Преднаука Древних цивилизаций
Изучение этого этапа развития науки следует начать с особенностей географической, социально-экономической, политической и духовной ситуации государств, где уже в III тысячелетии но н.э. появились зачатки научных знаний. К этим особенностям следует отнести, к примеру, разливы Нила (если речь идет о древнем Египте), меняющие конфигурацию берега и вызвавшие потребность развития знаний в области геометрии. Следует также проследить влияние мореплавания на развитие астрономии, развитие торгово-экономических связей с другими государствами, вызвавшие потребность введения счета, – на развитие математики. При этом важно учесть, что сами по себе географические особенности не могут быть определяющим фактором развития науки. Эти же самые географические условия, например, в других странах, не привели к появлению зачатков научных знаний. Об их влиянии на появление научных знаний имеет смысл говорить лишь в том случае, если они вовлечены в практическую деятельность. Все эти страны отличались кастовым строем – этот фактор также следует учесть, он оказал влияние на такую особенность древней науки, как ее закрытость и отсутствие критики. Если речь идет о древнем Египте, то необходимо показать, как строительство пирамид повлияло на развитие науки того времени.
Период зарождения научных знаний в древнем обществе характеризуется такой особенностью, как сочетание научных знаний и мифологической картины мира: научные знания не противоречили существующим в тот период мифологическим взглядам на мир. Так, обширные знаниями в области астрономии вписывались в мифологическую картину мира – небо понималось, например, египтянами как вытянутое тело богини Нут.
Следует обратить внимание на конкретные достижения египтян в разных науках. В древнем Египте были развиты такие науки, как астрономия и математика. Проводились наблюдения за звездным небом, солнечными и лунными затмениями (более 800 лунных и более 300 солнечных), что позволило их предсказывать. Древними египтянами был составлен календарь, состоящий из 12 месяцев, в каждом месяце по 30 дней и оставалось 5 священных дней. Год состоял из 365 дней.
Египтяне знали дроби, умели их складывать и вычитать, имели представление об арифметической и геометрической прогрессии. Знали число пи; по формуле могли вычислить площадь круга, площади треугольников, объем пирамиды, цилиндра, усеченного конуса, умели решать уравнения. Аспирантам необходимо не просто перечислить эти и другие достижения, но и ответить на вопрос, почему, несмотря на столь впечатляющие успехи, этот этап нельзя назвать наукой в полном смысле слова. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести общие черты познания этого периода с наукой в современном ее понимании. Для этого необходимо обратиться к вопросу о сущности и функциям науки, трем аспектам науки и т.д.
Древнеегипетская наука носила рецептурный характер. Она давала рецепт, предписание, а саму задачу ставила практика. Для практических целей доказательство и аргументация не имели большой ценности. Возможно, поэтому они и не дошли до наших дней. Некоторые исследователи полагают, что их не было совсем.
Наука этого периода была ограничена рамками наличного бытия, не выходила за наличный опыт. По этой причине прогностические функции науки были слабо развиты.
Помимо названных областей научного знания в древнем Египте был развит комплекс наук, связанный с медициной, бальзамированием, строительством пирамид. Египтяне знали число миллион. Примечательно, что оно было введено в эпоху строительства пирамид (на иероглифе этого числа был изображен человек с поднятыми от изумления руками на фоне пирамиды), а после этого периода за ненадобностью оно было забыто. Несмотря на столь впечатляющие успехи древних египтян, этот период нельзя назвать подлинной наукой и в большинстве источников по истории науки он носит название преднауки. Для того, чтобы разобраться с эти вопросом, необходимо проанализировать определение науки и выявить, что в познании представителей древних цивилизаций соответствует науке, а что нет. Чтобы представить полную картину, необходимо обратиться к работе Н.Бурбаки, в которой отстаивается точка зрения, что в древнем Египте существовала подлинная наука, знания отвечали всем требованиям научности.
По этому же плану – 1. социально-экономические, политические, духовные особенности 2. общие особенности познания 3. научные достижения в конкретных видах наук – проанализируйте состояние науки древнего Вавилона, Индии и Китая. Обратите внимание на специфику и общие черты познания в каждой из древних цивилизаций. В древнем Вавилоне существовала письменность, была своя позиционная система счисления. Для изображения чисел существовало два знака – «клин» и «крючок». Вавилоняне умели решать квадратные и кубические уравнения. Все эти задачи, как и в древнем Египте, были ответом на вопросы, поставленные практикой. С этими и другими конкретными знаниями в различных науках древнего общества можно познакомиться, прочитав работу А.Н.Чанышева "Курс лекций по древней философии".
О науке в древнем Китае подробно пишет английский науковед, основоположник изучения китайской науки Дж.Нидэм в работе «Наука и цивилизация Китая». Богатый материал по этой теме можно найти в пятитомной энциклопедии «Духовная культура Китая», в которой науке посвящен 5 том.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему при рецептурном характере науки прогностические ее функции слабо развиты?
2. Назовите особенности науки древнего Китая. Перечислите достижения древнекитайских ученых.
3. Попытайтесь ответить на вопрос Дж.Мидэма, английского исследователя науки Китая «Почему современная наука возникла не в Китае, а в Европе, хотя до XVI-XVII вв. Китай научно и технологически опережал Европу»?
4. Чтобы знания носили статус научных, они должны быть аргументированными и доказанными, логически непротиворечивыми, обобщенными, выраженные в знаково-символической форме, рационализированными. Каким из этих признаков научности удовлетворяло знание, полученное в древнем обществе?
5. Какие функции науки в древних цивилизациях еще не существовали?
6. Перечислите достижения древних в области математики и астрономии. Какие из них наиболее явно подтверждают идею, что знания в этот период носили рецептурный характер?
7. Проанализируйте аргументы Н.Бурбаки в пользу того, что в древнем Египте существовала подлинная наука. Согласны ли Вы с ними? Если нет, выскажите свои соображения по этому вопросу.
8. Древние египтяне умели по формуле вычислять площадь треугольника, круга, объем цилиндра, решать квадратные и кубические уравнения. Какому из требований научности удовлетворяет это знание?
9. Все знания, полученные в древнем обществе, тесно связаны с практикой, поскольку они есть ответы на запросы практики. Знания, которые невозможно применить на практике, в то время не было. На Ваш взгляд, это положительная или отрицательная черта науки древнего общества?
10. Каким образом разливы Нила стали одной из причин, побудивших древних ученых заниматься геометрией?
11. Знания в древнем Египте служили решению практических задач – измерению площади земельных участков, объема цилиндрической житницы и т.д. Можно ли на этом основании считать, что наука уже в то время была производительной силой общества? Ответ обоснуйте.
Античная наука
Следующим за этапом науки древних цивилизаций идет наука эпохи Античности. Наука приобретает в этот период черты, не совпадающие, а во многом и прямо противоположные, с чертами науки предшествующего периода. Необходимо проанализировать, что общего между наукой древнего общества и античной наукой, а также то, что их отличает. Следует показать, как географическое положение Греции способствовало расширению торгово-экономических связей Греции с государствами, имеющими высокий уровень развития, что, в свою очередь, обогатило сознание греков в области познания мира. Немаловажную роль в развитии античной науки сыграл демократический строй, позволивший свободно обсуждать научные проблемы, критиковать выдвинутые идеи, что и сделало античную науку открытой для всего общества.
Важную роль в развитии античной науки сыграли общие мировоззренческие принципы древних греков. Так, умственный труд ценился выше, чем физический, рациональное знание имело более высокий статус, чем чувственное. Космос понимался как единое целое, развивающееся по законам ("все идет согласно логосу", - писал Гераклит). Следует проанализировать связь этих принципов с приближением познания античных греков к научности. Именно в это время закладываются идеалы и принципы научного знания. Но следует помнить, что это же самое пренебрежение к данным органов чувств стало основой того, что приборы и установки не применялись в научном познании, т.к. их действие предполагает опору на чувственные данные. Эта особенность античной науки носит название умозрительность.
В античную эпоху получили дальнейшее развитие такие науки, как математика, астрономия, комплекс наук, связанных с медициной. Были заложены основы новых наук – логики, биологии, этики, психологии и др. Поскольку наука стала открытой для общества, стали известны и имена ученых. В это время жили и творили вдающиеся ученые античности – Архимед, Евклид, Гиппократ, Эратосфен, Аристотель, Гирон Александрийский, Гален, Аристарх Самосский и многие другие. Для более полного представления об античной науке следует рассмотреть вопрос о том вкладе, которые сделали эти ученые.
Античная наука делится на два периода – доалександрийский (с VIв. до н.э. до IV в. до н.э.) и александрийский (с III в. До н.э. до III н.э.) Начало александрийского периода связано с походами Александра Македонского и перенесения центра научных исследований в Александрию. Аспиранты должны понять и объяснить отличия науки этих периодов.
