Особенности научного познания

Наука – это специфически человеческий вид деятельности, в результате которого получается знание рационализированное, систематизированное, аргументированное, проверяемое, доведенное до уровня законов, выраженное в знаково-символической форме. В этом определении отражено два важнейших аспекта науки – наука как вид деятельности и наука как система знаний. Существует и третий аспект – наука как социальный институт.

При подготовке к коллоквиуму необходимо проанализировать каждый аспект науки.

Наука как вид деятельности. Любая деятельность – это целенаправленное проявление активности. Необходимо сравнить научную деятельность с другими видами деятельности (учебной, коммуникативной и т.д.), выделив как общие черты (наличие цели, предмета деятельности и средств деятельности), так и те, которые характеризуют именно научную деятельность. Важно при этом подчеркнуть, что научная деятельность предполагает использование специальной методологии, а цель научной деятельности – получение нового знания. Новые знания можно получить во всех видах деятельности, но только в науке получение нового знания – самоцель.

Научную деятельность можно сравнить с учебной деятельностью, которая также нацелена на получение новых знаний, ведется с использованием приборов и определенной методологии (список общих черт можно продолжить). Но за общими чертами необходимо видеть и их отличие, главное из которых заключается в том, что новое знание, полученное в научной деятельности, является новым для всего человечества, а в учебной – только для обучающегося.

Наука как вид знания.

Как известно, наука существовала не всегда. На протяжении нескольких десятков тысяч лет люди жили без науки, тем не менее, знания о мире у них были, в том числе и достоверные. Именно они помогли древним людям приспособиться к миру. На протяжении всей своей последующей истории и в современную эпоху человек пользуется не только научными знаниями, но и теми, которые он получил в других видах познания. Кроме того, необходимо сравнить науку с такими феноменами, как паранаука, лженаука, антинаука.

Научное и обыденное познание. Уяснение сути данного вопроса предполагает анализ специфических особенностей обыденного познания. Знания, полученные в обыденной жизни, не систематизированы и не аргументированы, изложены в устной форме. На житейском уровне мы можем установить повторяемость явлений, но не можем установить закон, поскольку закон, помимо повторяемости, имеет ряд других признаков.

Язык обыденного познания совпадает с языком обыденной речи. Специальные термины не используются. Это делает знания, полученные в житейском опыте, доступными широкому кругу людей. Субъектом обыденного познания выступают все люди, специальной подготовки не требуется. С развитием науки в обыденную речь проникают научные термины и даже люди, далекие от науки, могут ими пользоваться. Происходит и обратный процесс – некоторые слова, взятые из обыденной речи, проникают в науку, переосмысливаются и становятся научными понятиями.

Кроме того, всё знание этой области – полезное. То, что выходит за рамки обыденного опыта, не представляет интереса.

В рамках обыденного познания объект исследуется со стороны явления; сущность всегда скрыта и для ее исследования требуется специальные методы, высокий уровень абстрактного мышления и т.д., т.е. то, что выходит за рамки обыденно познания. На обыденном уровне не ставится вопрос о причинах исследуемых явлений.

Сравнивая обыденное познание и научное, важно не противопоставлять их абсолютно, а показать их различие.

Дальнейшее сравнение этих видов познания может идти по пути анализа диалектического тезиса «сущность является, явление существенно», который предполагает их взаимосвязь и взаимовлияние.

Научное и художественное познание. Наука и искусство. Художественное познание, в отличие от научного, это познание, осуществляемое в художественных образах. Художественный образ обладает рядом черт (сочетание индивидуального и типичного, субъективного и объективного, эмоционального и рационального и др.). В художественном познании важную роль играет творческая фантазия автора. Научное познание, хотя и не может быть полностью объективным, всегда включает в себя субъективный момент, тем не менее, ориентированно на объективное постижение действительности, Авторство, в отличие от искусства, для науки не так важно. По большому счету, роли не играет, кто открыл тот или иной научный закон – этот вопрос важен для историков науки, на содержание закона или другого открытия личность ученого не влияет. Более того, один из критериев научности – воспроизводимость. Открытие, сделанное каким-либо ученым, только тогда может считаться научным фактом, если оно будет воспроизведено другими учеными. В искусстве же важно авторство. Искусство проникает в те области познания, которые недоступны для науки – это внутренний мир человека, его духовные и душевные переживания.

За всеми различиями между этими видами познания необходимо увидеть общие черты. Научное познание, как и художественное, позволяет глубже познать объект изучения; каждый из этих видов познания проникает в сущность объекта исследования своими средствами. Своеобразной сферой взаимодействия науки и искусства является научная фантастика.

