Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
Отказ от нормативных представлений о предмете философии позволяет сегодня понять, что едва ли не большая и универсальная часть ее содержания -это анализ повседневного опыта. С его помощью философия возникала, дистанцируясь от античного мифа; изыскивала себе новый, секуляризированный предмет в Средние века и эпоху Возрождения; как обобщение обыденного опыта рассматривала она зарождающееся эмпирическое естествознание; наконец, именно в повседневности искала философия спасение от чрезмерных претензий научного рационализма. Предмет анализа и источник общезначимых иллюстраций; основа и критерий достоверности; цель критики, прояснения и очищения - вот лишь немногие ипостаси, в которых существовала повседневность для философского сознания. Новые эпохи изыскивали в ней свои содержания и аргументы, выплескивали на нее собственные разочарования и надежды. Отношение философии к повседневности подобно отношению гения к толпе. Делая повседневность своим предметом или вспомогательным средством, философ раскапывает в ней некую нутряную народную мудрость, стремится придать своим терминам понятность для обывателя, прибегает к повседневным примерам и тут же критикует повседневность за ее косность, а обыденное сознание - за его неточность и незамысловатость. Обыденное сознание в свою очередь обвиняет философию в оторванности от жизни, в умозрительности и одновременно усваивает философские идеи в виде расхожих штампов1. Так сходятся противоположности - тяга к популярности на фоне ее презрительной критики, снисходительное восхищение простодушием как проявление несовместимости, с одной стороны, обожествление в контексте непонимания и прагматическое пренебрежение, с другой. Антагонизм и любовь сплетаются здесь в парадоксальную и гремучую смесь, в которой исчезает различие между повседневностью и ее конкретными образами, повседневной реальностью и обыденным знанием, повседневным опытом и философией здравого смысла. Бытование повседневности как профанной регулярности и мифические измерения повседневности, синкретизм обыденного знания и его единство как фундамента наличного бытия, субстанциальная и функциональная интерпретация повседневности, природа, социум, техника, наука в сфере повседневности -
1 См.: Holler R. Wie verniinftig ist der Common sense? // Wandel des Vermmftbegriffs; H. Poser (Hg.). Freiburg; Munchen, 1981.
Раздел I. Категориальные сдвиги
эти и многие другие темы широко обсуждаются в современной философской и специально-научной литературе1. Почему так просто и так трудно писать о повседневности? Мы все живем в повседневном мире и полагаем не без основания, что знаем его и можем судить о нем. Одновременно с этим в нашем распоряжении нет (или слишком много - что одно и то же) источников, позволяющих анализировать повседневность. Теоретики школы «Анналов» на основе исторических источников дают фрагментарные исторические срезы повседневности2. Писатели живописуют повседневную жизнь, повседневное сознание, опираясь на свой опыт. Социологи, психологи, лингвисты разрабатывают свои ракурсы и аспекты повседневности. Аналитические философы и феноменологи чуть ли не с противоположных позиций сделали своим предметом мир повседневности. Все эти источники отчасти несоизмеримы, отчасти противоречат друг другу, иногда совпадают в той или иной мере. В чем же сегодняшняя задача философа? Осуществить глобальный синтез? Но его результаты устареют уже в процессе синтезирования. Целостность и многообразие повседневности не по плечу одной философии. Последняя вынуждена ограничиться мировоззренческой оценкой повседневности, присовокупив к этому отнюдь не беспристрастному суждению ряд аргументов, неполнота которых очевидна. Сегодня мы, находясь в поисках нового мировоззрения и новой философии XXI в., нуждаемся в некотором фундаменте, которым может служить наука, религия, миф или все вместе, но - и это неизбежно - адаптированные, переваренные обыденным сознанием. Что же представляет собой эта алхимическая реторта, этот инкубатор мировоззрений? Заложено ли в природе повседневности в качестве существенного свойства то, что Витгенштейн называл «следованием правилу»? Новому философскому мировоззрению предстоит наконец критически преодолеть извечную непостижимость России для «ума и аршина», упорядочить сознание, приучить людей к следованию ясному, публичному, равному для всех моральному правилу и правовому закону. Состоит ли позитивная роль повседневности как фундаментального элемента образа жизни и сознания «среднего класса» помимо всего прочего в этом упорядочивающем, стабилизирующем влиянии? Лишь при позитивном ответе на данный вопрос реабилитация повседневности окажется социально оправданной философской
См., например: Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. СПб., 1994; Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи (Голос из хора). М., 1996; Марков Б.В. Понятие повседневности в гносеологии и антропологии // Научная рациональность и структуры повседневности. СПб., 1999; Филатов В.П. О структуре неспециализированного повседневного опыта//Опыт и его место в социальном познании. Калинин, 1984. 2 См.: Бродель Ф. Структуры повседневности. Т. I—111. M., 1986-1990.
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
задачей. Философская эпистемология в анализе повседневности в свою очередь проходит тест на способность к междисциплинарному синтезу, усвоению и осмыслению результатов современных гуманитарных наук. И одновременно она может представить прикладные результаты, применимые не только в образовании, но и при принятии политических решений.
О понятии
Повседневность (everydayness, common sense, Alltaglichkeit) -понятие, введенное в философию английским эмпиризмом и позднее феноменологией и лингвистической философией1. Современная ситуация и контекст звучания терминов «повседневность», «обыденное сознание/познание» и «здравый смысл» обладают выраженной историко-культурной спецификой по сравнению с известными нововременными дискуссиями. Она имеет преимущественно социально-политическое и теоретико-познавательное значение, определяемое ролью науки и техники в современном обществе. Повседневность как проблема философии коренится в том, что оценки всех трех компонентов, составляющих повседневность, — повседневной реальности, повседневного сознания (знания) и «философии здравого смысла» - диаметрально расходятся. Этот факт определяет и дивергенцию интерпретаций повседневности в разных философских традициях. Так, англо-французская и примыкающая к ней американская философская традиция (Шотландская школа, Локк, Пристли, Беркли, Юм, материализм Просвещения, прагматизм, позитивизм, неореализм, Витгенштейн) при всей ее неоднородности и внутренней полемичности исходит в целом из позитивной интерпретации повседневности как common sense (здравый смысл)2; исключение составляет французский экзистенциализм. В немецкой традиции наряду с известной апологетикой повседневности как Lebenswelt («жизненный мир», по Гуссерлю) или Alltaeglichkeit (А. Шюц)3 все же преобладает ее негативная оценка (Кант, Гегель, Ницше,
1 См.: DiMe A. Vom gesunden Menschenverstand // Sitzungsberichte der HeidelbergerAkademiederWissenschaften. Heidelberg, 1995; Pust H. Common sense bis zum Ende des 18. Jahrhunderts// Europaische Schlusselworter. Miinchen, 1964. Vol. 2.
2 См.: ГрязноеА.Ф. Философия Шотландской школы. М, 1979.
3 См.: SchiitzA., Luckmann Th. Strukturen der Lebenswelt. Darmstadt, 1975.
Раздел 1, Категориальные сдвиги
Фрейд, Хайдеггер), которая в то же время соседствует с попыткой ее осмысления как существенно значимого феномена.
Помимо того что разные философские традиции выделяют в феномене повседневности разные объекты, относящиеся к тому или иному ее аспекту или ракурсу, они рассматривают повседневность на фоне различной интерпретации центральных философских понятий и проблем - природы философского знания, соотношения философии и жизни, теории и эмпирии, науки и внена-учного знания, адаптации и творчества. Через повседневность как объект философского анализа проходитлиния размежевания вечных противников, линия, задающая напряжение всеобщего философского спора. Повседневность - неизбывная и собственно философская проблема, не возникающая в рамках самой повседневности как таковой и получившая популярность в гуманитарных науках в контексте качественных исследований и кризиса доверия к естественно-научному идеалу рациональности. Поиск надежного и естественного фундамента человеческого сознания, деятельности и общения сталкивается с упрямым фактом: если отказаться от заоблачных абстракций, то никакой подлинно надежной основы бытия нет и быть не может. И в то же время реальный базис человеческой жизни постоянно находится в нашем распоряжении. Поэтому доверие к нему, опора на него совмещаются с его анализом и критикой: основа бытия парадоксальным образом динамична, «плывет под ногами», это даже не скользкий лед под коньками фигуриста, а поток воды, который и держит, и несет пловца, и способен его потопить.
В XX в. понятие повседневности вошло в междисциплинарный оборот благодаря одновременному использованию в психологии, социологии, этнографии, лингвистике. Дефиниции повседневности строятся исходя из задач и особенностей соответствующих подходов к анализу повседневности.
Повседневность как наиболее хорошо изученный социологический феномен выступает в форме усредненного общественного мнения1, измеренного с помощью репрезентативных опросов (типичны здесь мнения о политиках, бизнесменах, истории страны, национальных и религиозных проблемах).
1 См.: Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987; Гудков Л. Культура повседневности в новейших социологических исследованиях. М., 1993.
