Случай 4. Радикальный эмпиризм: критика научной революции.
Совсем другой характер имеет критика математики и физики с позиции Дж. Беркли в его «Трактате» (1710), а также в работах «О движении» (1721) и «Аналитик» (1734). Как последовательный сторонник философии эмпиризма, Беркли квалифицирует фундаментальные для ньютоновской физики понятия пространства, материи и движения как пустые абстракции, не имеющие референта в наблюдаемом мире. Научные высказывания, в которые входят эти понятия, не могут быть проверяемы с помощью эксперимента, а известная методологическая максима «Гипотез не измышляю» оказывается всего лишь идеологическим лозунгом1. Это же относится и к понятию бесконечно малой величины как основы дифференциального и интегрального исчисления. Всякая величина, по Беркли, должна быть воспринимаема с помощью органов чувств, но бесконечно малая оказывается одновременно доступна (как определенная величина) и недоступна (как бесконечная величина) восприятию. Такого рода логическая нестрогость, недопустимая с точки зрения канонов античной математики, рассматривается Беркли как принципиальный дефект новой математики2.
1 См.: Warnock G.J. Berkeley. Harmondsworth : Penguin, 1969; Winkler K.P. Berkeley: An Interpretation. Clarendon, 1994.
2 См., например: Jesseph D.M. Berkeley's Philosophy of Mathematics. Chicago, 1993.
Раздел III. Прикладные исследования
В самом деле, Беркли застает и физику, и математику в той ситуации, когда динамично формируются рамки новых парадигм; в это время «разброда и шатаний» (Т. Кун) старые методологические стандарты уже нерелевантны, а новые еще находятся в процессе формирования. Философия эмпиризма, признаваемая многими и философами и учеными того времени в качестве фундамента новой науки, вместе с тем не в состоянии выполнить эту функцию, если она стремится к последовательности (как раз за непоследовательный эмпиризм Беркли и критикует Дж. Локка) и пребывает в одиночестве. (Поэтому в истории философии этот период описывается более широко — как конкуренция эмпиризма и рационализма.) В особенности это касается обоснований новых научных понятий, поскольку природа теоретического мышления слишком односторонне и противоречиво понимается сторонниками эмпиризма. Известно, что ученые в явном виде долго не воспринимали критику со стороны Дж. Беркли, искренне уверенного, что он трудится на пользу новой науки; однако было бы неверно полагать, что она исподволь не оказала влияния на формирование нового естествознания и математики. Ученым еще предстояло разработать и принять новые методологические нормативы, а философам - обосновать их с большей тщательностью, переосмысливая при этом понятия реальности, объективности, познания и мышления. В дальнейшем такие умы, как Э. Мах и А. Эйнштейн, еще отдадут должное странным идеям епископа Клойнского.
Случай 5. Рефлексивный перенос габитуса. Конструктивные преобразования в физике.В этой группе примеров м-взаимодействие рассматривается как рефлексивный перенос габитуса, выступающий в сфере физического знания как заимствование элементов картины мира, теоретических представлений и математического аппарата из одной дисциплины для развития другой. Показательно, что заимствование осуществлялось не механически, а приводило к существенной модификации исходных понятий и моделей и их последующему конструктивному обоснованию с помощью семантической и эмпирической интерпретации.
Так, хорошо известны история переноса атомистических представлений из философии в физику и химию и те дискуссии, которые его сопровождал и. П.П. Гайденко1 показывает, что хотя
1 См.: Гайденко Л. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.; СПб., 2000. Гл. 5.
