Ритмическое упражнение «Напевая песенку» (с музыкальным сопровождением).
Дети стоят по кругу: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Вытягивают вперед правую ногу, выпрямив ее в колене и вытянув носок.
На 1 – 2 такты дети 3 раза прикасаются кончиком носка к полу впереди себя.
На 3 такт – повторяют это же движение еще два раза.
На 4 такт – приставляют правую ногу к левой.
Затем те же движения выполняются левой ногой.
Ритмическое упражнение с кубиками (с музыкальным сопровождением).
1 часть музыки.
1 – 4 такт: дети стоят врассыпную, держа в руках по 2 кубика.
5 – 20 такты: дети двигаются по залу пружинящим бегом, с окончанием музыки останавливаются.
2 часть музыки.
1 – 4 такты: слушают музыку.
5 – 8 такты: поднимают кубики вверх, и ударяя ими, передают ритмический рисунок.
9 – 12 такты: слушают музыку.
13 – 16 такты: отстукивают кубиками ритмический рисунок, держа их перед собой.
Приемы логоритмической и музыкальной коррекции
Приведем в пример конспекты логоритмического занятия
КОНСПЕКТ 1 (еа 1-ом этапе работы)
Цели: 1.Пробуждение чувства элементарного ритма, в т.ч. и музыкального.
2. Совершенствование ритмических механизмов подкоркового уровня и коркового (правополушарного):
Задачи и методы состоят в том, чтобы обучить ребенка:
1. Слушать колыбельную, маршевую и простую танцевальную музыку. Для этого необходимо исполнять музыкальные отрывки, делая акценты на сильных долях, пропевать некоторые из них со словами, также выделяя голосом ударные фрагменты, подчеркивать характер музыки, ее настроение.
2. Выделять сильные доли ударами по барабану, бубну и пр.
3. Приседать под музыку и танцевальным движениям, рассчитывая на его способность к имитации.
4. Пропевать хорошо знакомые мелодии.
5. Отхлопывать ритмы (без музыкального сопровождения), вначале симметричные, а затем асимметричные: сопряженно, отраженно.
6. Переключаться с подкоркового (итеративного) ритма на корковый правополушарный. Для этого следует хлопать под музыку: а) равномерно (/ / / / ….); б) ритмическими группками (// // // // // //; / // /// //) и т.п.
7. Переключаться с двудольного и четырехдольного ритма на вальсовый (трехдольный), т.е. переходить с марша и плясовых движений на вальсовые (кружиться).
Занятия проводятся и фронтально и индивидуально, поскольку не все дети могут усвоить задания в группе.
На II-м этапе делается попытка сблизить музыкальный и речевой ритмы.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 1
Цель: Приблизить музыкальный ритм к речевому (стихотворному).
Задачи и методы:
1. Пропевать песни для прослушивания детьми, подчеркивая ритм их мелодий.
2. Вовлечение ребенка в пение песен со словами с подчеркиванием ритма их мелодий.
3. Проговаривать под музыку слова в режиме речетатива (мелодекламация), предъявляя воспроизводимые отрывки для многократного прослушивания.
4. Вовлечение ребенка в «сопряженный речетатив».
Ход занятия
№ | Этап занятия | Цель | Описание упражнения | Оборудование |
Орг. момент: игра «Услышь меня» | Активизация внимания | Дети стоят каждый за своим стульчиком. Под музыку дети двигаются по залу. Как только музыка останавливается, дети должны замереть на месте и слушать хлопки ведущего: 1 хлопок – ребенок должен встать за свой стул; 2 хлопка – сесть на стул; 3 хлопка – спрятаться за стул. | Музыкальное сопровождение | |
Ритмическая разминка | Тренировка различных видов ходьбы (развитие итеративного ритма) | Построение в колонну по одному. 1. Ходьба на носочках; 2. Ходьба на пяточках; 3. Ходьба маршевым шагом | Марш Т. Ломовой | |
«Кулак – ребро – ладонь» | Использование динамического праксиса для организации мануальных движений | Дети должны повторить движения ведущего по показу и инструкции. | ||
«Повтори, дружок, за мной» | Развитие чувства ритма (развитие итеративного и периодического ритмов) | Дети выборочно должны повторить ритмы, предложенные ведущим: / / / / / / // / // / // / // // // // / /// / /// / /// /// /// /// // /// // /// // | ||
«Отдыхаем вместе!» | Регуляция мышечного тонуса | Дети выполняют по показу упражнения: · «Струна» · «Холодно» · «Кошка» · «Не урони вазу» · «Сломанное дерево» | Музыкальное сопровождение «Вальс метель» автор ??? | |
