Что входит в понятие «фармакодинамика» ?

1. Механизмы действия 2. Превращение лекарственных веществ в организме 3. Фармакологические эффекты 4. Локализация действия 5. Виды действия

Тест №29 (1 отв)

Способность лекарственных веществ при взаимодействии с рецептором стимулировать его и вызывать специфические эффекты называется:

1. Аффинитетом 2.Биодоступностью 3. Внутренней активностью 4. Синергизмом

5. Тахифилаксией

Тест №30 (4 отв)

Какие явления могут возникать при повторном введении лекар­ственных веществ?

1. Привыкание 2. Тахифилаксия 3. Потенцирование 4. Лекар­ственная зависимость 5. Кумуляция

Тест №31 (4 отв)

К фармакокинетическому типу взаимодействия лекарственных средств относится взаимодействие на следующих этапах:

1. Всасывание с места введения 2. Связывание с белками крови 3. Биотрансформация

4. Связывание со специфическими рецеп­торами 5. Выведение из организма

Тест №32 (1 отв)

Фармакодинамическое взаимодействие лекарственных средств включает:

1. Взаимодействие на уровне клеток 2. Взаимодействие на уровне рецепторов 3. Взаимодействие на уровне органов 4. Взаимо­действие на уровне физиологических систем

5. Взаимодействие в процессе смешивания в одном шприце

Тест №33 (1 отв)

Сродство вещества к рецептору:

1. Внутренняя активность 2. Сенситизация 3. Аффинитет 4. Тахифилаксия 5. Привыкание

Тест №34 (1 отв)

Внутренняя активность-это

1. сродство вещества к рецептору, приводящее к образованию с ним комплекса 2. связывание двух агонистов с разными участками макромолекулы субстрата 3. повышенная чувствительность к веществу 4. снижение чувствительности к рецептору 5. способность вещества при взаимодействии с рецептором вызывать тот или иной эффект

Тест №35 (1 отв)

Вещества, легко проникающие через ГЭБ

1. Неполярные 2. Гидрофильные 3. Полярные 4. Липофильные 5. Третичные

Тест №36 (1 отв)

Лекарственные вещества оказывают побочный эффект в:

1. токсических дозах 2. смертельных дозах 3. любом диапазоне доз 4.терапевтических дозах 5. высших токсических дозах

Тест №37 (1 отв)

Каким термином обозначают действие лекарственных веществ во время беременности, которое приводит к возникновению врож­денных уродств?

1. Мутагенное действие 2. Фетотоксическое действие 3. Эмбриотоксическое действие

4. Терато­генное действие 5. Канцероген­ное действие

Тест №38 (1 отв)

Если при введении двух веществ общий эффект больше суммы эффектов обоих веществ, это:

1. аддитивный синергизм 2.синергоантагонизм 3. антидотизм 4. потенцированный синергизм 5. тахифилаксия

Тест №39 (1 отв)

Определить вещество: вещество не проникает через тканевые барьеры. Всасывается путем пиноцитоза, фильтрации, активного транспорта. Назначают в основном парентерально. В почечных канальцах практически не реабсорбируется и выводится в неизменном виде:

1. неионизированное 2.липофильное 3. Жирорастворимые 4. Гидрофильное 5. третичное

Тест №40 (1 отв)

Непреодолимое стремление к повторным приемам лекарственного вещества характерно для:

1. Кумуляции 2. Тахифилаксии 3. Идиосинкразии 4. Привыкания 5. Лекарственной зависимости

Ответы к тестовым заданиям для самоконтроля

Тест №1 2,3,4 Тест №11 1,4 Тест №21 2,3 Тест №31 1,2,3,5
Тест №2 1,4 Тест №12 2,3 Тест №22 2,3,4,5 Тест №32
Тест №3 Тест №13 Тест №23 Тест №33
Тест №4 2,4 Тест №14 Тест №24 1,2,4 Тест №34
Тест №5 2,3 Тест №15 Тест №25 2,4,5 Тест №35
Тест №6 Тест №16 Тест №26 Тест №36
Тест №7 Тест №17 Тест №27 Тест №37
Тест №8 1,2,4,5 Тест №18 Тест №28 1,3,4 Тест №38
Тест №9 Тест №19 Тест №29 Тест №39
Тест №10 1,4 Тест №20 Тест №30 1,2,4,5 Тест №40

Занятие № 3

1. Тема: «Средства, влияющие на афферентную иннервацию (местные анестетики, обволакивающие, вяжущие, адсорбирующие средства».

Задачи обучения

Когнитивные компетенции

1. Сформировать знания по общей характеристике, механизмам действия и основным фармакологическим и побочным эффектам средств, влияющих на афферентную иннервации.

2. Сформировать знания противопоказаний к применению, распознавания нежелательных эффектов и проведенияих своевременной коррекции.

3. Сформировать знания выбора комбинации лекарственных средств для усиления основных эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

4. Сформировать знания выбора лекарственного средства для направленного изменения функций различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.

5. Сформировать знания выбора лекарственных форм, путей введения средств, влияющих на афферентную иннервацию.

Операциональная компетенция

1. Сформировать навыки выписывания лекарственных средств в рецептах с разбором.

2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Саморазвитие (непрерывное обучение и образование):

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

3. Основные вопросы темы:

1. Классификацию лекарственных средств, влияющих на афферентную иннервацию.

2. Местноанестезирующие средства, определения;

3. Классификация (по химической структуре, клиническому применению, продолжительности действия, токсичности, активности);

4. Локализация и механизм действия;

5. Сравнительная оценка анестетиков, их резорбтивные эффекты, способность проникать через биологические мембраны, влияние на сосуды, комбинирование сосудосуживающими средствами;

6. Применения при разных видах анестезии;

7. Побочное и токсическое действия местноанестезирующих средств и меры по их предупреждению;

8. Вяжущие средства, классификация, основные эффекты и механизм действия;

9. Сравнительная характеристика органических и неорганических вяжущих средств;

10. Применение, побочные эффекты;

11. Обволакивающие средства: органические и неорганические обволакивающие средства. Принцип действия, основные эффекты, применение;

12. Адсорбирующие средства, принцип действия применение;

4. Методы обучения: консультация по основным вопросам темы, самостоятельное освоение темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах, выполнение заданий по руководству.

5. Раздаточный материал: таблицы, ситуационные задачи, тестовые задания для самоконтроля, схемы, электронные носители.

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Издание десятое. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- С. 82-95.

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Издание девятое. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2006.- С. 80-90.

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С. 81-92.

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С. 99-104с.

2. Руководство к лабораторным занятиям / Под ред. Д.А.Харкевича. Медицинское информационное агентство, Москва, 2004. – С. 40-48.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна,

2007. – 1206 с.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

3. Клиническая фармакология. /под ред. В.Г. Кукеса.-ГЭОТАР.: Медицина, 1999. – 517 с.

4. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

5. Пособия, выпускаемые на кафедре

Препараты по программе:тетракаин (дикаин), бензокаин (анестезин), пиромекаин, прокаин (новокаин), ксикаин (лидокаин), артикаин (ультракаин), тримекаин, бупивакаин, танин, отвар коры дуба, висмута нитрат основной, слизь из крахмала, уголь активированный.

Наши рекомендации