Б1 В2. О том, что сочетание нравственности с мудростью – это наивысшее качество

Строфа 28

Пусть ты принадлежишь к высшей касте,

обладаешь приятной внешностью и знаниями,

Тебя не будут уважать,

если тебе недостает мудрости и внимательности.

Однако тот, кто обладает этими

двумя качествами, всегда в почете,

Даже если не обладает другими.

Здесь воздается хвала как истинной мудрости, подвергающей тщательному анализу сущность двух истин, так и дисциплине, цель которой – постоянная бдительность в том, что принять, а что отвергнуть. Человек может обладать качествами, ценными в этом мире: принадлежностью к высшей касте,например, к касте брахманов, приятной внешностьюили большими достижениями в изучениии овладении ремеслами и науками, например, в медицине, грамматике или логике19. Но если ему недостает,во-первых, мудрости,постигающей, что на абсолютном уровне нет никакого «я», и, во-вторых, внимательности– стремления к добрым действиям и отказу от вредоносных, он не найдет уваженияи почета, поскольку не обладает этими двумя качествами праведного человека. Однакоесли кто-то, монах или мирянин, обладаетими, даже не имея других качеств,таких как принадлежность к высшей касте, приятная внешность, богатство и ученость, он тем не менее уважаем, его почитают.

Б1 В2. О том, что восемь мирских дхарм препятствуют этим двум качествам

Строфа 29

О познавший мир, не направляй свой ум

На приобретение и потерю,

счастье и несчастье, славу и бесславие,

Похвалу и хулу – восемь мирских дхарм.

Будь к ним равнодушен.

Оцарь, познавшийсуть этого мира,и его великий защитник! Удовольствие от приобретениябогатства, владений, еды и одежды, а также страдание от их потери,стремление к телесному и душевному счастью,боль от несчастья,надежда на громкую славуи страх бесславия,радость, что тебя хвалят,и страдание от того, что обвиняютв недостатках, – вот восемь мирских дхармобычных людей.

И хотя ты, король, внешне живешь как мирянин, если хочешь упражняться на пути добродетели, выходящей за пределы мирского, оставь эти объекты ума, будь к ним равнодушени не испытывай привязанности и отвращения.

Эти восемь дхарм относятся к тебе самому. Если же применишь их к своему врагу, испытывая недовольство, когда он что-то приобретает, то всего их будет шестнадцать.

Б1 В4. О том, что не подобает следовать чуждым извращенным взглядам, например последователей религий, наносящих вред существам

Строфа 30

Не следует вершить неправедные дела

Ради брахманов, монахов, богов, гостей,

Родителей, детей, супруги или свиты.

В аду не будет никого, кто разделил бы с тобой

их полное созревание.

Тебе, король, повелитель людей, необходимо избегать действий, которые наносят вред другим. В частности, избегай жертвоприношений ради брахманов,почитаемых за принадлежность к высокой касте, монахов,соблюдающих дисциплину, своих личных боговили религиозные обряды. Не следует вершить неправедные деларади гостей,которые наносят тебе визит, родителей, детей,твоей королевы,слуг или свиты.Ни на земле, ни на небесах не найдется никого,кто смог бы разделить с тобойих созревание или взять на себя даже крохотную часть жестокого физического и душевного страдания, которое ты испытаешь, когда созреетплод всего этого – страдания адов.

Б1 В5. О том, что каждому живущему придется пережить созревание всех прошлых злых действий

Строфа 31

Хотя некоторые совершенные тобой негативные действия

Не причинят немедленного вреда, какой приносит оружие, —

Когда наступает время смерти,

Все плоды злых деяний выходят на свет.

Есть разные проявления результатов вредных действий. Некоторые из них ты испытаешь немедленно, другие – в следующей жизни, а какие-то – многие жизни спустя. Вредные действия, такие как принесение в жертву другого существа, не созреют немедленно в этой жизни, но в следующих жизнях результат неизбежно проявится. Хотя некоторые совершенные тобой негативные действия не причинят немедленного вреда, какой приносят, со временем кармические накопления этой жизни исчерпаются, и во время смерти все виды злых деяний тела, речи и ума, накопленные тобою, выйдут на свет, и ты неизбежно испытаешь на себе их последствия.

Б1 В6. О том, что наилучшее богатство – это обладание семью драгоценностями благородного

Строфа 32

Доверие, этика, щедрость, безупречные познания,

Уважение к себе, стыд и мудрость —

Вот семь истинных богатств, как сказано Мудрецом.

Пойми, что другие, обычные,

богатства не имеют смысла.

Откажись от мыслей, действий и ошибочных взглядов, которые служат причиной всех изъянов в этой жизни и в будущих; живи, обладая богатством благородного:

• доверием – убежденностью в причинной связи действий и их последствий, а также в Истинах и Драгоценностях;

• этикой – отказом от вредных действий, накоплением доброй Дхармы и принесением пользы живым существам;

• щедростью – намерением отдавать другим все, что возможно, поднося нуждающимся свое тело и имущество, а также посвящая корень заслуги;

• познаниями в ремесле, медицине, грамматике, логике и священной Дхарме, ведущей к Освобождению. С помощью основательных упражнений, а также обдумывания и медитации сделай их безупречными20. Поскольку познания – причина всеведения, это богатство считается наивысшим из семи драгоценностей благородного;

• уважением к себе – отказом от вредных действий на виду у себя самого;

• стыдом – отказом от вредных действий на виду у других;

• мудростью знания двух истин благодаря детальному рассмотрению общих и частных свойств21 явлений.

Таковы семь богатств благородных – архатов и Бодхисаттв, как сказано в сутрах Мудреца из рода Шакьев. Они усмиряют все беспокоящие эмоции и ведут к блаженству, свободному от страданий. Все другие, обычные богатства этого мира, включая золото и серебро, непостоянны и приносят страдания. Необходимо понять, что они не имеют смысла.

Б1 В7. О том, что необходимо отказаться от шести действий, порочащих твою репутацию духовного человека

Строфа 33

Азартные игры, зрелища,

Лень, зависимость от порочных друзей,

Алкоголь и ночные похождения – это дурные занятия.

Они наносят вред твоей репутации.

Избегай этих шести.

Есть шесть способов нанести вред семи богатствам благородного:

• азартные игры, когда заключается спор на исход игры, например, шахмат или маджонга, что является пустой тратой времени;

• посещение зрелищ: военных парадов, фестивалей и рынков, а также блуждание вокруг них. Это не приносит никакой пользы;

• лень, то есть недостаток усердия в добрых делах;

• зависимость, то есть близкая связь и знакомство с порочными друзьями, увеличивающими вред;

• принятие алкоголя и опьянение, ведущее к потере осознанности;

• ночные похождения без необходимости в чужие дома и жилища.

Здесь имеется в виду не случайное участие в этих занятиях, а дурная привычка, когда ты упорно занимаешься этим снова и снова. Эти действия препятствуют продвижению по пути блага, ведут к низкому перерождению, а в этой жизни наносят вред твоей хорошей репутации доброго и выдающегося человека. Они приводят к тому, что твое богатство, жизненная сила и благие качества убывают. Потому этих шести нужно избегать.

Б1 В8. О том, как быть удовлетворенным и не жаловаться, будь ты в процветании или в бедности

Строфа 34

Удовлетворенность – самое лучшее из всех богатств,

Как сказал Учитель богов и людей.

Будь всегда удовлетворен. Если ты удовлетворен,

То без всяких сокровищ ты поистине богат.

Если трудно отказаться от шести недостатков и восьми мирских дхарм, о которых говорилось выше, в качестве лекарства полагайся на удовлетворенность. Из всех богатств– мирских, включая золото и серебро, и духовных сокровищ благородного, таких как способность радоваться тому, что имеешь, – что следует выбирать? Самый лучший выбор – такая удовлетворенность, когда нет чрезмерных желаний, мучительных воспоминаний о прошлых удовольствиях и оков надежды на получение того, чего у тебя нет. Поэтому Учитель богов и людейПросветленный Будда сказал:из всех богатств это – самое лучшее. Будь всегда удовлетворен. Еслиобладаешь удовлетворенностью,то, даже не имеямногих мирских богатств:еды, одежды, дома, золота и серебра, – будешь поистине богат.Такое обладание поистине необходимо, поскольку приносит в ум счастье и покой.

Наши рекомендации