Доисторическая архео- и этноастрономия
Древнейшие следы астрономической деятельности: лунные календари; наблюдательные площадки с астрономическими ориентирами для древнейшей «службы времени» («горизонтная» астрономия); астрономический фольклор (его прикладной и мировоззренческий характер).
3. Астрономия Древнего мира
3.1. Астрономическая деятельность и АКМ в древнейших исторических цивилизациях (Междуречье, Египет, Китай, Индия (4-е–1-е тыс. до н. э.); Мезоамерика ( 3-е тыс. до н. э.– 1-е тыс. н. э.).
Поклонение светилам и «небесным камням» (метеоритам), формирование астральных религий и астрологии. Выделение созвездий в области вдоль небесного экватора и эклиптики и формирование зодиака. Календарные системы. Регистрация солнечных и лунных затмений. Первые инструменты. Ранние арифметические модели неравномерного движения Луны и Солнца («зигзагообразная функция» — Вавилон, 1 тыс. и далее до н.э.). (Китай, VI в.) — регистрационная астрономия и ранние формы космофизической картины мира. Идея огненного происхождения и циклического развития Вселенной (Персия, Индия, Мезоамерика).
3.2. Астрономия в Древней Греции. Античный период (VII – IV вв.).
Освоение прошлого наследия инаблюдательные открытия (Фалес, Метон, Евктемон). Космофизическая натурфилософия (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, VII–VI вв.; пифагорейцы VI–IV вв.). Идея числовой гармонии Космоса; «Огненной единицы» как истока формирования материальной Вселенной; первая негеоцентрическая модель мира с подвижной Землей. Идея развития Космоса (Гераклит Эфесский). Вихревая космогония Анаксагора (V в.). Вершина развития античной астрономии — IV в.: идея множественности и многообразия развивающихся миров-вселенных и звездного состава Млечного Пути (Демокрит). Идея сведения сложных видимых движений небесных тел к простым (круговым равномерным — Платон). Первая математическая геоцентрическая модель мира (гомоцентрические сферы) и древнейшее описание звездного неба с выделением основных кругов небесной сферы (Евдокс). Первая универсальная космофизическая система природы Аристотеля. Ее роль в истории астрономии.
3.3. Астрономия эпохи эллинизма (III в.).
Первая наблюдательная оценка относительных расстояний и размеров Солнца и Луны и идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский). Древнейший звездный каталог (Аристилл и Тимохарис). Его роль в истории астрономии. Первое измерение размеров земного шара (Эратосфен). Теория конических сечений и метод эпициклов для описания неравномерных движений (Аполлоний Пергский). Гиппарх (II в.) —начало точной наблюдательной и теоретической астрономии; звездный каталог; прецессия; звездные величины; геометрическая теория неравномерного движения Солнца и Луны по эксцентрикам. Птолемей (II в. н.э.) и создание первой полной математической геоцентрической системы мира (эпициклическая теория с эквантом, значение последнего). «Альмагест» Птолемея.
3.4. Астрономия Рима (I в. до н. э. – V в. н. э.).
Юлианский календарь (46 г. до н. э.). Лукреций Кар и возрождение идей Демокрита. Сенека и идея космической природы комет.
4. Астрономия и астрономическая картина мира в Средние века. Наука под властью монотеистических и централизованных религий
4.1. Александрия (III – VII вв.).
Столкновение эллинистической натурфилософии и христианской библейской «космологии» (Ориген, Гипатия).
4.2. Астрономия Византии (ΙV – ΧV вв.).
Сохранение наследия греческой науки. Упадок в космологических представлениях (Косма Индикоплов, VI в.).
4.3. Наблюдательная и математическая астрономия на средневековом Дальнем и Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Китай (Чжан Хэн, I–II вв., наблюдения и инструменты). Индия — освоение птолемеева наследия. (V в.— Ариабхата, Бхаскара). Наблюдательная и теоретическая астрономия в мире ислама (VIII–XV вв., Багдад, Каир, Дамаск (Сабит ибн Корра и др.); Газна, Марага (Бируни, Насирэддин Туси)). Самаркандская обсерватория с уникальным квадрантом. Начало точных систематических наблюдений, звездный каталог (Улугбек, XV в.). Календарь и идея бесконечной Вселенной Омара Хайама. Главное наследие астрономии исламского мира — «Зиджи».
4.4. Астрономия в средневековой Западной Европе (VII – XIV вв.).
«Пасхалии». Догматизация картины мира Аристотеля – Птолемея как научной опоры богословия, XII–XIII вв. Комментаторство. Буридан, Орем — идея возможности движения Земли и несоизмеримости небесных движений. Вселенная Николая Кузанского. Пурбах, Региомонтан (XV в.).