Специально-научные подходы к анализу повседневности
Основные концепции повседневного сознания, разрабатываемые в гуманитарных науках, располагаются в междисциплинарном пространстве между психологией, социологией и лингвистикой. Именно здесь формируется та эмпирическая база, из которой философия повседневности черпает материал для своих обобщений. Так, в психологии получил распространение подход, согласно которому повседневное знание рассматривается как индивидуально-когнитивная совокупность сознания. Типичной в этом контексте является теория личностных конструктов как важнейших составных частей повседневного знания1. Задача Келли состоит в том, чтобы психологические объяснения деятельности оказали влияние на обыденное знание субъекта деятельности. И напротив, Ф. Хайдер в традиции Шюца защищает тезис о том, что самой научной психологии есть чему поучиться у психологии здравого смысла. Центральные пункты его концепции - это тезис «Язык как понятийный инструмент»2 и система понятий, «которая лежит в основе коммуникативного поведения»3. В этих исследованиях были сформулированы идеи иерархического порядка повседневного знания, его структурно-понятийной природы, структурирования деятельности с помощью личностных конструктов. В дальнейшем это приводит к понятию «субъективной теории».
Другой подход, использующий понятие «субъективной теории», предполагает, что индивидуальное повседневное знание рассматривается как специфическая квазитеория. Субъективные теории — это «агрегат (актуализируемых) знаний о себе и о мире с присущей ему (пусть имплицитно) аргументативной структурой, которая позволяет (хотя бы частично) осуществлять экспликацию или реконструкцию параллельно научным теориям4. Они встречаются в сферах, отличающихся спецификой темы, деятельности и профессии. Их изучение концентрируется на уровне индивиду-
1 См.: Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. N.Y., 1955.
2 Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958. P. 17.
3 Ibid. P. 22.
4 Ibid. P. 16.
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
ального сознания, при этом специфика человеческого мышления рассматривается вне аналогий с (технической) обработкой информации и почти ничего не дает для понимания социального производства знания или его социального распределения. При этом факту заимствования повседневностью знания из науки не придается значения.
Еще один подход, специфика которого состоит в применении понятия «культурной модели», трактует повседневное знание как культурно-когнитивное единство. Лингвистика и антропология давно занимаются культурной трансляцией и распределением знания1, рассматривая повседневное знание как относительно упорядоченную совокупность сознательного мышления, а не просто то, что знает всякий нормальный человек. Это не непосредственная примитивная эмпирия, а определенный уровень ее обработки и оценки. Помимо этого культурные модели включают определенные «культурные схемы», которые «отражают не только мир физических объектов и событий, но и столь же абстрактные миры социальных интеракций, дискурсов и даже лексических значений»2. Реконструкция словесных выражений является в данном случае способом анализа повседневности как культурно-когнитивной модели, отражающей определенную реальность (в отличие от категорий культуры, которые эту реальность задают). Исходя из философии языка (Э. Энском, Дж. Сёрл) этот подход фокусируется на культуре как области распространения знания. Он тематизирует социальное производство знания, но не направлен на его специальный анализ; ставит задачу понять специфику человеческого мышления по аналогии с компьютерной обработкой информации, но не рассматривает вопрос о трансляции содержаний из науки в повседневное знание.
И, наконец, подход, исходящий из понятия «социальной репрезентации», направлен на анализ социального производства, распределения и трансформации повседневного знания. Данный подход предполагает дополнение общепсихологического инструментария социально-психологическим. Исходным пунктом анализа являются повседневные процессы понимания и построения
1 См.: Geertz С. Interpretation of cultures. N.Y., 1972.
2 D'Andrade R.G, Some Propositions About the Relations Between Culture and Human Cognition // Cultural Psychology - Essays in Comparative Human Development; J. Stigler (ed.). Cambridge, 1990. P. 93.
Раздел I. Категориальные сдвиги
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
понятий и их роль в процессе конструирования реальности с помощью повседневного субъекта. Социальные репрезентации — это «специфические феномены, которые относятся к особому типу понимания и коммуникации, — к тому, что создает как реальность, так и повседневное знание»1. В отличие от субъективных теорий социальные репрезентации не ограничиваются индивидуальным знанием. В большей степени они имеют отношение к социальному, специфическому для группы знанию. В отличие от культурных моделей понятие социальных репрезентаций не сводит все знание и мышление к узким понятиям когнитивности и схематизма. В большей степени они относятся к тому, как мыслит общество, как конструируется реальность социальными средствами, какие социальные связи и функции несет в себе знание.
С этой точки зрения можно обнаружить базисные мировоззренческие схемы в произвольно взятых пословицах и поговорках - кристаллизациях обыденного сознания. Так, повседневную реальность можно иронически категоризировать в определенных онтологических высказываниях: «все политики — лгуны, а все бизнесмены — воры» (критическая социальная теория); «своя рубашка ближе к телу», «моя хата с краю», «в гостях хорошо, а дома лучше» (теория собственных мест); «яблоко от яблони недалеко падает» (эволюционная теория), «без труда не выудишь и рыбки из пруда» (теория причинности); «тише едешь — дальше будешь», «вода камень точит» (динамика); «под стоячий камень вода не течет» (статика); «всему свое время» (теория относительности времени); «жизнь прожить— не поле перейти» (теория относительности пространства).
Обычное право и мораль, со своей стороны, находит выражение в известных нормативно-ценностных высказываниях: «око за око, зуб за зуб», «ты мне, я тебе» (принцип обмена); «кесарю кесарево, а Богу Богово» (принцип социальных ролей); «всем сестрам по серьгам», «от трудов праведных не нажить палат каменных», «кто правдой живет, тот добро наживет» (теория справедливости); «от сумы да тюрьмы не зарекайся» (теория всеобщей греховности); «стерпится - слюбится» (теория терпения); «лучше синица в руке, чем журавль в небе» (теория риска).
1 Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations; M.N. Fair, S. Moscovici (ed.). Cambridge, 1984. P. 15.
Природа самого обыденного опыта также обобщается в определенных квазиэмпирических теориях: «на чужих ошибках не учатся» (опыт как неповторимое); «повторение — мать учения», «если бы юность знала, а старость могла» (опыт как накопление); «имеющий уши да услышит», «голодное ухо к учению глухо», «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (опыт как чувственная способность).
Наконец, в поговорках мы обнаруживаем то, что можно назвать «логикой здравого смысла»: «мнения разнятся», «на каждый роток не накинешь платок» (правило многообразия); «не судите и не судимы будете», «что в лоб, что по лбу» (правило тождества); «у всякого Павла своя правда» (правило относительности).
В социальных репрезентациях представлены, таким образом, определенные обыденные обобщения по самым разным аспектам социального бытия человека. Их специфической чертой является то, что они выступают в общезначимой форме, казалось бы, не имеющей отношения к некоторой конкретной социальности. В силу этого создается известное впечатление, будто бы обыденное сознание свойственно всем людям безотносительно эпохи, страны, нации, класса, вероисповедания, образования и проч. И только целенаправленный анализ способен вскрыть в совокупности обыденной мудрости те многообразные и противоречивые социальные детерминации, которые результируются в той или иной «повседневной теории».
По мысли немецкого психолога У. Флика1, понятие социальной репрезентации целесообразно использовать для анализа взаимоотношения повседневности и техники, чему по сути и посвящена вся его книга. В итоге понятие социальной репрезентации практически заменяет понятие повседневного знания. При этом он различает некоторое «жесткое ядро» и формы его социального распределения в обществе (по возрастным, профессиональным, культурным признакам).
Жесткое ядро социальной репрезентации техники состоит из ее дефиниции (относительно независимо от группы и контекста), из представлений о доступе к ней, ее применении и его последствиях. Так, доступ к технике (заметим, автор не подвергает сомне-
1 Flick U. Psychologic des technischen Alltags. Soziale Konstruktion und Representation technischen Wandels in verschiedenen kulturellen Kontexten. Opladen, 1996.
