Тема: «Синтетические противомикробные средства разного химического строения. сульфаниламидные препараты»
2. Цель:формирование знаний общих закономерностей фармакодинамики и фармакокинетики синтетических противомикробных средств разного химического строения,сульфаниламидных препаратов для обеспечения выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях, умения выписывать рецепты.
Задачи обучения
Когнитивная компетенция:
1.Знание классификации синтетических противомикробных средств разного химического строения,сульфаниламидных препаратов.
2.Знание общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики синтетических противомикробных средств разного химического строения,сульфаниламидных препаратов.
3. Знание основных показании к применению синтетических противомикробных средств разного химического строения,сульфаниламидных препаратов в клинической практике.
4. Знание путей введения, принципа и режима дозирования синтетических противомикробных средств разного химического строения,сульфаниламидных препаратов взависимости от индивидуальных особенностей организма, характера заболевания и свойств препарата.
5. Знание возможностей комбинации синтетических противомикробных средств разного химического строения,сульфаниламидных препаратов, нежелательных побочных эффектов, их предупреждение.
Операциональная компетенция:
1. Выписывание рецептов с разбором на синтетические противомикробные средства разного химического строения,сульфаниламидные препараты.
2. Расчет разовых доз препаратов.
Коммуникативная компетенция:
1. Владение грамотной и развитой речью.
2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.
4. Изложение самостоятельной точки зрения.
5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.
Непрерывное обучение и самообразование:
1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.
2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)
3. Основные вопросы темы:
1. Синтетические противомикробные средства разного химического строения. Общая характеристика. Механизм действия.
2. Спектр антибактериального действия производных нитрофурана, 8-оксихинолина и хинолина, фторхинолона.
3. Производные хиноксолина, особенности действия. Показания к применению. Побочные эффекты.
4. Фторхинолоны. Общая характеристика. Механизм действия. Спектр антибактериального действия.
5. Особенности действия отдельных препаратов - производных фторхинолонов. Показания к применению. Побочные эффекты.
6. Оксазолидиноны, общая характеристика.
7. Сульфаниламидные препараты. Зависимость между структурой сульфаниламидов и их антимикробной активностью. Механизм и спектр антимикробного действия.
8. Классификация. Сравнительная характеристика препаратов. Применение. Возможные осложнения их предупреждение.
9. Комбинированные препараты с триметопримом. Особенности действия и применения.
10. Салазосоединения, их действие и применение. Побочные эффекты.
11. Возрастные особенности эффектов и применения этих групп препаратов.
4. Форма проведения: консультация по основным вопросам темы, самостоятельное освоение темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах, «мозаика», сканворды и т.п., выполнение заданий по руководству.
5. Раздаточный материал: таблицы, ситуационные задачи, тестовые задания для самоконтроля, схемы, электронные носители.
Литература
Основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Издание девятое. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2006.- с. 568 – 605..
2. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. - с. 341 – 363.
3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- с. 487 – 503.
4. Руководство к лабораторным занятиям / Под ред. Д.А.Харкевича. Медицинское информационное агентство, Москва, 2004. – с. 353 – 371.
Дополнительная:
1.Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2005. – с. 767 – 823.
2.Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с. (т.2).
3.Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.
4.Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.
5.Клиническая фармакология и фармакотерапия. Учеб. / Под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. – 2-е изд., испр. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 640 с.
6.Яковлев В.П, Яковлев С.В. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.
7.Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.
8.Лекции, читаемые на кафедре и методические пособия.
Препараты по программе:фуразолидон, нитроксолин, налидиксовая кислота, офлоксацин, ципрофлоксацин, левофлоксацин, хиноксидин, диоксидин, хиниофон, фурагин, метронидазол,сульфадимидин (сульфадимизин), сульфадиазин(сульфазин), ко-тримоксазол, уросульфан, сульфадиметоксин, салазосоединения (салазопиридазин).
Перечень препаратов для выписывания в рецептах: этазол, сульфадиметоксин, фталазол, бактрим, фуразолидон, ципрофлоксацин.
7. Самоконтроль:
1. Выполнение заданий в тестовой форме.
Тестовые задания для самоконтроля:
Тест № 1. Механизм противомикробного действия сульфаниламидных препаратов:
1.Нарушение синтеза внутриклеточного белка 2. Нарушение синтеза белка клеточной стенки
3.Нарушение проницаемости цитоплазматической мембраны 4. Конкурентный антагонизм с парааминобензойной кислотой 5. Нарушение синтеза нуклеиновых кислот
Тест № 2. Дополнить.
Салазосоединения – это комбинированные препараты, содержащие (А) ______________ препарат и (Б) _________________ кислоту.
А. 1. Сульфаниламидный Б. 1. Салициловую
2. Антисептический 2. Парааминобензойную
3. Комбинированный 3. Налидиксовую
Тест № 3. Установить соответствие: