Философия – это один из видов духовной культуры человечества, наравне с наукой, религией, искусством. С помощью этих, сходных во многом форм, человек пытается ответить на вопросы, которые он задавал с момента своего появлении я на земле и никогда не устанет задавать. Но есть между этими формами и различие – они исследуют различные вещи, и используют для этого различные методы. Предмет науки – естественный мир, в котором она стремится к высокой точности знаний, считает необходимым все доказывать, проводить эксперименты и извлекать из полученных знаний практическую пользу. Предмет религии – напротив, потусторонний, сверхъестественный мир, который безусловно признается реально существующим. Его невозможно увидеть, и точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру возможна только бездоказательная вера. Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот. Оно, в отличие от науки, не стремится что-то доказывать, в отличие от религии – во что-то верить, базируется просто на передаче переживаний через художественные образы.
Философия более всеобъемлюща. Она не ограничивается одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. Причем средства освоения этих миров для философии – и знание, и вера, и эстетическое чувство. Она имеет общее и со всеми вышеперечисленными видами духовной деятельности человека, но, при этом, она более масштабна.
Философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека. Научное же определение философии звучит так: философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и этическое отношение человека к миру. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основываются на вере.
В науке действует принцип соответствия – новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина – истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен, и наука XXI века знаем о мире больше, чем наука предшествующих веков.
Иначе обстоит дело с философией. … в философии мы имеем дело с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы. Иными словами, у нас здесь нет рациональных критериев выбора. Речь идет о смысле человеческого бытия, о природе высшего Блага. Здесь возможны разные концепции при полной невозможности рационального выбора, ибо выбор уже предполагает наличие ценностных установок... История философии поэтому - это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга, а продолжают сосуществовать в настоящем, не теряя своего значения.
…В обыденном смысле философия – рассуждения, проводимые на досуге за чашкой чая о предметах, составляющих объект изучения философии, ведущиеся на уровне интуиции, сформировавшиеся на базе жизненного опыта данных “философов”. Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой системы в рассуждениях.
(А.Иванов)
Какие два определения философии формулирует автор? Приведите их с опорой на текст. Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любое иное корректное определение философии.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) приведены авторские определения: - «философия - специфическая форма духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека»; - «философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». 2) приведено собственное определение, например: - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу, духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Может быть приведено иное верное определение. | |
Приведены два авторских определения и собственное определение. | |
Приведены два авторских определения без приведения собственного ИЛИ приведено одно авторское определение и одно собственное ИЛИ авторские определения не приведены, но приведено собственное | |
Приведено одно авторские определение ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
В чем автору видится специфика философской, научной, религиозной и эстетической форм познания мира? Охарактеризуйте четыре основные формы познания мира человеком с опорой на авторский текст.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: С опорой на текст, приведены характеристики основных форм познания,например: 1) свойства науки: - Предмет науки – естественный мир, в котором она стремится к высокой точности знаний; - наука считает необходимым все доказывать, проводить эксперименты и извлекать из полученных знаний практическую пользу; 2) свойства религии: - Предмет религии – потусторонний, сверхъестественный мир, который безусловно признается реально существующим, его невозможно увидеть, и точное знание о нем невозможно; - По отношению к этому миру возможна только бездоказательная вера. 3) свойства искусства: - Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот; Оно… не стремится что-то доказывать, … во что-то верить, оно базируется просто на передаче переживаний через художественные образы. 4) свойства философии: - Философия не ограничивается одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека; - …средства освоения этих миров для философии – и знание, и вера, и эстетическое чувство. Характеристики могут быть приведены в иных формулировках. | |
Приведены четыре характеристики | |
Приведены две-три характеристики | |
Приведена одна характеристика ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
Автор приводит различие в понимании и проявлении прогресса в сфере науки и в сфере философии. Охарактеризуйте, с опорой на авторский текст, специфику прогресса в науке и в философии. Опираясь на знание курса обществознания, собственный социальный опыт, социальную практику, приведите по одному примеру, иллюстрирующему прогрессивное развитие науки и развитие философии.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: 1) Приведена авторская характеристика прогресса в науке и в философии, например: - «Прогресс в истории научного знания несомненен, и наука XXI века знаем о мире больше, чем наука предшествующих веков; (новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина – истину менее полную). - Иначе обстоит дело с философией. … в философии мы имеем дело с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы… История философии поэтому - это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга, а продолжают сосуществовать в настоящем, не теряя своего значения». 2) Приведены два примера: - первый, иллюстрирующий прогрессивное развитие науки, допустим: - естествознание вплоть до конца XIX в. представляло в качестве первичного элемента материи атом, открытия конца XIX-начала XX вв. доказали делимость атомы, наличие в нем более ядра, электронов, позитронов, нейронов; современная наука владеет значительной информацией о микромире; - второй, иллюстрирующий проявление прогресса в философии, например: - после духовного засилья христианской церкви, догматизма и схоластики в средневековом обществе, пробуждается интерес к внутреннему миру человека, развиваются идеи гуманизма, ценности человеческой жизни и значимости земного человеческого бытия. Могут быть приведены иные верные примеры. | |
Приведена авторская характеристика специфики прогресса в науке и в философии, приведены два примера | |
Приведена авторская характеристика специфики прогресса в науке и в философии, приведен один пример ИЛИ авторская характеристика приведена неявно, но приведены два примера | |
Приведена авторская характеристика специфики прогресса в науке и в философии ИЛИ Приведен один пример | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
Автор пишет о специфике философии в обыденном смысле, философствовании. Опираясь на знание курса обществознания, личный социальный опыт и социальную практику, определите признаки философствования (укажите любые три). Выскажите собственное суждение о роли философствования в жизни каждого человека.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) Определены признаки «философствования», например: - философствуя, каждый человек опирается, прежде всего, на собственный жизненный опыт, собственные переживания, собственную рефлексию жизненных ситуаций; - философствование не предполагает обычно сложных, глубоких мыслей, ссылок на мнения и точки зрения известных философов; - философствуя, люди могут не применять специальной терминологии, используемой обычно учеными-философами. - обычно, люди рассуждают, обсуждают, высказывают мысли о близких и наиболее волнующих их предметах и объектах, например: - о прожитых годах и изменении взглядов на жизнь; - о свободе человека в обществе и ее ограничителях; - о работе и ее значении; - об общении с людьми, с друзьями; - об отношении к природе; - о рождении и воспитании детей; - о том, что останется на земле после человека и т.д. 2) Высказано собственное суждение о роли философствования, допустим: - Философствуя, каждый человек проявляет свою подлинную человеческую сущность, ему необходимо понимать смысл своего бытия, задумываться о том, для чего он работает, для чего создает семью. Без этого каждый из нас не смог бы быть человеком. Могут быть приведены иные признаки, любое иное суждение. | |
Приведены три признака философствования, высказано суждение | |
Приведены три признака философствования, суждение не высказано ИЛИ два признака и суждение | |
Приведен два признака ИЛИ высказано суждение | |
Приведен один признак ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о мировоззрении
.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Мировоззрение – упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, место человека в мире и среди людей, внутренний духовный мир личности». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о мировоззрении, опирающейся на знания курса, например: – «Мировоззрение бывает индивидуальным, носителем которого выступает отдельная личность и групповым, присущим определенной социальной группе». – «Мировоззрение человека включает в себя элементы транслируемые из поколения в поколение, и элементы, формируемые в течение жизни человека и носящие конкретно-исторический характер». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о мировоззрении. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