Раздел I. Категориальные сдвиги
нию саму возможность доступа к технике, поскольку молчаливо ограничивается высокоразвитыми странами, а в России 20 лет тому назад и микроволновка была в новинку) флуктуирует между удачным и неудачным, причем оба варианта оказывают существенное влияние на отношения в семье. В повседневной дефиниции техники ей приписываются свойства «быть средством», «использоваться» и «отчуждать», при этом она типизируется с точки зрения функций, потребительских свойств и способа применения. Способ применения техники в домашнем хозяйстве, в быту как облегчает жизнь, так и доставляет определенные хлопоты, но техника становится неизбежным фактом и даже условием повседневности. Оценка применения техники в повседневном сознании связывает ее с прогрессом, придает значение ее потребительским свойствам, показывает привязанность человека к привычным, пусть даже морально устаревшим техническим средствам на фоне того, что реклама и рынок требуют от человека приобретать все более совершенные технические средства. Наконец, последствия применения техники обнаруживают радикальные изменения трудового процесса, социальных отношений и отношения человека к природе.
Все эти основные параметры восприятия техники распределяются по-разному в профессиональных группах. Флик выбирает три тест-группы: компьютерщиков, учителей и ученых-гуманитариев, реакции которых можно спрогнозировать с высокой точностью и без проводимых автором опросов, поэтому мы не будем уделять этому специального внимания. Ограничимся лишь некоторыми суммарными замечаниями.
Интерес к технике опосредован знакомством с ней и пониманием основных способов ее функционирования и использования. Поэтому и ее положительная оценка прямо вытекает из уровня технической грамотности. И, напротив, чисто внешнее, инструментально-игровое и рекламно-рыночное восприятие техники постоянно наталкивается на ее сложность и неуправляемость, приводит к негативной оценке тех изменений в обществе, в семье, в отношении человека к природе, за которые ответственна техника. Любопытно, что дети, чья социализация с самого начала связана с техникой, практически полностью разделяют точку зрения компьютерщиков, отличаясь в этом от учителей и ученых-гуманитариев. Правда, дети в отличие от взрослых не способны осознать,
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
что техника всегда несет с собой утраты как в личностном и социальном аспектах, так и в аспекте замедления научного прогресса. Последний лишается такого мощного стимула, как удовлетворение человеческих потребностей (техника удовлетворяет их с большим опережением) и становится вновь, как это было еще в XVII-XVIII вв., чистым поиском нового знания — со всеми вытекающими из этого последствиями.
Приключения в мире техники
Повествования о приключениях всегда привлекали тех, кто был далек от них. Так, романтические истории о рискованных путешествиях, пиратах, ковбоях, золотоискателях, военных и сегодня являются популярным чтивом, составляя сюжеты триллеров и боевиков. Любовные романы, иллюстрированные и эротические журналы, реклама косметики, одежды, украшений - другой тип путешествий, в ходе которых читатель как бы знакомится с красивыми людьми и предметами и переживает волнующие моменты их жизни. Подобная виртуалистика все в большей мере распространяется на технику. Люди читают и перечитывают технические описания кухонных приборов и автомобилей, фенов и телевизоров, кондиционеров и обогревателей, компьютеров и смартфонов. Они путешествуют по магазинам, сравнивая цены и возможности приборов, их размеры и цвета, покупают и возвращают, ремонтируют по гарантии, по знакомству и самостоятельно, перепродают, выбрасывают на свалку и со свалки тащат домой.
Общение с техникой явно выходит на первый план по сравнению с общением между людьми или с природой, в особенности если учесть, что два последних типа общения также почти невозможны вне технических средств. Мы только и делаем, что переходим от компьютера к телефону или телевизору, а выходя на улицу, не в состоянии обойтись без автобуса, трамвая, метро, автомобиля, мобильного телефона, велосипеда, роликов, детской коляски... При этом роль технического средства порой отходит на второй план: телевизор, телефон, машина, компьютер становятся ценностью сами по себе, независимо от того, насколько они помогают общению людей между собой или с природой. По телевизору мы смотрим передачи о самих тележурналистах; телефон иг-
Раздел I. Категориальные сдвиги
рает нам встроенную в него электронную музыку; мойка, заправка и ремонт машины, разговоры на эту тему отнимают значительно больше времени, чем машина его экономит. А компьютер, возможности которого опережают потребности рядового пользователя на годы, а то и десятилетия вперед?
«Цивилизация юзеров»
Вершиной информационной революции нашего времени сегодня объявляется Интернет, который многими рассматривается как едва ли не главное открытие XX в., принципиально расширяющее человеческие возможности. О каких же возможностях идет речь? В первую очередь это возможности общения. Привычные средства связи - телефон, почта, телеграф - медленнее и дороже интернетовских почты и телефона. Но попробуем пойти дальше и задать вопрос о качестве этого общения и его субъектах. Для человека, лишенного семьи и живого общения с друзьями, обремененного физическим недугом, Интернет - несомненная находка, предоставляющая ему выход в мир. Он также помогает поддерживать общение с близкими, если они есть в наличии. Все остальное, что предлагает Интернет желающему общаться человеку, не выходит за пределы известной нам из практики «реп friends» - дружбы по переписке, которой увлекалась наша молодежь с начала 1960-х гг. в отсутствие возможности ездить по миру. Для техже, кто могсвободно передвигаться, практика «pen friends» была в основном способом организации дешевого туризма. Из этого редко вырастало что-то большее; и сегодня Интернет тоже позволяет быстро завязывать и столь же быстро прекращать анонимные знакомства, которые ни к чему не обязывают и едва ли способны перерасти во что-то большее, оставаясь в рамках Интернета.
Любой нормальный молодой человек, не говоря уж о старших поколениях, может спросить себя: стало ли у меня больше настоящих друзей (а не виртуальных френдов) благодаря Интернету? Ответ, как правило, будет отрицательным, и слава богу! Виртуальный друг редко становится другом реальным. Общение, как правило, неотделимо от деятельности, и потому заинтересованные и устойчивые связи приобретаются во дворе, в школе, в университе-
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
те, на работе - в сфере живого, т.е. погруженного в некую самостоятельную деятельность общения.
Однако аргументы в пользу «интернет-революции» как раз подчеркивают живой (онлайновый, интерактивный) характер виртуального общения, отличающий его от пассивного восприятия теле- и радиоинформации. Здесь вспоминается наше недавнее прошлое - 1960-е гг., повальное увлечение радиоделом. Едва ли не каждый мальчишка в те годы одержимо собирал приемники то ли дома, то ли в школе или в радиотехническом кружке, обменивался с друзьями транзисторами, сопротивлениями и схемами. Многие стали радиолюбителями со своими частотами и позывными, другие конструировали передатчики нелегально. Я помню, как еще пятиклассником стоял «на стреме» у окна, выслеживая радиопеленгатор, обычно появлявшийся из-за одного и того же угла, когда мой более искушенный в радиоделе приятель на несколько минут выходил в эфир.
К сожалению, творческого начала в тогдашнем юном радиолюбителе было значительно больше, чем в современном молодом пользователе Интернета. Тот открывал для себя труднодоступную новизну, этот в основном утилитарен. Он смотрит новости, покупает новый велосипед, продает старый мобильник, изредка заходит в тот или иной чат, когда ничего не хочется делать. Однако он немедленно выключит компьютер, если приятели позовут его играть в футбол или девушка предложит пойти в кино. И пусть так; хуже, если он так погружен в виртуальность, что реальность выступает лишь ее бледной копией.
В чем корень, сердцевина аргументов в пользу Интернета? Хорошо или плохо, но это в основном просто реклама нового типа коммерции, выступающая под видом бесплатного развлечения и общения. Интернет в большей степени порабощает человека, облегчая его пленение покупкой товаров и услуг, чем освобождает его. Нет случайности в том, что торговля рассчитанными на молодежь товарами видео-, аудио-и автопромышленности, туристе кие и секс-услуги занимают в Интернете центральное место. Задача Интернета в том, чтобы разбудить в человеке страсть к приобретению предметов наслаждения, привлечь его к использованию благ современной цивилизации, сделать из него профессионального юзера.
