Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.)

· Организационная часть – 3 мин.

· Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

· Совместная работа студентов с преподавателем – 35 мин.

· Заключительный контроль - 25 мин.

· Общая оценка знаний – 3 мин.

· Задание по самостоятельной подготовке – 2 мин.

5. Основные вопросы темы:

1. Классификация М- и Н -холинергических средств.

2. Локализация М- холинорецепторов.

3. Локализация Н- холинорецепторов.

4. Механизм действия, сравнительная характеристика основных препаратов.

5. Показания и противопоказания М- и Н –холинергических средств.

6. Основные побочные эффекты.

7. Антихолинэстеразные средства. Классификация антихолинэстеразных средств.

8. Сравнительная характеристика основных препаратов.

9. Показания и противопоказания. Основные побочные эффекты.

10.Основные побочные эффекты.

6. Методы обучения:устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач и заданий по руководству с выводами, выписывание рецепторов с разбором и расчетом доз, дискуссии, работа в малых группах, работа с иллюстративным материалом.

7. Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 - С 327-331, 418-435, 396-406.

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 8-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005 – С 320-327, 399-415, 377-387.

3. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.– 212-216, 276-287, 231-238 с.

4. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. – С 201-206, 184-186.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591 с.

3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

4. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

5. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004. – 517 с.

6. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

7. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

8. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

9. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

10. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.

Препараты по программе:ацетилхолин, карбахолин, прозерин, галантамина гидробромид, физостигмина салицилат, армин, эдрофоний, дипироксим, изонитрозин, циклодол

Препараты для выписывания в рецептах: прозерин

8. Контроль:устный опрос по основным вопросам темы, решение тестовых и ситуационных задач.

Тестовые задания для самоконтроля.

Тест №1 (1отв)

Избыток ацетилхолина подвергается гидролизу в кровеносном русле ферментом:

1. Моноаминооксидазой 2. Ацетилхолинэстеразой + 3. Бутирилхолинэстеразой

4. Катехолортометилтрансферазой 5. Холиноацетилазой

Тест №2 (3отв)

Антихолинэстеразные средства вызывают:

1. +Бронхоспазм 2.+ Сужение зрачков и снижение внутриглазного давления 3.+ Брадикардию

4.Снижение секреции слюнных желез 5. Повышение артериального давления

Тест №3 (1отв)

Определить препарат:применяют при глаукоме, остаточных неврологических нарушениях после полиомиелита, миастении, атонии кишечника и мочевого пузыря. Является антогонистом антидеполяризующих миорелаксантов. Побочные эффекты: бронхоспазм, брадикардия, гиперсаливация, гипотония:

1. Ацетилхолин 2.+ Прозерин 3. Циклодол 4. Карбахолин 5. Изонитрозин

Тест №4 (2отв)

К реактиваторам холинэстеразы относятся:

1. Пирензепин 2.+ Изонитрозин 3. Ипротропия бромид 4.+ Дипироксим 5. Прозерин

Тест №5 (2 отв)

К М- и Н-холиномиметикам относятся:

1.Прозерин 2+. Ацетилхолин 3. Циклодол 4.Ацеклидин 5.+.Карбахолин

Тест №6 (1отв)

Локализация М-холинорецепторов:

1. Нейроны парасимпатических ганглиев 2. Нейроны симпатических ганглиев 3.Клетки скелетных мышц 4. Хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечников, каротидные клубочки. 5.+Клетки эффекторных органов в области окончаний холинергических волокон, нейроны ЦНС

Тест №7 (4отв)

Показания к применени антихолинэстеразных средств:

1. Миастения 2. Остаточные явления полиомиелита 3. Устранение действия антидеполяризующих миорелаксантов 4. Атония кишечника и мочевого пузыря

5. Брадиаритмия

Тест №8 (2отв)

При параличах, парезах и миастении применяют:

1. Прозерин 2. Ацетилхолин 3. Галантамин 4. Изонитрозин 5. Карбахолин

Тест №9 (1отв)

Антихолинэстеразное средство необратимого типа действия:

1. Галантамин 2. Прозерин 3. Дипироксим 4. Армин 5. Изонитрозин

Тест №10 (1отв)

Дипироксим применяется при отравлении:

1. Спиртами 2. Солями тяжелых металлов 3. Фосфорорганическими антихолинэстеразными соединениями 4. Транквилизаторами - производными бензодиазепина 5.Нейролептиками – производными фенотиазина

Ответы к тестовым заданиям для самоконтроля

Тест №1
Тест №2 1,2,3
Тест №3
Тест №4 2,4
Тест №5 2,5
Тест №6
Тест №7 1,2,3,4
Тест №8 1,3
Тест №9
Тест №10

Занятие № 4

1. Тема: «Средства, влияющие на холинорецепторы (М-холинергические средства)»

2. Цель: формирование знаний особенностей фармакокинетики и фармакодинамики М- холинергических средств.

3. Задачи обучения:

Когнитивные компетенции

1. Сформировать знания по общей характеристике, механизмам действия и основным фармакологическим и побочным эффектам М-холинергических средств.

2. Сформировать знания противопоказаний к применению, распознавания нежелательных эффектов и проведения их своевременной коррекции.

3. Сформировать знания выбора комбинации лекарственных средств для усиления основных эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

4. Сформировать знания выбора лекарственного средства для направленного изменения функций различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.

5. Сформировать знания выбора лекарственных форм, путей введения М-холинергических средств.

Операциональная компетенция

1. Сформировать навыки выписывания М-холинергических средств.

2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Саморазвитие (непрерывное обучение и образование):

Самостоятельный поиск современных методов исследований, компьютерных технологий, информации и ее обработки и анализа (учебная, справочная литература, нормативные документы, научная литература и интернет-ресурсы)

Хронометраж

Наши рекомендации