Приведите три любых критерия истинности познания, каждый из которых проиллюстрировав конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны присутствовать элементы: Приведены критерии истинности познания, и примеры, их иллюстрирующие, допустим: 1) проверка приобретенных знаний на практике; (например, ученые высказали предположение на основании письменных источников, что через Южный Урал проходил Великий шелковый торговый путь, истинность предположения была подтверждена археологическими раскопками); 2) построение непротиворечивой, стройной системы доказательств истинности знания; (например, математиком Лобачевским была доказана и обоснована неэвклидова пространственная геометрия); 3) аксиоматическая очевидность знания; (например, знание о том, что зимой холодно, выпадает снег, бывают сильные морозы). Могут быть приведены другие критерии и иные примеры | |
Приведены три критерия и иллюстрирующие их примеры | |
Приведены два критерия и иллюстрирующие их примеры ИЛИ Приведены три критерия и иллюстрирующие их один- два примера ИЛИ критерии приведены неявно, но правильно приведены три примера | |
Приведены один критерий и иллюстрирующий их пример ИЛИ Приведены два критерия и один пример ИЛИ два критерия без примеров ИЛИ критерии приведены неявно, но правильно приведены один-два примера | |
Приведены один критерий ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
Учащийся профильного биологического класса М. по заданию учителя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было необходимо определить места гнездований журавля, понаблюдать и описать процесс выведения и обучения птенцов, провести окольцовывание птиц перед их отлетом. Кроме того, М., готовясь к осуществлению проекта, выдвинул гипотезу исследования, составил аннотированный список научной литературы, изучил различные мнения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие группы методов использовал М. в своем проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу четырьмя примерами, систематизировав их в виде таблицы:
1 группа | 2 группа |
1) | 1) |
2) | 2) |
3) | 3) |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведена таблица, содержащие названия групп методови иллюстрирующие ихпримеры: эмпирические методы | теоретические методы | 1) нахождение мест гнездования журавлей; | 1) выдвижение гипотезы исследования; | 2) наблюдение за гнездованием журавлей; | 2) составление аннотированного списка литературы; | 3) описание процесса выведения и обучения птенцов; | 3) анализ, сравнение и сопоставление точек зрения ученых; | 4) окольцовывание птиц перед отлетом. | 4) систематизация и обобщение выводов. | | |
Приведены две группы методов и по четыре примера, их иллюстрирующие | |
Приведены две группы методов и по два-три примера ИЛИ одна группа методов и иллюстрирующие ее четыре примера | |
Приведены две группы методов без примеров или с одним любым примером ИЛИ одна группа методов и два-три примера | |
Приведена одна группа методов ИЛИ приведен один пример ИЛИ Ответ неверный. | |
Максимальный балл | 3 |
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание и его основные признаки». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о научном познании. 2) Основные признаки научного познания: а) объективность; б) доказательность; в) логичность; г) рациональность. 3) Уровни научного познания: а) эмпирический; б) теоретический. 4) Методы научного познания: а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент); б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование). 5) Специфика социального познания. 6) Особенности научного познания в информационную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Философия | «Знание - не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно - результат большой работы и потому - большой жертвы». (Г.Бокль) |
Философия | «Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды» (А.Н. Радищев) |
Философия | «Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании своей личности, своего Я» (С. Кьеркегор). |
Философия | «Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» (Джон Дьюи). |
Философия | «Всего труднее познать самого себя. Не только глаз, рассматривающий внешнее, не может быть употреблен к рассмотрению самого себя, но и самый ум наш, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен в познании собственных своих недостатков» (Василий Великий). |
Философия | «Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия» (Г. Гегель). |
Философия | «В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя; во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений» (И. Фихте). |
Философия | «Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть» (Лактаций). |
Философия | «Ощущения помогают разуму познать вещи, каковы они по отношению к нам и по отношению к другим вещам» (Ян Снядецкий). |
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. |
№ | Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания |
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании. | |
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. | |
К2 | Представление и пояснение собственной позиции выпускника |
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника | |
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена. | |
К3 | Характер и уровень приводимых суждений и аргументов |
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы. | |
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации | |
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. | |
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. | |
| Максимальный балл | 5 |
Раздел «Экономика»
ЧАСТЬ А