Тема: Противовоспалительные средства, применяемые при суставных синдромах.
2. ЦЕЛЬ:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов
· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма
· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;
· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Студент должен знать:
· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;
· классификацию изучаемых лекарственных средств;
· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;
· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.
Студент должен уметь:
· прописывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых противовоспалительных средств (гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон, триамцинолон, флуметазона пивалат, кислота ацетилсалициловая, бутадион, ибупрофен, индометацин, пироксикам, диклофенак-натрий, напроксен, мелоксикам, хингамин, пеницилламин, кризанол),иммунодепрессантов(азатиоприн, циклоспорин),противоподагрических средств(аллопуринол, этамид),хондропротекторов(глюкозамин, хондроксид)при суставном синдроме;
· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать;
· расчитывать дозу и концентрацию препаратов;
· выбирать пути введения препаратов;
· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации;
· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов;
· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии;
· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
4. Основные вопросы темы:
1. Противовоспалительные средства. Классификация.
2. Стероидные противовоспалительные средства (гидрокортизон, преднизолон,
дексаметазон, триамцинолон, флуметазона пивалат). Показания к применению.
Побочные эффекты.
3.Нестероидные противовоспалительные средства (кислота ацетилсалициловая,
бутадион, ибупрофен, индометацин, пироксикам, диклофенак-натрий, напроксен).
Классификация. Механизмы противовоспалительного действия. Влияние на синтез
простагландинов.
4.Сравнительная характеристика препаратов. Применение. Побочные эффекты.
Избирательный ингибитор ЦОГ2-мелоксикам.
5.Базисные противовоспалительные средства. Противовоспалительные средства
замедленного действия (хингамин, пеницилламин, кризанол). Особенности действия.
Показания к применению. Побочные эффекты.
6.Иммунодепрессанты общего и специфического действия. Механизм действия.
Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению
иммунодепрессантов. Осложнения иммунодепрессивной терапии (ранние и поздние).
7.Противоподагрические средства (аллопуринол, этамид). Классификация. Средства,
тормозящие образование мочевых конкрементов и повышающие их выделение
(урикозурические средства). Сравнительная характеристика препаратов.
8.Применение глюкокортикостероидов, нестероидных прпотивовоспалительных средств и
колхицина при острых приступах подагры. Возможные побочные эффекты
противоподагрических средств.
9.Хондропротекторы (глюкозамин, хондроксид). Сравнительная характеристика
препаратов. Механизм действия. Показания к применению. Побочные эффекты.
10.Химиотерапевтические средства. Выбор химиотерапевтических препаратов в
зависимости от клинической картины и предполагаемого возбудителя.
11.Особенности применения средств при суставном синдроме в детской практике.
5. Методы обучения и преподавания:
· выписывание рецептов на препараты, применяющиеся при суставном синдроме;
· решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;
· дискуссия-устный опрос;
· выполнение тестовых заданий;
· работа в малых группах;
· выполнение заданий из «Руководства к лабораторным занятиям по фармакологии», стр. 327-345;
· составление фармакотерапевтических алгоритмов.
Механизм противовоспалительного действия мелоксикама
Таблица 1
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм противовоспалительного действия преднизолона
Таблица 2
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
3. Литература:
основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 750 с.
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии.,М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2005.-452с.
дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2007. -591 с.
2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998, т. 1 596 с., т. 2 623 с.
3. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .
4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 1999, 528с.
5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах: Пер. с англ.- М.: Медицина, 1991. т. 1 656 с., т. 2 704 с.
6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2008.-1206 с.
7. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. Д.Г.Грэхам – Дж.К.Аронсон, М.: Медицина, 2000, 552 с.
8. Михайлов И.Б., Клиническая фармакология. Санкт-Петербург, «Фалиант», 2002, 493 с.
9. Рациональная фармакотерапия ревматических заболеваний: Руководство для практикующих врачей/ Под общ. ред. В.А.Насоновой, Е.Л.Насоновой. – Литера, 2003.-506с.
4. Контроль: