Выписывание рецептов с разбором – максимально 100 баллов

- правильно выписанный рецепт с полным разбором – 90- 100 баллов

- неточности в выписывании рецепта и оформлении сигнатуры, недостаточно полный разбор –

75-89 баллов

- ошибки при указании концентрации и дозы, в разборе указаны не все параметры, не указанная сигнатура – 50-74 баллов

- неправильно выписанная лекарственная форма, в разборе указаны не все параметры, не указанная сигнатура – 30-49

- неправильно выписанная лекарственная форма, не правильное определение групповой принадлежности препарата, ошибки при указании концентрации и дозы, в разборе указаны не все параметры – 10-29

- неправильно выписанный рецепт, отсутствие разбора – 0 баллов

Оценка правовой компетенци

Решение тестовых заданий - максимально 100 баллов

10 баллов за каждый правильно решенное тестовое задание

Оценка коммуникативных компетенций

Максимально 100 баллов

Навык Балл
1. Эффективная самопрезентация
2. Открытая поза, демонстрация на невербальном уровне дружеского настроя
3. Соблюдение темпа беседы
4. Внимательное восприятие
5. Осознанное восприятие
6. Формирование способов убеждения
Ведение групповой дискуссии, дебатов
8. Навык построения коммуникации
9. Оперирование терминами на латинском языке в профессиональной сфере (понимание и высказывание на латинском языке специальных понятий, терминов)
10. Обратная связь  
  Итого:

СРС (максимально 100 баллов)

Традиционная оценка Критерий Балл
«5» Полное выполнение всех требований соответствующей формы СРС 90-100 б.
«4» Допущены незначительные ошибки, неточное выполнение задания 75-89 б.
«3» Допущены значительные ошибки, неполное выполнение заданий 50-74 б.
«2» Допущены принципиальные ошибки, невыполнение заданий, несоответствие критериям СРС 0 – 49 б.

R допуска = R1+ R2 / 2

R1 и R2 –первый и второй рейтинг

Студент допускается к экзамену, если R допускабольше или равна 50.

Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание % Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100   ОТЛИЧНО
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89   ХОРОШО
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74     УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0-49   НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Экзамен –50 вопросов по 2 балла.

Экзамены проводятся согласно расписанию.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

«ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»

КАФЕДРА:

ФАРМАКОЛОГИИ

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНА:

ФАРМАКОЛОГИЯ

КУРС 2

СОСТАВИТЕЛИ: ППС кафедры

Г.

Обсужден и утвержден на заседании кафедры от ____ декабря 2012 г., протокол №

Заведующий кафедрой, профессор Г.М.Пичхадзе

Лекция № 1

1. Тема: «Введение. Фармакология как научная дисциплина и предмет преподавания, её содержание и задачи, достижения и перспективы». Общая фармакология. Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных веществ».

2. Цель:выяснить значение и место фармакологии в общей системе подготовки врача, а также, достижения и перспективы и усвоение студентами информации об особенностях фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств для осуществления рационального выбора препаратов при различных патологических состояниях.

3. Тезисы лекции:

Фармакология - (pharmaсon - лекарство, активное начало и logos - слово, учение) это наука о взаимодействии химических соединений, используемых как лекарственные вещества, с живыми организмами, и о путях изыскания новых эффективных лекарственных средств.

Два периода развития фармакологии:

1. Эмпирический - с древних времен до конца XVIII-го века;

2. Научно-экспериментальный – с конца XVIII-го века по настоящее время.

Основные направления поиска новых лекарственных средств: 1.Химический синтез препаратов: А. Эмпирический путь: 1) случайные находки, 2) «скрининг»; Б. Направленный синтез: 1) воспроизведение биогенных веществ, 2) создание антиметаболитов, 3) модификация молекул соединений с известной биологической активностью, 4) синтез, основанный на изучении химических превращений веществ в организме; В. Компьютерное моделирование новых лекарственных веществ с помощью квантово-механических расчетов. 2. Получение препаратов из лекарственного сырья и выделение индивидуальных веществ: 1) животного происхождения, 2) растительного происхождения, 3) из минералов. 3.Выделение лекарственных веществ, являющихся продуктами жизнедеятельности грибов и микроорганизмов. 4. Биотехнологии (клеточная и генная инженерия).

Общая фармакология состоит из 2 разделов: 1 – фармакокинетика; 2 – фармакодинамика.

Фармакокинетика – раздел фармакологии о путях введения, всасывании, распределении в организме, метаболизме и выведении вещества.

Фармакодинамика – раздел фармакологии о биологических эффектах веществ, локализации и механизме их действия.

Пути введения лекарственных веществ: 1. Энтеральный – через ЖКТ;

2. Парентеральные – минуя ЖКТ:а) инъекционные: б) неинъекционные.

Основные механизмы всасывания: простая диффузия: а) пассивная диффузия, б) фильтрация; облегченная диффузия, активный транспорт, пиноцитоз.

Два основных вида превращения лекарственных веществ: метаболическая трансформация и конъюгация.

Основные пути выведения (экскреция) – с мочой и желчью (калом).

Основные параметры фармакокинетики: биодоступность и биоэквивалентность. Математическое моделирование процессов фармакокинетики.

«Мишени» для лекарственных веществ – рецепторы, ионные каналы, ферменты, транспортные системы, гены.

Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое и косвенное; общее и избирательное; главное и побочное; обратимое и необратимое, терапевтическое и токсическое.

Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику

1. Обусловленные свойствами лекарственных веществ и особенностями их применения.

2. Обусловленные физиологическими особенностями и функциональным состоянием организма (внутренние факторы).

3. Обусловленные воздействием внешней среды.

А) Повторное применение лекарственных веществ может вызвать следующее: кумуляция: а) материальная, б) функциональная; сенсибилизация; привыкание; пристрастие (лекарственная зависимость) – а) психическая, б) физическая.

При комбинированном применении: фармакологическое и фармацевтическое взаимодействие лекарственных веществ.

Виды нежелательного действия: побочное действие неаллергической и аллергической природы; токсическое действие; проявление специфических и токсических эффектов (эмбриотоксическое, фетотоксическое, мутагенное, тератогенное и канцерогенное действия); генетически обусловленные эффекты (идиосинкразия и т.д.).

4. Иллюстративный материал:электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре), программа «Биофармацевтика» (студент может проработать на кафедре)

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 – С. 15-38.

2. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. – С. 4 – 6.

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С. 12-25.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. – 1206 с.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

3. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

4. Мирошниченко И.И. Основы фармакокинетики. – М.: ГЭОТАР. – Мед. 2002. –192 с.

5. Каркищенко Н.Н., Хоронько В.В., Сергеева С.А., Каркищенко В.Н. Фармакокинетика.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384 с.

6. Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Содержание фармакологии

2. Основные задачи фармакологии

3. Этапы развития фармакологии.

4. С какими науками связана фармакология?

5. Основные направления поиска лекарственных средств.

6. Основные пути введения лекарственных средств.

7. Основные механизмы всасывания, распределение, метаболизм и выведение лекарственных средств.

8. Виды действия лекарственных средств.

9. Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ Основные параметры фармакокинетики. Математическое моделирование процессов фармакокинетики.

10. Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое и косвенное; общее и избирательное; главное и побочное; обратимое и необратимое, терапевтическое и токсическое.

11. Эффекты лекарственных средств при их комбинированном применении. Фармакологическое и фармацевтическое взаимодействие лекарственных веществ.

12. Нежелательные (отрицательные) виды действия лекарственных средств.

Лекция №2

Наши рекомендации