Б. Библия и общественный факт. Ветхий Завет
Значительно лучший указатель на достоверность Библии относится к уровню представления ею общественных явлений: политики, экономики, исторических событий, общественных обычаев. Даже в этой области Библия показывает высокую степень достоверности.
1) Патриархальный период (Быт. 1—46) был подтвержден на Ближнем Востоке открытием законов Хаммурапи и Нузирских плит. В предыдущем столетии у критиков была плохая тенденция считать целый период, связанный с Авраамом, Исааком и Иаковом, мифическим и полуисторическим, но с помощью археологических открытий было доказано, что, по словам Уильяма Олбрайта, этот период "по существу Историчен".
Например, согласно законам Хаммурапи, бездетная женщина имела право . дать мужу служанку и принять родившее от нее дитя как свое. Это право использовали Сара и Рахиль (Быт. 16:2; 30:2). Нузирские плиты показывают, что хозяйке было противозаконно выгнать служанку, что и объясняет опасение Авраама, когда Сара выгнала из дома Агарь с ее сыном, Измаилом (Быт. 21:11). В тех окрестностях бездетная пара могла усыновить человека, который ухаживал за ними и при их смерти получал в наследие их имущество. Этот обычай объясняет жалобу, выраженную Авраамом Богу, о том, что ему придется оставить все имущество неродному лицу, Элизиеру из Дамаска (Быт. 15:2). На основании недавних открытий мы теперь понимаем, почему Исаак не отменил устного благословения Иакова даже после того, как он узнал о том, что его обманули (Быт. 17:33). Согласно Нузирским плитам, устное благословение никак нельзя было отменить и оно даже имело силу в суде. Последнее слова умирающего принимались как его законное завещание. Это помогает нам понять благословение над двенадцатью племенами Израиля, выраженное Иаковом перед его смертью. В Нузирских плитах, содержащих Ассирийские и Хеттийские законы, упоминается практика, по которой родной брат покойного мужа во имя его принимал к себе вдову с детьми, ухаживал и воспитывал их (Втор. 25:5—10).
Мы получаем довольно убедительное подтверждение достоверности Библии от таинственного так называемого "терафима", т. е. идолов, которых Рахиль украла, когда покидала отца, Лавана (Быт. 31:33 и дальше). Для того чтобы объяснить неистовые попытки Лавана найти их, комментаторы прошедших времен предполагали, что идолы были сделаны из золота. Нузирские плиты, однако, раскрыли эту тайну объяснением, что этим "терафимом" были домашние идолы-боги, служащие документальным подтверждением права собственности. Любая дочь, у которой были эти идолы, могла заявить на суде, что семейное имущество отца теперь принадлежит ее мужу.
Быть может, посетившему южные побережья Мертвого моря трудно представить, что люди действительно жили в таком бесплодном месте, не говоря уже о существовании пяти городов в этом месте во время патриархов, о чем говорится в Ветхом Завете (Быт. 14:3). Археологические открытия, тем не менее, показали, что приблизительно от 2500 до 2000 года до н. э. почва в этом районе была плодородной, богатой и заселенной людьми.
2) Ветхозаветная история о существовании Израиля в Египте близко соответствует всему известному о Египте, полученному от внешних источников.
Одно из наиболее тонких подтверждений библейской историчности приходит от незапланированного соответствия между фараоном, "который не знал Иосифа" (Исх. 1:8), и появлением новой династии египетских фараонов в шестнадцатом веке до н. э. Когда гиксосы были выгнаны, то, как обыкновенно следует, новая туземная династия поработила и стала угнетать всякую подобную семитскую группу, иммигрировавшую в Египет в то же самое время, что и они (Исх: 1:11).
Критики часто сомневались в вероятности того, что в египетском правительстве рабу из Ханаана, как случилось с Иосифом, была дарована очень высокая должность. Однако надписи дают множество подтверждений данного случая. Они также сообщают о том, что фараон часто разрешал семьям из Палестины поселяться в дельте Нила. Имеются документы, относящиеся приблизительно к 1350 году до н. э., которые сообщают о том, что было вполне нормально, когда во время голода пограничные государственные чиновники впускали в Египет людей, живших в соседних землях.