Итог | Активизация внимания | Дети строятся в колонну по одному и прощаются с ведущим. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 2
№ | Этап | Цель | Описание упражнения | Оборудован |
Орг. момент: игра «Ходьба, бег, остановка в кругу» | Активизация внимания | Детям предлагается ходить, внимательно слушая музыку, остановиться и поднять вверх платочек, когда прекратится музыка. Затем дети бегут с платочком, поднятым над головой, и останавливаются с окончанием музыки, пряча платок за спиной. | ||
Ритмическая разминка | Тренировка ритмичной ходьбы маршем, подскоков | Построение в колонну по одному. · Ходьба маршевым шагом; · Подскоки с остановкой по окончании музыки. | Марш М. Раухвергера | |
Упражнение «Конюшня» | Координация речи с движением | Ведущий произносит текст стихотворения. Дети выполняют движения. Мы в конюшне сидим, (2 приседания) Лошадей сторожим. (наклоны вправо – влево) Кони об пол: стук да стук,(4 стука правой ногой) Мы помчимся во весь дух. (бег врассыпную) | ||
Упражнение «Дождик» | Развитие чувства ритма | Детям предлагается отхлопать ритм «дождика» сначала медленный, затем с ускорением. / / / /, / / / /, //// | ||
Упражнение «Стихи в хлопках» | Развитие чувства ритма | Отхлопывание ритма стихотворения вместе с ведущим: Е́-дет-е́дет-по́-езд-бы́ст-ро Е́-дут-вне́м-е-жи́-и-ки́с-ки, Е́-дут-ми́ш-ки-е́-дут-за́й-ки, А́-е-ще́-кто-у-га-да́й-ка! | ||
«Отдыхаем вместе!» | Регуляция мышечного тонуса | Дети выполняют по показу упражнения: · «Струна» · «Холодно» · «Кошка» · «Не урони вазу» · «Сломанное дерево» | Музыкальное сопровождение «Вальс метель» Автор??? | |
Итог | Активизация внимания | Дети строятся в колонну по одному и прощаются с ведущим |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 3
№ | Этап урока | Цель | Описание упражнения | Оборудование |
Орг. момент: игра «Услышь меня» | Активизация внимания | Дети стоят каждый за своим стульчиком. Под музыку дети двигаются по залу. Как только музыка останавливается, дети должны замереть на месте и слушать хлопки ведущего: 1 хлопок – ребенок должен встать за свой стул; 2 хлопка – сесть на стул; 3 хлопка – спрятаться за стул. | Музыкальное сопровождение | |
Ритмическая разминка | Тренировка ритмичной ходьбы маршем, подскоков | Построение в колонну по одному. · Ходьба маршевым шагом; · Подскоки с остановкой по окончании музыки. | Марш М. Раухвергера | |
Упражнение «Ваня, Ваня - простота» (русская народная потешка) | Координация речи с движением (элементы хоровода), подвижная игра | Ведущий произносит текст стихотворения. Дети выполняют движения. Барашеньки, крутороженьки, По лесам ходили, по дворам бродили, На скрипочке играли, Ваню потешали. Ваня, Ваня – простота, Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперед И поехал в огород. | ||
Упражнение на развитие чувства ритма | Тренировать ритм без выраженного ударения | Дети сидят на коленях на полу по кругу. 1. Ударяют правой рукой об пол перед собой, произнося слог ТА; 2. Ударяют правой рукой справа от себя (ТА) и слева от себя левой рукой (ТА); 3. Ударяют правой рукой справа от себя (ТА), слева от себя левой рукой (ТА) и перед собой (ТА – ТА); 4. Удар справа, слева и перед собой (ТА – ТА – ТА); 5. Часто ударяют рукой об пол слева направо, произнося ТАТАТАТАТАТАТАТАТА | ||
«Шалтай – Болтай!» | Регуляция мышечного тонуса | Дети выполняют по показу упражнения: Шалтай – болтай (повороты туловища вправо – влево с качанием рук) Сидел на стене, Шалтай – Болтай Свалился во сне. (наклон вперед, уронив голову и руки) И вся королевская конница, И вся королевская рать (выпрямившись, шагать на месте высоким шагом с остановками после слов «конница», «рать») Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая – Болтая, Болтая – Шалтая, Шалтая – Болтая (качание вперед - назад) Со – о – обрать (сначала откинуть корпус назад, затем уронить голову и руки вниз, расслабившись) | ||
Итог | Активизация внимания | Дети строятся в колонну по одному и прощаются с ведущим. |
Глава 5