В литературе по истории науки античный период представлен широко. Целесообразно начать изучение раздела с соответствующих статей в словарях, где дается в сжатой форме представление об античной науке ("Философия науки: словарь основных терминов", ""Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей"). Далее следует перейти к чтению учебников и учебных пособий ("Философия науки" под ред.С.А.Лебедева, "Основы философии науки" В.П.Кохановский, Т.П.Матяш и др. .В.Островский "История и философия науки", Н.И.Мартишиной "Введение в философию и историю науки"), а затем – к монографиям и исследованиям, где в более развернутом плане представлена данная тема ("Античная наука" И.Рожанский ). Следует уделить особое внимание работе А.Боннара "Греческая цивилизация". Особенность изложения этим автором достижений античной науки заключается в том, что в этой работе подробно описываются технологии научных открытий того периода. Любопытным является описание измерения окружности Земли, проведенного Эратосфеном. При этом погрешность была сравнительно небольшая, если учесть, что до изобретения компаса было еще далеко и кругосветных путешествий не было. Или техника измерения расстояния от Земли до Солнца, проведенная Гиппархом. Здесь также необходимо учесть тот факт, что древнегреческие астрономы применяли только дооптические приборы.
Требует специальной проработки аспирантами вопрос о том, в чем заслуга античных ученых, если они пользовались научными открытиями древних, сделанные ими тысячелетием ранее. Необходимо учесть, что древнеегипетские жрецы наблюдали солнечные и лунные затмения, могли их предсказывать, но только античные мыслители их объясняли. Именно античные ученые преподавали математику в отвлеченной, а не в эмпирической форме.
Заложенные в эпоху античности принципы научного исследования послужили основанием дальнейшего развития науки в Западной Европе и возникновения науки в современном смысле слова.
Контрольные вопросы и задания
1. Наука доалександрийского периода носила синкретичный характер. Что это означает?
2. Проанализируйте высказывание Бернала: «Достоверного знания в античной науке было немного. Античная наука, скорее, тормозила дальнейшее развитие науки, но без нее оно было бы невозможным»
3. Что означают слова древнеримского врача Галена: «Врач-философ подобен богу».
4. Античная наука теряет рецептурный характер, присущий преднауке древнего общества. Как, на ваш взгляд, можно оценить эту особенность античной науки – положительно или отрицательно? Ответ аргументируйте.
5. Диоген Лаэртский в работе "О жизни, учениях и изречениях древнегреческих философов" описывает эпизод из жизни Фалеса: Фалес, засмотревшись на звездное небо, споткнулся и упал, за что был осмеян согражданами". О какой особенности познания в античную эпоху свидетельствует этот эпизод?
6. Древние греки полагали, что математика применима лишь к космосу. Процессы, происходящие на Земле, ее законам не подчиняются. На чем основано такое утверждение?
7. Идея о том, что Земля имеет форму шара, в древней Греции была очень популярна. На чем была основана эта идея? Кто впервые ее высказал?
8. Кто из античных астрономов впервые высказал идею гелиоцентризма? Почему эта идея не нашла широкой поддержки среди античных ученых? Какие аргументы приводились против этой идеи?
9. Кто заложил основы науки логики? Назовите законы логики, открытые этим ученым.
10. Герон Александрийский создал паровой котел, применив который можно быстро добираться из Афин в Александрию, создал приспособление для открывания массивных дверей храмов и многие другие устройства. Почти все они не применялись на практике. Почему античное общество не было заинтересовано в практическом применении этих устройств?
11. Назовите черты античной науки, отличающие ее от преднауки древнего общества.
12. Каких функций науки еще не было в эпоху античности?
13. Фалес доказал несколько теорем о равенстве треугольников. Между тем об этих теоремах египтяне знали еще за 3 тыс. лет до Фалеса. На каком основании мы причисляем авторство именно Фалесу? Назовите особенность научного познания, имеющая отношение к данному факту.
14. Александрию называют родиной инженера. Назовите инженерные идеи античных ученых.
15. Назовите временные рамки античной науки, доалександрийского и александрийского периодов.
16. Объясните, в чем смысл такого признака античной науки как умозрительность.
17. Вавилоняне наблюдали небо и установили таблицу обращения пяти планет – Венеры, Марса, Меркурия, Юпитера и Сатурна. Они заметили отклонения движения планет на небесном своде и могли предвидеть движение этих планет. Греки использовали эти наблюдения и пошли дальше. В чем это проявлялось?
18. Вспомните функции науки, известные на сегодняшний день. Какие из этих функций еще не сложились в эпоху античности?
19. Назовите 3 аспекта бытия науки. Какие из этих аспектов не представлены в античной науке?
20. Назовите античных математиков и их достижения в этой области.
21. Назовите отличительные особенности александрийского периода.
22. Используя работу "Очерки из истории математики", проанализируйте доводы Н.Бурбаки, приводящиеся в пользу тезиса, что в древнем обществе существовала наука в подлинном смысле слова (без приставки "пред"). Согласны ли вы с этими доводами?
23. Кто из античных математиков использовал аксиоматический метод?
24. Основы биологической науки были заложены Аристотелем. В его трудах были как гениальные догадки и достижения, так и неточности и заблуждения. Назовите и то, и другое.
25. Проследите историю идеи гелиоцентризма в античной науке (по работе А.Боннара "Древнегреческая цивилизация").