Раздел I. Категориальные сдвиги
Впрочем, термин «юзер» (от англ, use — использовать) возник несколько в другом контексте, как обозначение человека, противоположного программисту; юзер в состоянии пользоваться компьютером, но теряется при возникновении проблемы. Не вызывает сомнения, что постоянно усложняющийся в конструктивном и программном отношении компьютер усугубляет у подавляющего большинства людей комплекс юзера, даже если они сами этого не замечают. На любом из интернетовских сайтов по электронному рекрутингу (трудоустройству) в описаниях требований к специалистам можно увидеть такие определения: «квалифицированный пользователь ПК», «уверенный пользователь», «продвинутый пользователь» и проч. В этом слышится стон работодателей в поисках работников, умеющих не только отличать клавишу «Enter» от клавиши «Delete». Это лишь один пример того, что современный человек, являющийся в среднем более покупателем, чем производителем, весьма слабо осведомлен о том, каков механизм работы тех технических средств, которые он использует ежедневно.
Коллективный процесс производства товаров фактически сделал чуть ли не каждого отдельного работника бессознательным и легко заменяемым элементом промышленной цепи. Повседневное общение с техникой постоянно флуктуирует между стремлением разобраться в ней по существу (с помощью инструкций, советов знакомых, консультаций специалистов) и отчаянием по поводу невозможности это сделать. Однако даже вне сложной техники современный человек неизбежно и необратимо превращается в довольно беспомощного юзера, способного лишь более или менее успешно пользоваться окружающими предметами, не понимая их свойств и принципов работы. Мы не только не строим сами дома, в которых живем, но даже не можем качественно наклеить обои; не только не выпекаем хлеб, но и вообще предпочитаем пользоваться полуфабрикатами для микроволновки; не только не стрижем овец, но даже не способны сделать ровную строчку с помощью швейной машины. И все это происходит, как ни странно, на фоне растущего объема свободного времени, которое порой вообще нечем заполнить, или же это заполнение слишком дорого стоит.
«Цивилизация юзеров» не является порождением повседневности самой по себе, это результат целого комплекса социокультурных процессов, которые повседневность с той или иной сте-
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
пенью успешности пытается переварить, перевести в наименее болезненную форму. Параллельно «бегству от повседневности» (путешествия, знакомства, развлечения) выстраивается набор увлечений, как бы возвращающий человеку полноту его способностей. Поэтому наряду с такими русскими словами, как «спутник» или «самовар», в немецкий лексикон попадает «дача» как место, где человек общается с природой, мастерит, культивирует растения и т.п.
В нашу в высшей степени социально стратифицированную эпоху узкой специализации и разделения труда возникает тенденция целенаправленного культивирования дилетантизма как способа справиться с тотальной властью техники, СМИ и политических структур. Социально-политическим аналогом того, что англичане любовно называют «gardening», выступает участие в работе общественных организаций, построение гражданского общества. В российском обществе, где власть техники слабее политической власти, а экономические проблемы заслоняют потребность самореализации, дилетант предпочитает трудиться на приусадебном участке, а не заниматься благотворительностью в пользу голодающих африканцев. Однако даже эта ограниченная форма освоения права собственности благотворна, ибо включает человека в локальный социум людей со сходными интересами, создает определенное гармоническое сочетание труда, общения и творчества.
Увлечения дилетантов, как известно из истории науки, искусства, спорта, породили массу культурных феноменов сегодняшнего дня: эмпирическое естествознание, теннис, кинематограф и проч. Вообще изобретая нечто принципиально новое, человек ставит себя в позициюдилетанта, ибо нет ни одного профессионала, умеющего обращаться с несуществующим феноменом. В этом смысле в повседневном дилетантизме обнаруживается мощный креативный потенциал. Именно дилетант, т.е. человек, практикующий некую деятельность в некоммерческих целях, без стремления к социальному признанию, только в силу внутренней мотивации, оказывается потенциальным первооткрывателем. Тем самым цивилизация юзеров оборачивается своей другой стороной. Это грандиозный плавильный тигель современной научно-технической культуры, позволяющий частично преодолевать отрыв последней от повседневности, переваривать в повседневных формах новейшие достижения науки, техники и промышленности, кор-
Раздел 1. Категориальные сдвиги
ректировать их, приспосабливая к потребностям и возможностям человека.
