Выписывание рецептов с разбором – максимально 100 баллов
- правильно выписанный рецепт с полным разбором – 90- 100 баллов
- неточности в выписывании рецепта и оформлении сигнатуры, недостаточно полный разбор –
75-89 баллов
- ошибки при указании концентрации и дозы, в разборе указаны не все параметры, не указанная сигнатура – 50-74 баллов
- неправильно выписанная лекарственная форма, в разборе указаны не все параметры, не указанная сигнатура – 30-49
- неправильно выписанная лекарственная форма, не правильное определение групповой принадлежности препарата, ошибки при указании концентрации и дозы, в разборе указаны не все параметры – 10-29
- неправильно выписанный рецепт, отсутствие разбора – 0 баллов
Оценка правовой компетенци
Решение тестовых заданий - максимально 100 баллов
10 баллов за каждый правильно решенное тестовое задание
Оценка коммуникативных компетенций
Максимально 100 баллов
№ | Навык | Балл |
1. | Эффективная самопрезентация | |
2. | Открытая поза, демонстрация на невербальном уровне дружеского настроя | |
3. | Соблюдение темпа беседы | |
4. | Внимательное восприятие | |
5. | Осознанное восприятие | |
6. | Формирование способов убеждения | |
Ведение групповой дискуссии, дебатов | ||
8. | Навык построения коммуникации | |
9. | Оперирование терминами на латинском языке в профессиональной сфере (понимание и высказывание на латинском языке специальных понятий, терминов) | |
10. | Обратная связь | |
Итого: |
СРС (максимально 100 баллов)
Традиционная оценка | Критерий | Балл |
«5» | Полное выполнение всех требований соответствующей формы СРС | 90-100 б. |
«4» | Допущены незначительные ошибки, неточное выполнение задания | 75-89 б. |
«3» | Допущены значительные ошибки, неполное выполнение заданий | 50-74 б. |
«2» | Допущены принципиальные ошибки, невыполнение заданий, несоответствие критериям СРС | 0 – 49 б. |
R допуска = R1+ R2 / 2
R1 и R2 –первый и второй рейтинг
Студент допускается к экзамену, если R допускабольше или равна 50.
Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание % | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | ОТЛИЧНО |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | ХОРОШО |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
Экзамен –50 вопросов по 2 балла.
Экзамены проводятся согласно расписанию.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
«ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»
КАФЕДРА:
ФАРМАКОЛОГИИ
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНА:
ФАРМАКОЛОГИЯ
КУРС 2
СОСТАВИТЕЛИ: ППС кафедры
Г.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры от ____ декабря 2012 г., протокол №
Заведующий кафедрой, профессор Г.М.Пичхадзе
Лекция № 1
1. Тема: «Введение. Фармакология как научная дисциплина и предмет преподавания, её содержание и задачи, достижения и перспективы». Общая фармакология. Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных веществ».
2. Цель:выяснить значение и место фармакологии в общей системе подготовки врача, а также, достижения и перспективы и усвоение студентами информации об особенностях фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств для осуществления рационального выбора препаратов при различных патологических состояниях.
3. Тезисы лекции:
Фармакология - (pharmaсon - лекарство, активное начало и logos - слово, учение) это наука о взаимодействии химических соединений, используемых как лекарственные вещества, с живыми организмами, и о путях изыскания новых эффективных лекарственных средств.
Два периода развития фармакологии:
1. Эмпирический - с древних времен до конца XVIII-го века;
2. Научно-экспериментальный – с конца XVIII-го века по настоящее время.
Основные направления поиска новых лекарственных средств: 1.Химический синтез препаратов: А. Эмпирический путь: 1) случайные находки, 2) «скрининг»; Б. Направленный синтез: 1) воспроизведение биогенных веществ, 2) создание антиметаболитов, 3) модификация молекул соединений с известной биологической активностью, 4) синтез, основанный на изучении химических превращений веществ в организме; В. Компьютерное моделирование новых лекарственных веществ с помощью квантово-механических расчетов. 2. Получение препаратов из лекарственного сырья и выделение индивидуальных веществ: 1) животного происхождения, 2) растительного происхождения, 3) из минералов. 3.Выделение лекарственных веществ, являющихся продуктами жизнедеятельности грибов и микроорганизмов. 4. Биотехнологии (клеточная и генная инженерия).
Общая фармакология состоит из 2 разделов: 1 – фармакокинетика; 2 – фармакодинамика.
Фармакокинетика – раздел фармакологии о путях введения, всасывании, распределении в организме, метаболизме и выведении вещества.
Фармакодинамика – раздел фармакологии о биологических эффектах веществ, локализации и механизме их действия.
Пути введения лекарственных веществ: 1. Энтеральный – через ЖКТ;
2. Парентеральные – минуя ЖКТ:а) инъекционные: б) неинъекционные.
Основные механизмы всасывания: простая диффузия: а) пассивная диффузия, б) фильтрация; облегченная диффузия, активный транспорт, пиноцитоз.
Два основных вида превращения лекарственных веществ: метаболическая трансформация и конъюгация.
Основные пути выведения (экскреция) – с мочой и желчью (калом).
Основные параметры фармакокинетики: биодоступность и биоэквивалентность. Математическое моделирование процессов фармакокинетики.
«Мишени» для лекарственных веществ – рецепторы, ионные каналы, ферменты, транспортные системы, гены.
Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое и косвенное; общее и избирательное; главное и побочное; обратимое и необратимое, терапевтическое и токсическое.
Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику
1. Обусловленные свойствами лекарственных веществ и особенностями их применения.
2. Обусловленные физиологическими особенностями и функциональным состоянием организма (внутренние факторы).
3. Обусловленные воздействием внешней среды.
А) Повторное применение лекарственных веществ может вызвать следующее: кумуляция: а) материальная, б) функциональная; сенсибилизация; привыкание; пристрастие (лекарственная зависимость) – а) психическая, б) физическая.
При комбинированном применении: фармакологическое и фармацевтическое взаимодействие лекарственных веществ.
Виды нежелательного действия: побочное действие неаллергической и аллергической природы; токсическое действие; проявление специфических и токсических эффектов (эмбриотоксическое, фетотоксическое, мутагенное, тератогенное и канцерогенное действия); генетически обусловленные эффекты (идиосинкразия и т.д.).
4. Иллюстративный материал:электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре), программа «Биофармацевтика» (студент может проработать на кафедре)
Литература
Основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 – С. 15-38.
2. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. – С. 4 – 6.
3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С. 12-25.
Дополнительная:
1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. – 1206 с.
2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.
3. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.
4. Мирошниченко И.И. Основы фармакокинетики. – М.: ГЭОТАР. – Мед. 2002. –192 с.
5. Каркищенко Н.Н., Хоронько В.В., Сергеева С.А., Каркищенко В.Н. Фармакокинетика.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384 с.
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Содержание фармакологии
2. Основные задачи фармакологии
3. Этапы развития фармакологии.
4. С какими науками связана фармакология?
5. Основные направления поиска лекарственных средств.
6. Основные пути введения лекарственных средств.
7. Основные механизмы всасывания, распределение, метаболизм и выведение лекарственных средств.
8. Виды действия лекарственных средств.
9. Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ Основные параметры фармакокинетики. Математическое моделирование процессов фармакокинетики.
10. Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое и косвенное; общее и избирательное; главное и побочное; обратимое и необратимое, терапевтическое и токсическое.
11. Эффекты лекарственных средств при их комбинированном применении. Фармакологическое и фармацевтическое взаимодействие лекарственных веществ.
12. Нежелательные (отрицательные) виды действия лекарственных средств.
Лекция №2