Наружно, внутрь, парентерально.

9. Микстура содержит…

1) 1 компонент;

2) 2 компонента;

И более компонентов.

10. Какие прописи существуют для выписывания микстур:

1) сокращенная;

2) развернутая;

3) полусокращенная;

4) разделенная.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Выписать в рецептах:

1. Настой из травы пустырника (herbae Leonuri) на 4 дня (растение сильнодействующее). Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.

2. Смесь настоек красавки (Belladonna) и валерианы (Valeriana). Разовая доза настойки красавки – 8 капель, настойки валерианы – 12 капель. Назначить по 20 капель 2 раза в день.

3. 25 мл жидкого экстракта пасcифлоры (Passiflora). Назначить по 25 капель 3 в день.

4. 170 мл суспензии «Алмагель» («Almagel»). Назначить по 1 чайной ложке 4 раза в день. Перед употреблением взбалтывать.

5. На 16 приемов микстуру, содержащую настой корней и корневищ валерианы (Rizoma cum radicibus Valerianae) 1: 30 с добавлением 0,5 раствора натрия бромида (Natrii bromidum) на прием. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день.

6. 150 мл жидкой мази, состоящей из равных количеств масла терпентинного очищенного (Oleum Terebinthinae rectificatum) и хлороформа (Chloroformium) с добавлением 10,0 метилсалицилата (Methylii salicylas). Для втирания в область пораженного участка кожи.

7. Настой из травы мышатника (herba Termopsidis) на 3 дня (растение ядовитое). Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.

8. 150 мл эмульсии из 15 мл рыбьего жира трескового (Oleum jecoris Aselli). На один прием.

9. 100 мл 8% официнальной суспензии бийохинола (Biiochinolum). Назначить по 1 мл в/м. Перед употреблением взбалтывать.

10. 100 мл жидкой мази на касторовом масле (Oleum Ricini), содержащей 5% ксероформа (Xeroformium) и 3% жидкого дегтя (Pix liquida). Назначить для втирания в область коленных суставов.

11. На 12 приемов микстуру, содержащую натрия бромида (Natrii bromidum) по 0,3, кофеин-бензоат натрия (Coffeinum-natrii benzoas), магнезии сульфат (Magnesii sulfas) поровну по 0,01 на прием. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Основная литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 608-620 с, 632-635.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 31-38 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 6-8 с.

3. И.Б. Михайлов Клиническая фармакология.- СПб.: «Фолиант», 2000. 503-510 с.

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Ознакомление с основными свойствами твердых и мягких лекарственных форм, изучение их преимуществ и недостатков, особенностей приготовления и использования;

2. Освоение правил выписывания мягких и твердых лекарственных форм.

Введение

Около 15% препаратов, продаваемых в аптеках, составляют мягкие лекарственные формы. Основу лечения многих кожных заболеваний составляют препараты в виде мазей и паст. Эти формы в основном применяются наружно. Однако при невозможности перорального введения препаратов, лекарства для резорбтивного действия можно вводить трансдермально или ректально. Безболезненность и простота применения делают эти лекарственные формы одними из самых доступных.

Самой распространенной лекарственной формой в аптеках являются таблетки. Таблетки просты и удобны в применении, пригодны для лечения самого широкого круга заболеваний. Близки к таблеткам по своим характеристикам драже. В настоящее время все большую популярность приобретают капсулы. Не следует также забывать о порошках – самой «древней» из применяемых в настоящее время лекарственных форм.

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час 30 мин   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный матерниал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Виды твердых лекарственных форм.

2. Порошки, свойства, виды, правила выписывания разделенных порошков.

3. Назначение и особенности выписывания лекарственных форм в капсулах.

4. Общая характеристика мазей. Мазевые основы, их свойства и значение для действия лекарственных средств. Требования к мазевым основам.

5.Официнальные и магистральные мази. Развернутые и сокращенные формы выписывания мазей.

6. Особенности выписывания глазных мазей.

7. Общая характеристика паст, их отличие от мазей, особенности приготовления паст.

8. Развернутые и сокращенные формы выписывания паст.

9. Общая характеристика суппозиториев. Особенности формообразующих веществ в суппозиториях

10. Формы прописи суппозиториев.

План занятия

Время практического занятия – 95 мин.

1. Организационные вопросы – 5 минут.

2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин.

3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 35 мин.

4. Коррекция исходного уровня знаний – 10 мин.

5. Перерыв – 5 мин.

6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

7. Самостоятельная работа студентов (выписывание рецептов) – 15 мин.

9. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные формы по теме занятия)) – 20 мин.

10. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка рецептурных заданий по теме занятия для самостоятельной работы.

Тесты для определения исходного уровня знаний

1. Масса разделенного порошка должна составлять…

1) 0,1<m<1,0;

2) 0,5<m<1,0;

3) 0,1<m<2,0.

Наши рекомендации