Научное и концептуальное познание. Наука и религия, мифология, философия. К концептуальным видам познания относятся мифологическое, религиозное, философское. Особенность концептуальных видов познания состоит в том, что в них дается целостное, систематизированное знание о мире и месте человека в мире.

Научное знание обладает рядом черт: оно должно быть логически непротиворечивым, аргументированным, систематизированным, выраженным в знаково-символической форме, доведенное до уровня закона, рационализированным, эмпирически проверяемым, воспроизводимым, а научная деятельность по получению этих знаний должна быть планомерной, опираться на определенные методы, использовать приборы, если речь идет об эмпирическом познании. Научное знание должно стремиться к объективности; эта черта обычно называется бессубъектностью. Имеется в виду то, что наука должна максимально освободиться от признаков, идущих от человека и заменить это объективными характеристиками. Полностью избежать этого невозможно, гносеологический образ имманентно включает в себя кроме объективного компонента (качеств самого исследуемого объекта), еще и операциональный и оценочный компоненты.

Личность автора философского учения оказывает неизмеримо большее влияние на само учение, чем личность ученого – на сделанное им открытие.

Философия, в отличие от науки, не только описывает и объясняет мир, но и оценивает его; не только отвечает на вопрос "каков мир есть?", но и "каким он должен быть?" и "каким он может быть?".

В этом плане философ более свободен, чем ученый, в философии большее поле для творчества, фантазии, что и сближает ее с искусством.

Если объектом науки выступает определенный срез действительности, то объектом философии – мир в целом. Это целостное представление о мире не может дать ни одна наука, ни вся совокупность наук. Даже если соединить воедино выводы всех наук, то системы знаний о мире не получится, поскольку данные данных наук будут противоречить друг другу, а система предполагает взаимодействие, взаимосвязь элементов.

Можно назвать и другие отличия философии от науки (например, в философии более выражен национальный элемент, поэтому мы можем говорить о греческой философии, римской философии, немецкой философии и т.д.), но за всеми этими отличиями необходимо увидеть общие черты. К ним относится рациональность, логическая непротиворечивость, необходимость аргументации и доказательства (в философии они необходимы не в меньшей степени, чем в науке) и многие другие.

Философия, как и наука, может устанавливать законы, она описывает мир не только на уровне явлений, но и проникает в сущность, изучает причины рассматриваемых явлений.

Освещению этой проблематики посвящено ряд статей в сборнике «На переломе. Философские дискуссии 20-х годов», о чем свидетельствуют название статей: «Философия и религия», «Философия и наука», «Взаимоотношение философии и науки» и др. О взаимоотношении философии и науки также пишет А.Койре в работе «Очерки истории философской мысли», в которой названной теме посвящена первая глава («О влиянии философских концепций на развитие научных теорий»). Целесообразно проследить взаимоотношение философии и науки в историческом плане.

Следуя этой же логике (выявление общих черт и различий), можно сравнить научное познание с другими концептуальными видами познания (религиозного и мифологического). Казалось бы, религия и наука, столь разные по своей сути феномены, что сравнивать их особого смысла не имеет. Однако это не так. Утверждение, что наука строится на знании, а религия на вере, не совсем корректно. Вера – не чисто религиозный феномен. Без веры не обходится ни одна деятельность, в том числе и научная. Необходимо понять сущность религиозной веры и ее отличия от веры в других областях социальной действительности.

Исследование мифологического познания и его сравнение с научным тоже, на первый взгляд, может показаться некоторой натяжкой. Давно ушла в прошлое та эпоха, когда господствовало мифологическое мировоззрение, но мифология не исчезает бесследно. В сознании цивилизованного человека остаются элементы мифологического сознания, мифологемы, которые проявляются в познании мира.

Проделанный нами сравнительный анализ видов познания призван помочь разобраться в вопросе о том, что такое наука, в чем критерий научности, чем характеризуется научное знание.

Еще более приблизит нас к пониманию науки ее сравнение с вненаучным знанием. В литературе встречаются разные понятия – вненаучное, лженаучное, околонаучное, паранаучное, антинаучное, псевдонаучное, квазинаучное. На наш взгляд, эти понятия пересекаются. Вненаучное – то, что лежит за пределами науки и не претендует на научность. Осознавая, что пути постижения объекта, например, у искусства и науки разный, искусство не претендует на статус науки и художники не стремятся к тому, чтобы их называли учеными.

Иное дело псевдонаучное познание. В современную эпоху, когда статус науки достаточно высок (иногда высказывание "это – научный факт" снимает все последующие вопросы и обсуждения), а на некоторые направления науки выделяются значительные средства появляется много теорий, претендующих на научные, но таковыми не являющиеся. Распознавание их истинного смысла – дело сложное. Как известно, при высоком уровне абстракции теоретического знания не всегда возможна эмпирическая проверка теории, а наукообразность формы выражения и строгая логика еще более затрудняют этот процесс.