В Бытии 47:13—26 сообщается о том, что при большом голоде египтяне продавали скот, землю и, в конце концов, самих себя правительству для того, чтобы остаться в живых. По внешним источникам мы знаем, что правительство имело в такую полную политическую и экономическую власть над народом. Это считалось необходимым для выживания. Когда Иосиф объяснял свою позицию братьям по отношению к фараону как к отцу и господину во всем доме его, и владыке во всей земле египетской (Быт. 45:8), он употреблял обыкновенные для того времени официальные титулы, которые упоминаются на многих древних памятниках.
На страницах Ветхого Завета многие общественные обычаи Египта представлены в целиком достоверном виде. В надписях упоминаются "главные виночерпии" и "главные хлебодары", также как и "надзиратели дома" и "надзиратель зернохранилищ". Мы знаем, что часто мумифицировали знаменитых лиц, что во дворе фараонов было много волшебников, что часто презирали пастухов, что сны считались важными явлениями, что употребляли солому в производстве кирпичей, и что священники получали от фараона определенное количество зерна и земельные участки.
3) Разные стороны ханаанской культуры были подтверждены и разъяснены выводами археологических открытий. Одна из тончайших сторон, отрицающих всякое обвинение в подделке в Библии, касается качества работы в постройке городов, стен и укреплений. Археологические открытия показывают, что как раз в то время, когда Израиль под водительством Иисуса Нави-на входил в Ханаан, видно явное ухудшение в укреплениях городов, что отлично соответствует тому факту, что евреи оставили пустыню. В ханаанских городах-государствах здания строились людьми, организованными по феодальной системе, основанной на принудительном труде. Израильтяне, разделенные на отдельные племена, в это время не были очень тесно связаны друг с другом. К тому же, вряд ли можно ожидать, чтобы люди, странствовавшие в пустыне на протяжении сорока лет, могли владеть методами постройки, как ими владели хананеяне. Однако согласно тому, что Уильям Олбрайт обнаружил, при раскопках горной крепости царя Саула в Гиве, строительная способность израильского народа к этому времени значительно улучшилась. По раскопкам зданий в Мегиддо ясно, что во время Давида и Соломона методы постройки у израильтян многократно улучшились, что соответствует библейскому сообщению о том, что оба царя импортировали финикийские материалы и работников (3 Цар. 5:1 — 12).
Израильтянам не разрешалось варить козленка в молоке матери его (Исх. 23:19; 34:26) — запрещение, которое комментаторы долгое время не могли понять. Рас-шамраские плиты, найденные на месте жительства древнего сирийского города Угарита, свидетельствуют о том, что варение козленка в молоке матери его практиковалось хананеянами как обыкновенный религиозный обряд; его использовали как магическое средство, чтобы вызывать дожди. Хананейская религиозная литература вообще подтверждает ветхозаветные упоминания о религии хананеян. В этой литературе мы встречаем всех богов, о которых мы читаем в Ветхом Завете: Ел, Ваал и их богини-куртизанки: Анафа, Ашера и Астарта. В этой литературе мы находим все унизительные обычаи религиозного культа: сексуальные ритуалы, поклонение змеям, жертвоприношение детей (богам) и множество священников-евнухов. Мы даже находим погребальные сосуды с останками детей, принесенных в жертву идолам.
В Ветхом Завете создается впечатление, что во время израильских, завоеваний и судей филистимляне были весьма сильным народом. Памятники египетскому фараону, Рамсесу Третьему, описывают его битву с филистимлянами, попытавшимися высадиться в дельте Нила. Библейские упоминания филистимского "храма Дагона" (1 Пар. 10:10) были подтверждены открытием такого храма в Угарите и двух стел, поставленных в честь Дагона. По результатам раскопок на Филистимской равнине ясно, что у филистимлян были железное оружие и колесницы. Это подтверждает утверждение в книге Иисуса Навина 17:16—18, что у хананеян было железное оружие тогда, как у евреев его еще не было. В разных раскопках на равнинах были найдены определенные сосуды со специальными горлышками для отделения пива от лузги. Большое количество таких сосудов свидетельствует о том, что этот народ сильно пьянствовал, а это показание близко соответствует тому изображению филистимлян, которое мы находим в книге Судей.