др. Были открыты элементарные частицы, ядро атома, обнаружено явление радиоактивности, созданы квантовая теория, теория Большого взрыва, частная и общая теория относительности и многое другое.

Задача аспирантов не только в том, чтобы сделать этот список открытий и имен более полным, но и показать, каким образом эти открытия привели к научной революции, к смене основополагающих принципов классической науки. Так, открытие элементарных частиц опровергло представление об атомах как "первокирпичиках", неделимых частицах. Кроме того, электроны, вращающиеся по орбитам, не излучают энергию; излучение начинается только при перескакивании с одной орбиты на другую. При этом, если электрон перескакивает на более далекую от ядра орбиту, то происходит увеличение энергии, на более близкую – уменьшение. Это явление было необъяснимо с точки зрения законов электродинамики. Важнейшие законы классической науки – законы сохранения – требовали своего переосмысления.

Общая и частная теории относительности меняют представления ученых о пространстве и времени, господствующие в Новое время. Так, пространство уже представляет собой не мировой ящик, куда помещены все предметы и в случае исчезновения всех предметов, пространство осталось бы (согласно Ньютону), а представляет собой свойство материальных тел, оно зависимо от материи, времени и движения и исчезает вместе с исчезновением материи.

Также не вписывалось в классическую науку идея о том, что частице материи присущи и свойства волны (непрерывность) и квантовость (дискретность), т.е. все материальные микрообъекты обладают и корпускулярными, и волновыми свойствами.

Не менее значительными в эту эпоху были и успехи в других областях науки. В астрономии возникает вначале гипотеза расширяющейся Вселенной, а затем и ее экспериментальное подтверждение. В.И.Вернадский закладывает основы биогеохимии и учение о ноосфере.

Знакомство с первоисточниками, работами ученых этого периода позволит не только получить информацию из первых уст о научных достижениях, но и узнать многое о мотивах научного исследования, о применяемых методах, о роли интуиции и вдохновении в научных открытиях, а также, что немаловажно, о спорах, обсуждении новых идей и теорий. Известно, что противниками революционных идей в науке чаще всего становятся именно коллеги. Кроме того, история науки, как мы знаем, это не только история достижений и побед, но и история ошибок и заблуждений. Именно эту информацию можно почерпнуть, как правило, не в учебниках, а в первоисточниках.

Постнеклассическая наука.Это современный этап развития науки, начавшийся в середине XX века и продолжающийся по сей день. При изучении данной темы необходимо учесть те особенности, которые отличают современную науку от классической. Со второй половины XX века формируются такие функции науки, как производительная, социальная и гуманистическая. Аспирантам следует раскрыть содержание этих функций и привести конкретные примеры их реализации, а также объяснить сущность таких явлений, как научно-техническая революция, превращение науки в производительную силу общества, роль науки в решении глобальных проблем современности.

Следует уделить особое внимание информатике и вычислительной техники, их влиянию на развитие науки. При этом нельзя смешивать вопрос об информационных технологиях с вопросом об информатике как комплексной научно-технической дисциплине, включающей в себя кибернетику, моделирование и др. Особое внимание следует уделить определению места и роли вычислительной техники в развитии информатики как науки.

Для того, чтобы понять особенность современного этапа развития науки, необходимо сравнить ее с классической наукой. Так, если для классической науки характерен принцип кумулятивизма, то для современной – антикумулятивизм. При этом важно не только раскрыть содержание этих принципов, но и показать, что в понимании развития науки не должно быть их абсолютного противопоставления.

Современная наука теряет такую особенность, как наглядность. Высокий уровень абстракции современных теорий, выход за рамки изучения макромира приводят к тому, что содержание некоторых современных теорий не только не соответствуют здравому смыслу, но и прямо противоречат ему.

В современной науке происходит переосмысление соотношения эмпирического и теоретического, роли эмпирии в создании теории.

Если с точки зрения классической науки считалось, что один путь ведет к истине, то, с точки зрения современной науки – таких путей множество. Эту черту современной науки называют плюрализмом методологий. Содержание этого принципа следует объяснить на конкретных примерах.

Научная деятельность ученых в современную эпоху все больше носит коллективный характер. Говоря о классической науке, мы с легкостью можем назвать авторов открытия (как правило, одного). На современном этапе ситуация меняется. На вопрос "кто расшифровал структуру ДНК человека?», как правило, следует ответ – ученые из США и Великобритании. Следует раскрыть содержание этого тезиса и привести свои конкретные примеры. Несмотря на это, все же можно назвать выдающихся ученых современности. Кроме того, необходимо назвать и конкретные достижения современной науки, и отрасли науки, появившиеся в последнее время.

Аспирантам следует продолжить этот список важнейших особенностей современной науки.

На современную науку оказало влияние:

30. Генетика (расшифровка ДНК человека, стволовые клетки, клонирование и т.д.)