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
Повседневности в качестве психологического феномена соответствует набор неизменных поведенческих реакций на изменяющееся окружение (они определяются возрастом, полом, социальным положением, культурой)1. Социально-антропологический ракурс повседневности - это кумулятивный опыт группы, в котором осуществляется постепенный прирост содержания в ходе решения стандартных проблем в контексте проживания повторяющихся структурно-подобных ситуаций. Группа транслирует этот традиционный опыт при посредстве политических лидеров, руководящих процессом социализации новых членов (изучение языка, ритуалов, навыков производственной деятельности и т.п.)2. В когнитивно-социологическом аспекте повседневность выступает как социальное использование результатов культурного творчества3. Индивидуальные творческие достижения (новые технологии, произведения искусства, философские, религиозные идеи и т.п.), обязанные определенным авторам и знаменующие собой разрыв культурной преемственности, приобретают в процессе социального использования интерсубъективную форму и закладывают фундамент традиционных механизмов. В методологическом плане повседневность являет себя как результат аналитической процедуры, в которой осуществляется синхронный срез культурной миграции. Повседневность - это статический образ мира, в котором искусственно приостановлены креативные, инновационные процессы и выделяются исключительно стабильные, не подвергаемые сомнению основания жизнедеятельности человека (традиции, ритуалы, стереотипы, категориальные системы)4.
С трансцендентальной точки зрения повседневность представляет собой «оповседневливание» (М. Вебер), секуляризацию архетипа, или исторических априорных структур. Так, боги и герои древних мифов не только «непосредственно» являлись людям в качестве нуминозных сущностей, но и служили регулятивными
1 См.: Salber W. Der Alltag ist nichtgrau. Alltagspsychologie. Bonn : Bouvier, 1989.
2 См.: Thurn H.P. Der Mensch im Alltag. Grundrisse einer Anthropologie des Alltagslebens. Stuttgart, 1980: Ethnomethodologie. Beitrage zu einer Soziologie des Alltagshandelns ; E. Weingarten, F. Sack, J. Schenkein (Hg.). Frankfurt a/M, 1979.
3 См.: Ellas N. Zum BegrifT des Alltags // Materialen zur Soziologie des Alltags. Sonderheft der Koelner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1978. H. 20.
4 См.: Касавин И. Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М., 2004. С. 73-77.
Раздел I. Категориальные сдвиги
ресурсами праздничных церемоний и жертвенных ритуалов, а становясь персонажами мифа, превращались в источники знания, навыков и норм повседневного поведения. Одновременно повседневность сакрализирует феномены обыденной жизни, придавая им статус повседневных мифов1. Экзистенциальное измерение повседневности состоит в ее способности «переваривать» пограничные ситуации, превращать их из источника страха и отчаяния в основу мужества и терпения. Повседневность трансформирует состояния потерянности и заброшенности в мире в нахожде-ние-себя-в-мире2.
Наконец, для лингвиста повседневность в форме обыденного языка оказывается далеко не частным феноменом (наряду с литературным и научным языком), а представляет собой едва ли не язык в целом, взятый во всем богатстве его возможностей3. Язык — ключевой объект при анализе повседневности во всей ее полноте, о каких бы социально-гуманитарных науках ни шла речь. Всякий исследователь обыденной реальности и сознания вынужден быть отчасти лингвистом. Знаменитая «Психопатология повседневной жизни» 3. Фрейда представляет собой во многом именно лингвистическое исследование обыденной речи, которое используется как материал для психологических обобщений. Однако лингвистический подход сам по себе недостаточен: исследователь должен быть не менее чем критическим лингвистом', за формами дискурса и текста ему предстоит обнаружить феномены лингвистической неполноты и относительности, языковой невыразимости, детерминации языка психикой, деятельностью и коммуникацией. Трудность лингвистического анализа состоит в том, что лексические и грамматические структуры обыденного языка — а именно он оказывается в большинстве случаев главным объектом исследования — не могут быть поняты буквально4. Лингвистика расши-
1 См.: Barthes R. Mythen des Alltags. Frankfurt a/M, 1964.
2 См.: Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни (Экзистенциальные проблемы). Ростов н/Д, 1994; Leithauser Th. Formen des Alltagsbewusstseins. Frankfurt a/M, 1979.
3 См.: DimlerM. Textklassenkonzepte heutiger Alltagssprache. Kommumkationssitu-ation, Textfunktion und Textinhalt als Kategorien alltagssprachlicherTextklassifikation. Tubingen, 1981; Hannappel H., Melenk H. Alltagssprache. Semantische Grundbegriffe undAnalysebeispiele. Miinchen, 1984; ZoellnerN. Der Euphemismusimalltaglichenund politischen Sprachgebrauch des Englischen. Frankfurt a/M, 1997.
4 Об эвфемизмах в повседневной речи см.: Zoellner N. Op. cit.
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе
ряется до социологии, этнографии и психологии, переходит в герменевтику, смыкается с философией. Анализ языка как объекта оборачивается использованием языка как средства анализа и наоборот, становясь философской эссеистикой и просто художественной литературой. Мигрируя между логикой обыденного языка и многообразием повседневной речи, мы задеваем самые тонкие струны человеческих будней, быта и бытия, касаемся самых глубоких философских вопросов о смысле жизни, сфере и границах человеческого мира.