Символичным событием явилось появление телевизионной программы «Впрок», скопированной с соответствующих западных программ информирования и защиты потребителя (сейчас она исчезла с экрана в угоду монополизму). Потребитель, юзер предстает для рекламодателя и продавца дилетантом по определению, поскольку его ориентируют на отношение только с «частичным товаром», т.е. с той стороной товара, которая спроектирована производителем для продажи на рынке. Однако если потребитель стремится к выгодной покупке и эффективному использованию товара, то он вынужден рассмотреть товар с разных сторон. Товарный обмен представляет собой по сути легализированный обман: недостаток информации и узость ассортимента вынуждают приобретать товар с наименьшей выгодой для покупателя и наибольшей для продавца. Задача рекламы состоит в том, чтобы скрыть данное положение дел от потребителя. Наделе известное соотношение цена-качество само по себе не является критерием выгодности покупки, поскольку понятие «качество» с большим трудом поддается определению.
Так, рекламируя новую модель машины, производитель делает акцент на тех конструктивных нововведениях, которые обязаны техническому прогрессу и увеличивают ее мощность, комфорт, безопасность, надежность. При этом остается в тени то обстоятельство, что хотя цена данной модели возрастает незначительно, новое оборудование делает ее ремонт значительно более дорогим по сравнению с предыдущими. Поэтому адекватное понятие качества, соотносимое с ценой, должно включить в себя по существу всю будущую историю использования всякого товара долговременного спроса вплоть до его утилизации, а решение о покупке будет обдуманным лишь тогда, когда будет соотнесено с конкретным периодом данной истории.
Принципиальный конфликт интересов покупателя и продавца состоит помимо прочего в том, что с точки зрения данных соображений покупка новых, модернизированных товаров выступает как слишком рискованное решение, что в свою очередь тормозит технический прогресс и уменьшает для производителя эффект от использования одного из важных источников прибыли. И если бы покупатели руководствовались в своих решениях по преимущест-
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
ву логикой, это привело бы к многочисленным банкротствам. Однако рынок для покупателя — не столько семинар по логике, сколько процесс коллективного гипноза. Товар действует прежде всего на повседневную чувственность, и окраска автомобиля часто оказывается важнее, чем количество клапанов на цилиндр или ремонтопригодность передних рычагов подвески.
Человек, включая приобретенный товар в свой повседневный мир, делая его как бы членом своей семьи, бессознательно наделяя его качеством одушевленности, побуждает себя к тому, чтобы отнестись к нему не чисто инструментально, а как к «целостному индивиду». Собаки и кошки, автомобиль и компьютер, дом и сад требуют внимания и заботы, знаний и затрат. Привыкая к предметам, человек вникает в их собственную жизнь, проникается их потребностями и уже не может расстаться с ними безболезненно. Каждый из них превращается в нечто вроде японского электронного зверька в брелоке (томагочи): его надо кормить, выгуливать, убирать за ним и проч.
Ориентация покупателя как форма социализации
С понятием жизненного мира, или мира повседневности, связывается представление об абстрактном, одностороннем характере социального ориентирования, когда потребности выступают как его структурные элементы. Понятый в этом ограниченном аспекте жизненный мир дает ориентацию для живой деятельности и одновременно строится из элементов повседневного опыта. Однако он далеко не исчерпывается данным аспектом. Фундаментальными системными признаками этого мира являются понятия «сложность» и «контингентность», уточняемые Н. Луманом.
«Понятие "сложность" обозначает то, что всегда существует больше возможностей переживания и деятельности, чем может быть актуализировано. В этом смысле Гегель был прав, говоря, что всякое действительное уже возможно: возможность богаче действительности. Понятие "контингентность" предполагает, что возможности, обозначенные в горизонте актуального переживания,
174 Раздел I. Категориальные сдвиги
суть только возможности дальнейшего переживания и деятельности, а потому могут обернуться совсем иным, чем ожидается»1.