31. Космические исследования

32. Компьютерные технологии

33. Новая методология – синергетика

34. Антропный принцип

35. Принцип глобального эволюционизма

Следует объяснить значение каждого из этих пунктов, а также тот факт, что именно на современном этапе особенно остро встают вопросы этики науки.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите черты, отличающие классическую науку от неклассической.

2. Осматривая современное оборудование обсерватории, Эйнштейн заметил, что ему для работы достаточно обратной стороны использованного конверта. О какой особенности познания идет речь?

3. Когда и почему возник тезис "материя исчезла"?

4. Каким образом открытия явления радиоактивности, элементарных частиц, теории относительности привели к научной революции, к смене оснований классической науки?

5. Почему люди, с точки зрения А.Эйнштейна, начинают заниматься наукой? (по ст. А.Эйнштейна "Мотивы научного исследования").

6. В чем смысл дискуссии А.Эйнштейна и Н.Бора по проблемам теории познания в атомной физике? (по ст. Н.Бора "Атомная физика и теория познания", либо по хрестоматии по философии науки).

7. Какие открытия в области физики начала XX века в наибольшей степени способствовали разрушению основ научной картины мира, принятой классической наукой?

8. В чем сущность синергетического подхода к исследуемым явлениям?

9. Какой смысл вкладывается в понятие "антисциентизм"? Почему в век научно-технической революции антисциентистские идеи не теряют своей актуальности?

10. Какие аргументы приводят сторонники антикумулятивизма в понимании развития науки в пользу своей позиции?

11. За какие открытия отечественные ученые получали Нобелевские премии?

12. Чем динамические законы отличаются от статистических?

13. К.Воннегут, писатель: "Если ученый не может объяснить 8-летнему ребенку суть своей теории, то это не ученый, а шарлатан".

В.Смирнов, математик, лауреат премии Филдса, на вопрос, как перевести на язык обыденной речи суть его открытия в области математики "доказательство конформной инвариантности в перколяции и плоской модели Изинга в статистической физике", ответил: "Это на обыденный язык не переводится".

Проанализируйте данные высказывания.

14. Какие открытия (исследования) в науке являются предметом наиболее ожесточенных споров в области этики науки?

Литература по разделу "История науки"

Основная литература

1. Философия науки. Под ред. С.А.Лебедева. М., 2004.

2. А.Н.Чанышев. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Философия науки: общие проблемы познания. Методология естественных и общественных наук: хрестоматия /отв. ред.-сост. Л.А.Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Дополнительная литература

1. Философия науки: словарь основных терминов. – М.: Академический Проект. 2006.

2. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей. / сост. и общ. ред. Н.В.Бряник. Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та. 2007.

3. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. – М.: Проспект. 2011.

4. Огородников В.П. История и философия науки. Пособие для аспирантов. СПб: Питер. 2011.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1991.

6. Мартишина Н.И. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие /Омский гос ун-т путей сообщения. Омск, 2003.

7. Островский Э.В. История и философия науки: учебное пособие. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

8. Очерки по истории математики. М., 1963.

9. Алферов Ж. Наука и общество. СПб.: Наука, 2005.

10. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит-ры., 1956.

11. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1996.

12. Светлов В.А. История научного метода. М., 2008.

13. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

14. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977.

15. Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005.

16. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

17. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв) М., 1987.

18. Мамзин А.С. История и философия науки. СПб., 2008.

19. А.Ф.Иоффе. О физике и физиках. Л., 1977.

20. Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. СПб., 1999.

21. Косарева Л.М. Коперниковская революция: социокультурные истоки. М., 1991.

22. Частиков А. Архитекторы компьютерного мира. СПб, 2002.

Периодические издания

1. Эпистемология и философия науки. Научно-теоретический журнал института философии РАН. Выходит 4 раза в год.

2. Философия науки. Журнал ин-та философии и права СО РАН. Выходит 4 раза в год.

Электронные издания

1. nplit.ru/books/item/foo/soo/z0000004/st011.shtml

2. www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html

3. www.istmira.com/novoe-vremya/2394-glava26-razvitie-nauki.html

4. inf1.info/informaticshistory

5. www.icfest.kiev.ua/museum/early-r.html

Экзаменационные вопросы по разделу:

1. Проблема возникновения науки и основные подходы к ее решению.

2. Особенности преднауки древних цивилизаций.

3. Античная наука и формирование универсальных принципов научного мышления.

4. Математика, астрономия и инженерные идеи ученых Александрийского периода античной науки.

5. Наука арабского средневековья.

6. Особенности средневековой науки европейского средневековья. Первые европейские университеты.

7. Наука эпохи Возрождения.

8. Становление классической науки и ее особенности.

9. Особенности неклассической науки.

10. Классическая и современная наука: сравнительный анализ.

Наши рекомендации