Что мешает развитию чувства благодарности

ВРАГИ УМА

Враги ума, такие, как страх, тревога, гнев, жадность, де­прессия, иллюзия, зависть и ревность будут сами по себе ме­шать развитию чувства благодарности, поскольку заставят нас думать только о наших проблемах и капризах. Страх указывает на то, что мы не ценим свое настоящее и прошлое и слишком беспокоимся о будущем. А если мы позволяем иллюзии поработить себя, то не увидим и не ощутим боже­ственного присутствия вокруг нас. Ложное эго, в свою оче­редь, зачастую обращает наши помыслы на нас самих, и раз­витие такой мании величия не позволяет человеку согласиться с тем, что Бог есть самая великая личность. С другой стороны, наша неуверенность или комплекс не­полноценности также могут помешать нам ощущать благо­дарность. Мы видели столько добра от других и от Бога, но нам и в голову не придет благодарить их, потому что низкая самооценка не позволит нам поверить, что все это могло быть сделано для нас. Другими словами, мы перестанем за­мечать мир вокруг нас и в результате не будем способны на признательность.

Бывает так, что те, кому вы служите или помогаете, ни­когда не скажут вам и слова благодарности. В наши дни лю­ди не говорят даже «спасибо». Они думают, что заслужили то, что получили, чли даже считают, что получили мало, — поэтому из их уст вы никогда не услышите слова «спасибо». Есть и такие, кто не выражает свою благодарность, посколь­ку не замечают ваших стараний и стараний других людей. Они не могут быть признательными и почитать то, что по­лучили, поскольку их низкая самооценка не позволяет им допустить мысль, что кто-то может относиться к ним по-до­брому.

НЕДОВОЛЬСТВО

Мы зовемся духовными людьми и потому должны все­гда быть довольными. В общении с другими мы должны всегда вслух и про себя произносить это слово — «спасибо». «Спасибо тебе за то, что помогаешь мне увидеть свой зави­стливый характер. Спасибо, что помогаешь мне приглядеть­ся к своему эго. Спасибо, что помогаешь мне узреть свой эгоизм. Спасибо, что помогаешь мне стать хорошим отцом или матерью. Спасибо, что напоминаешь мне о необходи­мости стать примерным учеником. Спасибо, что помогаешь мне увидеть в каждой ситуации возможность для служения Господу и прославления Его Светлости. Спасибо за твой чу­десный пример».

Если мы не научимся искренне говорить «спасибо», то наше недовольство окажет свое влияние на наш духовный рост. Порой мы просто вынуждены стать благодарными и сказать: «Спасибо Тебе, Господь, что позволил мне серьезно заболеть. Теперь у меня больше времени для чтения. Теперь у меня больше возможности для размышлений над своей жизнью. Теперь я понимаю, насколько важно здоровье. Те­перь я буду использовать его с большей отдачей, когда по­правлюсь. И за все это — огромное спасибо Тебе».

Когда мы слышим критику в свой адрес — мы благода­рим человека за то, что он помогает нам разобраться в себе. Когда кто-то славословит нас — мы благодарим Господа за то, что Он показывает нам истинные размеры нашего разду­того эго, и еще раз благодарим Его за то, что увидели необ­ходимость это эго «сдуть». Когда мы сталкиваемся с клеве­той — мы благодарим Господа за возможность оставаться смиренным и не полагаться лишь на свои силы. Спасибо Господу, спасибо Его представителям и всем-всем-всем, кто живет рядом с нами. Спасибо даже тем, кто ушел в майю, по­скольку они ясно показали нам, чего мы должны избегать.

НЕПОМЕРНОЕ ЛОЖНОЕ ЭГО

Если у нас слишком раздутое ложного эго, мы никогда не сможем оценить возвышенные качества других. В результа­те, как только кто-нибудь укажет нам на наши недостатки, мы начнем избегать этого человека или отчаянно защи­щаться. И напротив, по мере того, как мы развиваемся ду­ховно, с нами начнут происходить события, которые помо­гут нам увидеть свой рост и научат чувству благодарности. Подлинное духовное продвижение обязательно повлечет за собой смирение, потому что мы увидим, что такого продви­жения не достичь своими силами. Великий экстаз, который охватит нас при этом, только добавит нам смирения. И хотя подобные состояния вызывают у нас ощущение, что мы их не достойны, мы будем жаждать их повторения. Когда мы позволим Господу действовать через нас, с нами произойдут перемены в лучшую сторону, и мы будем постоянно предвкушать очередное откровение или приключение.

