Тест №6. Резерпин снижает АД вследствие

1. симпатомиметического действия 2. блокады ганглиев 3. симпатолического действия

4. увеличения сердечного выброса 5. блокады альфа-адренорецепторов сосудов

Тест №7. Эффекты, связаные с угнетением постсинаптических альфа-адренорецепторов:

1. сужение кровеносных сосудов 2. расширение кровеносных сосудов 3. расширение зрачков 4. расслабление мышц бронхов 5.ослабление сокращений сердца

Тест №8. Альфа1 и альфа2-адреноблокаторы

1. Резерпин, празозин 2. Тропафен, фентоламин 3. Фентоламин, октадин 4. Лабеталол, празозин 5.Тропафен, резерпин

Тест №9. Эффекты, характерные для симпатолитиков

1. повышают АД 2. снижают АД 3. действуют на постсинаптические рецепторы

4. блокируют альфа-адренорецепторы 5. блокируют бета-адренорецепторы

Тест № 10. Механизм действия лабеталола:

1. блокада альфа-1 и -2 адренорецепторов 2. преимущественная блокада альфа-1 адренорецепторов 3.преимущественная блокада бета-2 адренорецепторов 4. блокада бета- и альфа-адренорецепторов 5. преимущественная блокада бета-1 адренорецепторов

Ответы к тестовым заданиям:

Тест №1. 1 Тест №6. 3
Тест №2. 1,3,5 Тест №7. 2
Тест №3. 3 Тест №8. 2
Тест №4. 2 Тест №9. 2
Тест №5. 1,2,3,4 Тест №10. 4

Занятие№7

Тема: «Средства, влияющие на ГАМК-рецепторы. Снотворные средства.

Противосудорожные средства.

2. Цель:формирование знаний общих закономерностей фармакодинамики и фармакокинетики снотворных, противосудорожных средств для обеспечения выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях, умения выписывать рецепты.

Задачи обучения

Когнитивная компетенция:

1. Знание классификаций различных групп снотворных, противосудорожных средств.

2 .Знание общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики снотворных, противосудорожных средств.

3. Знание основных показании к применению снотворных, противосудорожных средств в клинической практике.

4.Знания выбора лекарственного средства для направленного изменения функций различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.

5. Знание выбора лекарственных форм ,путей введения, принципа и режима дозирования снотворных, противосудорожных средств взависимости от индивидуальных особенностей организма, характера заболевания и свойств препарата.

6. Знание возможностей комбинаций снотворных, противосудорожных средств нежелательных побочных эффектов, их предупреждение.

Операциональная компетенция:

1. Сформировать навыки выписывания снотворных, противосудорожных средств.

2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

Хронометраж

А. Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.)

· Организационная часть - 2 мин.

· Оценка исходного уровня - 10 мин.

· Самостоятельная работа студентов - 43 мин.

· Совместная работа студентов с преподавателем - 25 мин.

· Заключительный контроль - 20мин.

· Общая оценка знаний - 3 мин.

· Задание по самостоятельной подготовке - 1-2 мин.

5. Основные вопросы темы:

1. Классификация снотворных средств, механизм действия, влияние на структуру сна;

2. Сравнительная характеристика барбитуратов и бенздиазепинов.

3. Показания и противопоказания к применению снотворных средств, побочные эффекты.

4. Характеристика противосудорожных средств по активности, длительности действия, угнетающему влиянию на дыхательный центр.

5. Средства для купирования судорожных состояний. Особенности их действия.

6. Возрастные особенности эффектов и применения этих групп препаратов.

6. Методы обучения и преподавания: устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, «мозговой штурм», «мозаика», кроссворды, сканворды и т.п., заданий по руководству, выписывание рецептов с разбором.

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология.10 издание перераб и дополн. – М.: ГЭОТАР-Мед, 2008. С. 182-191, 212-227.

2. Харкевич Д.А. Фармакология. – М.: ГЭОТАР-Мед, 2006. С. 179-188, 208-223.

3. Фармакология /под ред. Р.Н. Аляутдина 2-е изд., исправл. М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. С. 192-206.

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С. 31-99.

5. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005. С.

138-144, 126-128.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. – М.: Новая волна, 2007. т 1. – С. 27-34, 34-49, 135-146.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 224-329 с.

3. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. С. – 669 с.

4. Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии. – Харьков.: Мегаполис-Мед, 2002. – с.782.

5. Бороян Р.Г. Клиническая фармакология: психиатрия, неврология, эндокринология, ревматология. – М., Медицинское информационное агентство, 2000. – 422 с.

6. Методические пособия, выпускаемые кафедрой.

Препараты по программе: Средства, влияющие на ГАМК-рецепторы. Снотворные средства:нитразепам, фенобарбитал, триазолам, золпидем, зопиклон, доксиламин.

Противосудорожные средства:натрия оксибутират, лидокаин, барбитураты, магния сульфат, мидокалм, диазепам, таламонал.

Препараты для выписывания в рецептах: фенобарбитал, нитразепам, диазепам, дифенин (фенитоин), клоназепам, леводопа.

8. Контроль:

Оцениваются следущие компетенции:операциональная, непрерывного обучения и образования.

1. Выписывание рецептов с разбором на основные снотворные, противосудорожные средства. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.

Занятие №8

Наши рекомендации