В противоположность этому антинаука не маскируется под науку, открыто заявляя о неспособности науки постичь истину, отвечать запросам человека, предотвратить негативные последствия внедрения научных открытий в практику. Все доводы антисциентизма берутся на вооружение антинауки.

Наиболее распространена и в настоящее время и в прошлом – паранаука; разновидностей – множество. Паранауку определяют, как правило, как разновидность знания, несовместимые с гносеологическим стандартом, принятым в науке. Это общее положение требует конкретизации. Необходимо назвать требования названного стандарта и показать, что именно не соответствует науке. Так, одно из требований науки – воспроизводимость результатов. Сделанное открытие приобретает статус научного факта лишь в том случае, когда оно воспроизведено другими учеными, независимо от тех, кто сделал это первоначально. Паранаука ориентируется на особые способности параученого и воспроизведение другими параучеными, имеющими другие способности, невозможно и не требуется.

Наука – это знание рационализированное, логически непротиворечивое, выраженное в общих понятиях, знаково-символической форме. Научное открытие предполагает творчество, а в творческом процессе присутствует не только рациональный момент, но и иррациональный, бессознательное, "озарение", интуиция. Тем не менее, ученый обязан рационально, логически непротиворечиво описать аргументацию и доказательство, что для паранауки не является обязательным условием.

Следует продолжить этот сравнительный анализ стандарта, принятого в науке, и тех требований, которые имеются в паранауке, опираясь, например, на работу А.В.Кезина «Идеалы научности и паранаука».

Название паранаука свидетельствует о том, что у паранауки существуют, черты, общие с наукой.

Мы должны не просто принять тот факт, что паранаука в настоящее время широко распространена, но и объяснить причины этой популярности.

Обширный материал по данному вопросу можно найти в материалах симпозиума «Научные и вненаучные формы мышления» (Москва – Киль, апрель, 1995).

Дж.Холтон высказывает большую озабоченность по поводу широкого распространения антинауки, полагая, что именно это привело к тому, что половина опрошенного населения в США на знает, что Земля вращается вокруг Солнца за 1 год, а 40% американцев не согласны с тем, что астрология – не наука. Дж.Холтон не только анализирует причины популярности антинауки и ее влияние на сознание современных людей, но и предлагает свои пути решения проблемы (Дж.Холтон «Что такое антинаука? – ж.Вопросы философии, 1992, №2. В Интернете можно найти электронный вариант этой статьи).

Функции науки. Важнейшие функции науки – объяснительная (подведение под закон, объяснение того, что есть), эвристическая (открытие нового) и прогностическая (предвидение новых объектов и явлений на основе полученных в науке знаний). Иногда эти функции объединяют в одну – познавательную. Эти функции у науки были даже на ранних стадиях ее развития. Со временем появляются и приобретают все большую значимость другие функции – производительная, мировоззренческая (роль науки в формировании мировоззрения - об этом подробно пишет В.И.Вернадский), социальная, культурная. Некоторые авторы называют кроме названных – проективно-конструктивную, экологическую и др. функции.

Все названные темы присутствуют в учебниках и учебных пособиях по философии науки, хотя в разных источниках они представлены в разном объеме. Так, позитивистский взгляд на науку, равно как и позитивистская концепция в целом, подробно изложены в учебных пособиях А.Л.Никифорова "Философия науки: История и теория (учебное пособие). М.: Идея-Пресс, 2006, В.С.Степина "Философия науки: Общие проблемы. М.: Гардарики, 2007. и др.

В изучении данного раздела необходимо обращение к первоисточникам. Идеи Т.Куна, П.Фейерабенда, К.Поппера и других авторов можно найти как в монографиях, так и в хрестоматиях по философии науки.

Применительно к данному разделу стоит особо отметить словарь для аспирантов и соискателей "Общие проблемы философии науки" (Екатеринбург, 2007) со статьями "Наука и религия", "Наука и миф", "Наука и обыденное сознание" и т.д.

Обращение к справочным изданиям не должно ограничиваться только словарями и энциклопедиями по философии науки. Богатый материал можно найти в Философской энциклопедии и философских словарях (статьи "Художественный образ", "Гносеологический образ", "Классификация наук" и многие другие).

Основные понятия темы: наука, критерий научности,виды познания, паранаука, лженаука, антинаука, верификация, фальсификация, концептуальное познание, художественный образ, гносеологический образ, закон, философия, мировоззрение, вера, деятельность, виды деятельности, вненаучное познание.