Те, кто постоянно скорбит, находится в депрессии, ощу­щает тревогу и беспокойства, очень редко развивают под­линное чувство благодарности, даже живя в духовных об­щинах. Некоторые люди замечают лишь негативные стороны того или иного события, и причиной тому их низ­кая самооценка, ложное эго, цинизм или склонность искать недостатки. Так они проходят мимо прекрасной реальности, лежащей в основе всего. Часто люди специально ищут недо­статки, уподобляясь крысам, которых интересуют лишь зловонные и грязные места. В таком умонастроении они охотятся за негативными фактами и, найдя, намертво вцеп­ляются в них. Потом такие люди недоумевают, почему, жи­вя вместе с другими, они ощущают себя ненужными и не­счастными. И даже вопреки чувству опустошенности они, получая поддержку других людей, продолжают считаться лишь со своими планами, идеями или мирскими удовольст­виями. Даже у тех, кто уже встал на духовный путь, порой развивается такое умонастроение, и единственным объек­том их медитации становятся их собственные корыстные желания и нужды. Духовный воин, достигший зрелости, так не поступает, поскольку настоящие трансценденталисты никогда не думают лишь о себе.

Как развить благодарность

БЕСКОРЫСТИЕ

Мысли исключительно о самом себе считаются в высшей Духовной реальности смертью для любовных отношений. Любовь не может основываться на желаниях, нуждах или фантазиях лишь одного индивидуума. Напротив, каждый ищет возможности услужить объекту своей любви и будет постоянно спрашивать, как лучше это сделать. Мы не про­сто попытаемся сделать что-то приятное для другого, но бу­дем чуткими и постараемся понять, действительно ли это служение радует моего любимого. Если нет — мы тут же ис­правимся, чтобы доставить удовольствие объекту своей любви. Однако некоторые люди лишены чувства любви. Они не любят себя и не любят других; поэтому их мысли ог­раничены лишь тем, что они могут с этого иметь и как вы­годно они могут использовать других в своих целях. Зачас­тую они просто впадают в гнев, поскольку им не нравится, когда вмешиваются в их планы. В материальном мире люди вступают в партии, клубы, группы, альянсы или даже в брак лишь с одной мыслью: как другие люди или общины помо­гут им воплотить в жизнь их собственные замыслы. Вслед­ствие этого люди продолжают влачить жалкое существова­ние, ибо корысть не может породить любовь; напротив, она встает на пути любви. Более подробно об этом можно про­честь во второй книге серии «Духовный воин», которая на­зывается «Обращая вожделение в любовь».

Чувство благодарности непременно проявится у того, кто искренне прославляет Господа — за все, что тот для не­го сделал. Благодарность также подразумевает признатель­ность другим за все, что они для нас сделали. Культивируя такие мысли, мы будем становиться все счастливее и счаст­ливее. Чувство благодарности не придет, пока мы не отбро­сим треволнения прошлого, которыми склонны заполнять свое настоящее и будущее. На самом деле чувство благодар­ности зависит от того, насколько мы сумели извлечь уроки из прошлого опыта, невзирая на трудности, и от нашей спо­собности смотреть в будущее, выбирая пути для духовного роста. Следует как можно чаще думать о Господе и славить Его вместе с преданными. Когда мы слишком много думаем о себе, мы мучаем своих близких и сталкиваемся с эмоциональными, психологическими или физиологическими про­блемами, которые затруднят наше духовное восхождение. Чем больше преданный проникнется благодарностью к жизни, которая проявляется во множестве видов, чем больше он будет стараться увидеть руку Кришны (Бога) во всем, что происходит вокруг, тем быстрее он возвысится и обретет подлинное ощущение духовной зрелости. Одним из признаков продвижения является то, что преданный пере­стает поддаваться воздействию двойственности.

УВИДЕТЬ В ЖИЗНИ СМЫСЛ

В психологии есть раздел, который называется логотерапия, где на проблемы, связанные с телом и умом, смотрят с довольно необычной точки зрения. Эта наука не оценива­ет личность как противостояние эго с ид или супер-эго. Она гласит, что человеческое бытие имеет высшее предназначе­ние. Предметом ее изучения является наличие или отсутст­вие у людей жизненных целей. Тот, кто изучает эту науку, в конечном итоге понимает, что жизнь немыслима без от­крытия в себе подлинной человечности и умения служить тем, кого мы любим. Логотерапия отрицает взгляд на жизнь как на механистическую игру, в которой человек любой це­ной старается накопить больше вещей и испытать больше острых ощущений. Она побуждает к осмыслению своей жизни, что, несомненно, подводит к духовным поискам. Эта философия появилась в результате исследований разного рода идей, повлекших за собой геноцид и многочисленные жертвы. Случаи такого геноцида мы можем проследить в мировой истории на примерах торговли рабами в Африке, истребления коренных жителей Америки и повсеместном уничтожении еврейских диаспор.

Основоположником этой науки стал доктор Виктор Франкл, психиатр высочайшего класса, который оказался в застенках еврейского концлагеря во время второй миро­вой войны. Он говорил, что мог почти безошибочно на­звать черту, за которой человек теряет желание жить. Такие люди мочились и испражнялись прямо у себя на нарах и от­казывались от еды. Их товарищи по несчастью уже за не­сколько дней знали, что такому человеку недолго осталось жить. Франкл видел, что, несмотря на равные условия и ко­личество побоев и издевательств, некоторые умирали быст­ро, другие — медленно, а третьи будто вовсе не собирались умирать.

Он стал больше общаться с теми, кто прошел через такие же испытания, что и их сокамерники, но выстоял, не сло­мался под гнетом страданий. Он заметил, что те, чья жизнь была осмысленна и у кого было то, ради чего стоило жить, умирали не так быстро, ибо их мысли давали опору созна­нию, а оно, в свою очередь, влияло на физическое тело. Не­которые держались до тех пор, пока не узнавали, что их су­пруги или дети умерли; после этого они теряли всякий интерес к жизни и через несколько дней умирали. Другие не сдавались, поскольку глубоко верили в Бога. Третьи полно­стью разочаровались в Боге, потому что не могли смирить­ся с тем, что Бог посмел создать такие ужасные условия; та­кие люди умирали очень быстро.

Осмысленность — очень важное понятие, и, не развив чувства благодарности, мы не сможем обрести достаточной осмысленности в своих жизнях. Нам будет казаться, что мы не заслужили тех бед, что обрушились на нас. Так мы нач­нем гневаться и возмущаться. Мы начнем спрашивать, как же это Бог позволил такому случиться и почему для этого Он выбрал именно меня, а не кого-либо еще. Если у нас от­сутствует правильное понимание смысла своей жизни, мы можем в буквальном смысле этого слова умереть. Это также грозит духовной смертью, поскольку человек не может быть зрелым трансценденталистом, или духовным воином, и од­новременно с этим не иметь веры. Конечно, это не значит, что мы должны довольствоваться слепой верой. Просто мы должны видеть и чтить божественное вмешательство и за­мыслы Бога. Иметь веру — значит смотреть на мир глазами писаний и действовать в соответствии с ними, а также изу­чать жизни великих святых и следовать их примеру. Во мно­гих писаниях содержатся биографии этих прославленных святых, и, оценивая то или иное событие нашей жизни, мы можем равняться на эти истории, вместо того, чтобы пола­гаться целиком на собственный интеллект и мыслительные способности.

УБРАТЬ СЕБЯ ИЗ ЦЕНТРА

Что еще более важно — мы не должны ставить себя в центр, анализируя свою или чужую жизнь. Сделав себя ме­рилом всех и вся, мы, несомненно, столкнемся с проблема­ми. Наша жизнь окончится духовной катастрофой, ибо, чем чаще мы ставим в центр себя, тем реже в этом центре ока­жутся те, кто истинно достоин там находиться, — Бог-Отец и Бог-Мать. Верно и обратное: чем больше мы становимся слугой слуги, тем больше мы отходим от центра и обретаем подлинные духовные качества. А чем больше у нас подлин­ных духовных качеств, тем больше мы отказываемся от про­тивоестественного положения главенствующей фигуры.

Кажется невероятным, но чем дальше преданный про­двигается по духовному пути, тем больше Господь будет подталкивать его в центр внимания и прославлять его.

И тем не менее, в своем сознании преданный должен продолжать выходить из центра. У такого преданного развива­ется чувство благодарности и почтения к присутствию Бога, и потому с ним и вокруг него начинают происходить удиви­тельные вещи. Он до такой степени чтит присутствие Бога, что становится практически Его марионеткой. Достигнув высшего уровня, обусловленная душа становится способ­ной действовать как шактъявеша-аватара, наделенное пол­номочиями живое существо, которое служит в роли вопло­щения Господа. Подобные души так далеко отодвинули себя от центра, что истинный центр, Бог, вошел в них как пове­левающее начало и сделал их своими инструментами. С этой минуты все, что бы они ни сказали, сделали или по­думали, — все направляется рукой Бога. Но, повторим, это зависит от того, в какой степени человек наделен способно­стью чувствовать благодарность, а также насколько он вни­мателен. Без достаточной внимательности и сильного пози­тивного внутреннего диалога нам сложно стать благодарными.

ВАЖНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ

Порой нам сложно быть благодарными, потому что мы не умеем прощать. Мы настолько привыкли считать себя центром мироздания, что не можем отделаться от мыслей, кто и как нас оскорбил или обидел, и потому вынуждены ис­пытывать ту же боль снова и снова. Однако тот, кто с глубо­ким уважением относится к чужой жизни, не просто проща­ет, но еще и берет ответственность за размолвку на себя. Такой человек понимает, что причиной недоброжелатель­ного отношения к нему стали его собственные поступки в прошлом. Поэтому он приносит извинения оппоненту за собственное неразумие. Он не только не таит злобы на обид­чика, но считает виноватым себя и концентрирует свое вни­мание на самосовершенствовании.

Так мыслят возвышенные преданные. Они очень далеко перенесли себя из центра и поместили туда Господа, поэто­му, когда наступают трудные времена, они используют со­здавшееся положение для духовного роста. Они даже берут вину на себя, понимая, что их действия в прошлых жизнях могли повлечь за собой нынешние негативные ситуации. Например, одно время Шрилу Прабхупаду, моего духовно­го наставника, каждый день на прогулках сопровождал по­путчик, индийский джентельмен, который в разговоре по­стоянно позволял себе грубости. Но Шрила Прабхупада сказал, что, должно быть, он как-то досадил этому человеку в прошлой жизни, и показал своим смирением, что не сле­дует слишком серьезно относиться к двойственности.

В «Бхагавад-гите» сказано, что садху, святой, не становит­ся врагом своего врага. Это значит, что, вопреки враждеб­ным действиям со стороны других, садху не уподобляется им. Комментарий к стихам 22-25 из четырнадцатой главы «Бхагавад-гиты» гласит: «В каждом человеке он [тот, кто на­ходится в транцендентном положении видит своего друга, который помогает ему выполнять обязанности в сознании Кришны, и не испытывает ни малейшей неприязни к своим так называемым врагам. Он одинаково отстраненно отно­сится ко всему, что его окружает, ибо прекрасно знает, что сам он не имеет никакого отношения к материальной дейст­вительности».

Как только мы видим в ком-то своего врага, нам тут же приходится строить планы, как погубить его. Постепенно мы станем такими же, как они. Но если мы помним о при­сутствии Господа и убираем себя из центра, у нас не возник­нет чувства обиды и нам не надо будет обижать в ответ дру­гих. Лучше всего — погрузиться в любовь и преданность, прославляя Господа, и не становиться рабом недоразуме­ний. Внимательность, сильный позитивный внутренний Диалог, благодарность, способность прощать и умение от­слеживать и уничтожать врагов ума — вот качества, без ко­торых человек не сможет оставаться в душевном равнове­сии. Без этих качеств ум станет нашим злейшим врагом.

Наши рекомендации