Тема 3. Динамика научного знания. История науки

Возникновение науки и проблема периодизации истории науки. Проблема начала науки. Возникновение предпосылок научных знаний в Древнем Мире и в Средние века. Зарождение и развитие классической науки. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука. Наука будущего. Концепция сменяемости теорий К.Поппера. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Концепции научных парадигм и революций Т.Куна. Особенности современного этапа развития науки. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся, "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Понятие и феномен синергетики в истории развития науки.

Тема 4. Методология научного творчества.

Метод и методология. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Функции философии в научном познании. Понимание и объяснение. Связь эксперимента с теорией. Принцип соответствия теорий. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. Научное творчество: сущность и структура. Этапы научного творчества: проблема, гипотеза, теория. Критерии научности знания.

Лекции Раздел 1

№ раздела дисциплины Тема лекции Количество часов
Философия науки: понятие и предмет
Наука как предмет философского анализа: наука как особый способ деятельности, как социальный институт, как совокупность теоретических знаний, как непосредственная производительная сила.
     
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Особенности современного этапа развития науки
Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
Синергетический этап развития науки
Научная картина мира. Мировоззренческие основания науки
Динамика науки: теории К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна

Практические занятия, раздел 1.

№ раздела дисциплины Тема практического занятия Количество часов
Наука как предмет философского знания. Философия наки.  
Философские концепции науки  
Историческая динамика науки.  
Научные революции в истории развития науки и в философии истории.  
Научная картина мира и ее основания  
Структура научного познания. Характеристика познавательного процесса, науки и образования как социальных институтов на рубеже XX-XXI вв.    
Синергетика. Глобальные проблемы современности. Роль науки и техники в их возникновении и преодолении.  


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, раздел 1.

Занятие 1. Наука как предмет философского анализа

1. Понятие «наука» в философии. Критерии научности.

2. Наука как познавательная деятельность. Специфика, структура и методы научного познания.

3. Наука как социальный институт. Структура науки. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.

4. Наука в культуре современной цивилизации. Функции науки в жизни общества. Понятия и феномены сциентизма и антисциентизма.

Литература

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. – М., 1980.

3. Ильин В.В. Философия науки. – М., 2003.

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

Занятие 2. Философские концепции науки

1. Понятие и становление философии науки, различные подходы.

2. Позитивистские трактовки науки и философии науки: О.Конт, Г.Спенсер, Э.Мах.

3.Проблема языка науки и особенности научного бытия в неопозитивизме: Р.Карнап, Л.Витгенштейн, Б.Рассел.

4.Социология науки: Р.Мертон, Т.Парсонс, П.Сорокин.

5.Культурологический подход к анализу науки: М. Вебер, Ю. Хабермас, Т. Адорно.

6.Постпозитивизм и проблемы истории науки: Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин. 7. Кумулятивный и антикумулятивный подходы, экстернализм и интернализм в понимании процесса научного творчества и развития.

Литература

1. Берков В.Ф. Философия и методология науки. – Мн., 2004.

2. Витгенштейн Л. Философские работы. – М., 1994.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

4. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М., 1978.

5. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. – Киев, 1997.

6. Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

Наши рекомендации