Повседневность не в состоянии учесть свою ограниченность: это определяет, в частности, типично повседневную экономическую ориентацию, определенный срез которой мы выделяем ниже. С разрушением традиционных социальных связей жизнь утрачивает прежний смысл. И чуть ли не единственный смысл обнаруживается в том рассогласовании между наличным и возможным, которое с готовностью предоставляет шопинг2, - широкий (но не абсолютный) выбор при фиксированных денежных возможностях консумента (покупателя). Реклама дает образ иного мира, мира возможного (как материального, так и духовного — норм, ценностей, стилей жизни), и шопинг превращается в смысловую систему - компенсацию за отчуждение в сфере трудовой деятельности, за дистанцирование от духовного производства. Процесс покупки облегчает — в силу своей технической легкости и высокой общественной оценки — идентификацию с миром. Решение о покупке вызывает ощущение успеха, повышает самооценку, облегчает как социальную идентификацию, так и дифференциацию3.
Покупка обеспечивает символическое повышение статуса без принятия на себя вытекающих из этого статуса прав и обязанностей. Престижный шопинг конституирует иной мир, оторванный от повседневного опыта, и приводит к поляризации стремления к полноценному участию в обществе, с одной стороны, и желания индивидуальной реализации, личного счастья — с другой. Жизненный мир, отрываясь от мира повседневности, усиливает утилита-
' Luhmann N. Sinn als Grundbegriff der Soziologie // J. Habermas, N. Luhmann. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Was leistet die Systemforschung? Frankfurt a/M, 1971. S. 32. Термин «контингентный» (contingent, т.е. пропорциональный, возможный, случайный) является типичным примером недоразумений, возникающих в результате калькирования иностранных терминов или просто их плохого перевода. Этоттермин — ключевой для концепции социально-культурной обусловленности сознания и познания, потому в данном случае должно использоваться далеко не первое, но весьма существенное его значение — «зависящий от обстоятельств», «условный». Типичная ошибка в трактовке этого термина как «случайный» допущена, к примеру, в харьковском переводе книги: Йоргенсен М., Фи-липсЛ. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2008. С. 316.
2 См.: Commandeur С. Markentnahme als Alltagserfahrung. Zur lebensweltichen Bedeutung des Konsums. Dissertation. Essen, 1979. 151 S.
3 См.: Ibid. S. 16.
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
ристские ориентации личности (положительные переживания связываются в первую очередь с приобретенными предметами).
Современная неопределенность потребностей, ненеобходимость большинства из них требуют социального подкрепления: социальные инстанции сигнализируют (хотя бы потенциально) об удовлетворенности той или иной потребности. При этом компенсаторный консум (покупка как компенсация дефицита повседневных переживаний) сводит реальное многообразие деятельности к иллюзорному ощущению свободы от решений и обязанностей. Консум как приватный миф обеспечивает смысловые связи на фоне социального вакуума1. В шопинге покупатель теряет связь с иными системами, которые создают его реальность. Все его отношения превращаются в отношения потребителя и производителя, покупателя и продавца.
Социологи и экономисты различают потребность и спрос. В экономической теории спрос выступает как количественное выражение потребности, но не сводится к этому. Переход от потребности к спросу — процесс конкретизации потребности и оценки ее реального проявления в собственном мире покупателя. Владение благами выступает как эквивалент социальной реальности. В гносеологическом смысле потребности оказываются формой знания об определенном дефиците этой реальности, о самом процессе восполнения (невосполнения) дефицита. Идентификация потребностей происходит только в процессе их реализации, в процессе осознания того, что нарушено некоторое равновесие между индивидом и обществом. Его нарушение, однако, характеризует нормальное состояние современного сложного общества, и при этом товары оказываются теми удобными решениями проблем, которые по сути легко взаимозаменяемы: не важно, что покупать, главное — покупать/Это символизирует собой приобщение к социальному миру, коль скоро реклама делает своим предметом только товары (мир — это то, что продается). И чем сильнее социальная нестабильность, тем выше готовность безоговорочно обменивать потребность в социальном признании и защищенности на товары2.