Глава 16. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии
корпускулярная теория разделялась большинством естествоиспытателей XVII в., это не означало их согласия с атомизмом как философской концепцией (учитывая, что и в античности не было единства в понимании атомизма). Демокрит и Эпикур, Аристотель, Декарт, Гассенди, Бойль, Гюйгенс, Ньютон, Дальтон, Авогадро — все это авторы разных и во многом несовместимых атомистических учений. Два основных направления в переосмыслении атомизма относились к природе самих атомов (корпускул, элементов, молекул) и к типу взаимоотношений между ними (дально- или близкодействие и их варианты). Математики, физики и химики трактовали природу атомов в зависимости от потребности в соответствующих модельных представлениях: как бесконечно малые точки, обладающие лишь весом; как многообразие типов мельчайших неделимых частиц, наделенных конкретными свойствами; как качественно определенные корпускулы, неделимость которых обусловлена типом их взаимодействий. Если неделимые и абсолютно упругие атомы играют роль модели в объяснении Гюйгенсом свойств света, то для интерпретации химических реакций Бойлю было достаточно представлений об относительном различии элементов и соединений. Из формул химических реакций Дальтона следовало, что в реакции вступают половинки (!) атомов, что в дальнейшем компенсировала гипотеза Авогадро1, направленная на более последовательное обоснование химической атомистики. Таким образом, атомизм как научную программу XVII—XIX вв. отличает от античного атомизма непосредственная корреляция с теми феноменами, которые получаются в эксперименте или требуются для математической онтологии.
Еще один пример стал хрестоматийным благодаря работам B.C. Степина — это случай переноса теоретического знания из гидродинамики в теорию электричества. Степин реконструирует эту ситуацию так2. Максвелл, приступая к реализации своей программы, вначале поставил задачу построить единую систему теоретического описания и объяснения электростатических явлений. Для этого необходимо было вывести единое обобщающее
1 См.: Зубец О. П., Касавин И. Т. Темпоральный анализ как метод философского исследования // О специфике методов философского исследования. М., 1987.
2 См.: Степин B.C. Теоретическое знание. М., 1999. С. 228-240.
Раздел 111. Прикладные исследования
уравнение электростатики. Средством выведения такого уравнения послужила аналоговая гидродинамическая модель, основным элементом которой являлась единичная незамкнутая трубка тока некоторой идеальной несжимаемой жидкости. Эта модель позволила перенести уравнение Эйлера для жидкости на область электростатических явлений и использовать его в качестве гипотетического выражения для обобщенного закона электростатики. Отсюда были получены в качестве следствий дифференциальные уравнения для закона электростатической индукции и закона Кулона1.
Почему можно было интерпретировать гидродинамические уравнения в терминах электростатических величин? Степин показывает, что основание для аналогии между процессами гидродинамики и областью электрических и магнитных взаимодействий коренилось в принятой Максвеллом фарадеевской картине физической реальности. Картина изображала взаимодействие в виде непрерывного изменения сил в пространстве, а поэтому легко позволяла увидеть аналогию между механикой сплошных сред и электромагнетизмом. Еще один ответ на этот вопрос дает сама процедура применения аналоговой модели. Оказывается, Максвелл обосновал ее как изображение существенных черт всех экспериментально-измерительных ситуаций электростатики, после чего само предположение о возможности истолковать гидродинамические величины уравнения Эйлера в терминах электростатики приобрело статус доказанной гипотезы.
Ни философия атомизма, ни гидростатика сами по себе не нуждались в том, чтобы способствовать развитию естествознания в XVII—XVIII вв. — в первом случае или электростатики — во втором; они просто выполняли функцию ресурсных дисциплин, которые функционировали в науке габитуально, в форме привычных и очевидных представлений. Сторонникам нововременного атомизма и Д.К. Максвеллу понадобилось немало творческого воображения и конструктивной рефлексии, чтобы увидеть в них не просто феномены истории мысли, а прообразы новых теоретических представлений. И здесь м-взаимодействие оказалось существенным условием развития новых наук и дисциплин.
Глава 16. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии
Примером из области социально-гуманитарного знания, в котором м-взаимодействие выступает как комплекс рефлексивных процедур, увенчавшихся синтезом новой науки, может служить социология О. Конта1. Похожие процессы имели место в формировании социальной и культурной антропологии, религиоведения, политологии и ряда других наук социального и гуманитарного цикла, что является предметом специального исследования.
Основные типы коммуникаций, рассмотренные нами в качестве м-взаимодействий, представляют собой условия, в которых осуществляются м-исследования. Габитус и рефлексия, традиция и критика, воспроизводство и творчество являются полюсами взаимодействий типов и форм знания, относящихся к дисциплинам на разных стадиях их развития. И пусть м-исследования обнаруживаются во всей истории познания, возникает вопрос — не связаны ли они с определенным типом рациональности, относящимся к вполне конкретной исторической эпохе?