Контрольные вопросы и задания

1. Одной из отличительной особенностью научной деятельности является применение метода. Между тем, П.Фейерабенд полагает, что идея метода содержит жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы научной деятельности, а многие выдающиеся открытия оказались возможными лишь потому, что ученые решили разорвать путы методологических правил.

Проанализируйте позицию П.Фейерабенда и выскажите свое отношение к его идее.

2. Знаний в области отдельной науки (например, химии) в истории человечества было накоплено немало, а наука химия формируется только в XVIII веке. Назовите признаки, которыми должны обладать научные знания.

3. Приведите примеры достоверного знания, полученные в обыденной жизни. Чем они отличаются от научных?

4. Г.Моррис в работе "Сотворение мира: научный подход" (Калифорния, 1990 г.) излагает свой взгляд на происхождение мира, используя при этом данные современной физики.

На каком основании можно считать, что автором излагается религиозная, а не научная концепция?

5. Чем отличается научная деятельность от учебной? Что между ними общего?

6. Философское познание, как и научное, рационализировнное, аргументированное, логически непротиворечиво.

Продолжите список общих черт.

7. Была найдена плащаница, как предполагают теологи, Иисуса Христа. Ученые в XX веке предложили установить ее возраст, используя радиологический метод. Теологи согласились, полагая, что этот анализ позволит установить, можно считать данный метод эффективным.

О какой особенности религиозного познания идет речь?

8. Один и тот же объект может изучаться как с позиции научного познания, так и художественного. Так, Отечественная война может быть объектом изучения и науки (истории), и искусства (роман Л.Н.Толстого "Война и мир").

На данном примере проанализируйте черты научного познания и отличие научного познания от художественного. Приведите свои примеры, когда научное познание и художественное имеет один объект изучения.

9. Язык обыденного познания совпадает с языком обыденной речи. Специальные термины не используются. Но с развитием науки в обыденную речь проникают научные термины и даже люди, далекие от науки, могут ими пользоваться (электричество, байт, бит, квадрат, ромб, вирус, радиоволны и т.д.).

Приведите свои примеры, связанные с вашей отраслью науки.

10. Какие слова из обыденной речи перешли в науку и приобрели статус научных понятий? (Приведите примеры из своей отрасли науки).

11. Любое ли вненаучное знание является лженаучным? Ответ аргументируйте.

12. Приведите примеры, когда одно и то же научное открытие делалось разными учеными независимо друг от друга. Проанализируйте эти факты. О какой особенности научного познания они свидетельствуют.

13. «Каждый ученый обречен на то, что полученные им результаты со временем будут переформулированы, выражены в ином языке, а его идеи будут преобразованы. Науке чужд индивидуализм, она призывает каждого к жертвам ради общего дела. Идеи после их публикации начинают жить самостоятельной жизнью, неподвластной воли и желаниям их творцов» (В.С.Степин и др. «Философия науки и техники»).

О какой особенности научного познания идет речь?

15. Продолжите высказывание К.Поппера:

"Философия без науки пуста, наука без философии - …"

16. П.Фейерабенд в работе «Против метода» утверждает, что наука для современных людей – то же самое, что миф для примитивных племен. Проанализируйте аргументы П.Фейерабенда в пользу этого тезиса и выскажите свое отношение к нему.

17. Взаимоотношение философии и науки иногда сравнивают со строительными лесами (философия), без которых невозможно построить здание (наука). Отражает ли, на ваш взгляд, взаимоотношение философии и науки это сравнение? Ответ аргументируйте.

Литература

Основная

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей. М.:Гардарики, 2007.

2. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М.:Идея-Пресс, 2006.

3. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

4. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др. Основы философии науки. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

5. Философия науки. Под ред.С.А.Лебедева. М., 2005.

Дополнительная

1. Дж.Холтон Что такое антинаука? – ж.Вопросы философии. 1992, №2.

2. Научные и вненаучные формы мышления. Материалы симпозиума. Москва – Киль. 1995.

3. Новая Философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2002.

4. На переломе. Философские дискуссии 20-х гг.: Философия и мировоззрение. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. (статьи И.А.Боричевского "Наука и философия", С.П.Костычева "Натурфилософия и точные науки",

С.Л.Франка "Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки", В.И.Вернадского "Научное мировоззрение").

5. Поппер К. "Логика и рост научного знания". М.,1986.

6. Общие проблемы философии науки. Словарь для аспирантов и соискателей. Екатеринбург, 2007.

7. Философия науки. Словарь основных терминов. Под ред. С.А.Лебедева. М., 2006.

8. Фейерабенд П. Против метода.

9. Философский словарь. М. (любое издание после 1987 г.)

10. www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/grish_filnauk/index.php

11. www.nauka-filosofia.info

Наши рекомендации