«Общество потребления» в отличие от других стадий общественного развития не транслирует какие-то определенные ценно-
1 См.: Commandeur С. Op. cit. S. 22.
2 См.: Ibid. S. 34.
Раздел I Категориальные сдвиги
сти, но отмечено как раз произвольностью поведения и ориентации индивидов. Будучи порождено перепроизводством товаров, оно ограничивает роль индивида ролью покупателя, перед которым разворачивается неограниченное (потенциально) многообразие, доступное (актуально) лишь в очень ограниченной мере. Поэтому «домашняя экономика» даже вполне обеспеченного индивида неизбежно оказывается «экономикой дефицита». В то время как традиционное сословное общество требовало от каждого индивида только того, что свойственно его сословию (глупость -желать чужого, как в сказке о рыбаке и рыбке старуха хочет быть царицей), в современном обществе любой нищий мечтает быть миллионером. Тем самым всякому, даже обеспеченному человеку втемяшивается в голову, что он - нищий, если он не будет изо всех сил приобщаться к миру миллионеров1.
Покупка, посещение магазина занимает особое место в мире экономической повседневности. Феномен магазина может быть понят как своего рода «магический кабинет» (используя этот термин, Х.Л. Борхес ссылается на Р. Эмерсона), в котором вещи изменяют свое назначение и ценность. Попадая в магазин, предмет возрастает в цене без того, чтобы изменить свою потребительную стоимость. Этот рост цены - прямое следствие накладывания на товар матрицы общественных отношений: будущая социализация, осуществляемая покупателем благодаря покупке, стоит особых денег. И одновременно сама покупка, перемещая товар за пределы магазина, немедленно обесценивает его, он становится «десоциализированным», индивидуализированным, «подержанным», отчуждая свои социальные свойства в пользу покупателя. Поэтому одну из важнейших проблем современного рынка образует технология возврата товаров в магазин, их обмена на деньги, технология, которая сама включается в цену товара (купленные уцененные товары обратно не принимаются, поскольку из их цены эта технология уже полностью вычтена).
Процесс покупки является во многом производным от одного специфического социального требования к индивиду, которое отличает именно современно развитое общество и которое входит в плоть и кровь повседневности. Данное требование — мобильность
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
На эту специфическую современную форму пауперизма указывает Хабермас: Habermas J. Die Dialektik der Rationalisierung. Vom Pauperismus im Produktion und Konsum//Dergl., Arbeit, Freizeit, Konsum. Friihe Aufsatze, s'Gravenhage, 1973. S. 4.
во всех областях бытия начиная с образования, трудовой деятельности и политических пристрастий и кончая гражданством, конфессией и полом. Мобильность, предписываемая современному обществу, имплицирует не просто возможность смены позиции или места. Это социальное требование, которое получает удовлетворение в первую очередь благодаря повышению покупательной готовности. Как эрзац карьерного продвижения выступает покупка тура на острова Индийского океана. Экстенсиональное расширение пространства эквивалентно здесь его интенсиональному сужению, неспособности найти смысл в своей повседневности «по месту жительства и работы». Компенсацией сексуальной неудовлетворенности оказывается изменение фигуры, смена сексуальной ориентации или даже пола («покупка» тела или пола, связанная с большими затратами на операции, лечебные процедуры или спортивные тренинги).
Время также измеряется способностью купить и копить. Необходимость накоплений для удовлетворения отложенного спроса, характеризуя почти все слои общества, дает вместе с тем критерий социальной успешности. Количество отложенных потенциальных покупок пропорционально удаленности от высших слоев общества. И напротив, еще одним эрзацем социального признания выступает табуированность оглашения величины дохода при демонстративно высокой покупательной способности. В этом смысле «другая», или «альтернативная», повседневность в малых группах часто оказывается альтернативой «обществу потребления», поскольку требует личности человека самого по себе - умного, знающего, умелого