Наружно, внутрь, парентерально.
9. Микстура содержит…
1) 1 компонент;
2) 2 компонента;
И более компонентов.
10. Какие прописи существуют для выписывания микстур:
1) сокращенная;
2) развернутая;
3) полусокращенная;
4) разделенная.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Выписать в рецептах:
1. Настой из травы пустырника (herbae Leonuri) на 4 дня (растение сильнодействующее). Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
2. Смесь настоек красавки (Belladonna) и валерианы (Valeriana). Разовая доза настойки красавки – 8 капель, настойки валерианы – 12 капель. Назначить по 20 капель 2 раза в день.
3. 25 мл жидкого экстракта пасcифлоры (Passiflora). Назначить по 25 капель 3 в день.
4. 170 мл суспензии «Алмагель» («Almagel»). Назначить по 1 чайной ложке 4 раза в день. Перед употреблением взбалтывать.
5. На 16 приемов микстуру, содержащую настой корней и корневищ валерианы (Rizoma cum radicibus Valerianae) 1: 30 с добавлением 0,5 раствора натрия бромида (Natrii bromidum) на прием. Назначить по 1 столовой ложке 4 раза в день.
6. 150 мл жидкой мази, состоящей из равных количеств масла терпентинного очищенного (Oleum Terebinthinae rectificatum) и хлороформа (Chloroformium) с добавлением 10,0 метилсалицилата (Methylii salicylas). Для втирания в область пораженного участка кожи.
7. Настой из травы мышатника (herba Termopsidis) на 3 дня (растение ядовитое). Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
8. 150 мл эмульсии из 15 мл рыбьего жира трескового (Oleum jecoris Aselli). На один прием.
9. 100 мл 8% официнальной суспензии бийохинола (Biiochinolum). Назначить по 1 мл в/м. Перед употреблением взбалтывать.
10. 100 мл жидкой мази на касторовом масле (Oleum Ricini), содержащей 5% ксероформа (Xeroformium) и 3% жидкого дегтя (Pix liquida). Назначить для втирания в область коленных суставов.
11. На 12 приемов микстуру, содержащую натрия бромида (Natrii bromidum) по 0,3, кофеин-бензоат натрия (Coffeinum-natrii benzoas), магнезии сульфат (Magnesii sulfas) поровну по 0,01 на прием. Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день.
Основная литература
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 608-620 с, 632-635.
Дополнительная литература
1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 31-38 с.
2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 6-8 с.
3. И.Б. Михайлов Клиническая фармакология.- СПб.: «Фолиант», 2000. 503-510 с.
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Ознакомление с основными свойствами твердых и мягких лекарственных форм, изучение их преимуществ и недостатков, особенностей приготовления и использования;
2. Освоение правил выписывания мягких и твердых лекарственных форм.
Введение
Около 15% препаратов, продаваемых в аптеках, составляют мягкие лекарственные формы. Основу лечения многих кожных заболеваний составляют препараты в виде мазей и паст. Эти формы в основном применяются наружно. Однако при невозможности перорального введения препаратов, лекарства для резорбтивного действия можно вводить трансдермально или ректально. Безболезненность и простота применения делают эти лекарственные формы одними из самых доступных.
Самой распространенной лекарственной формой в аптеках являются таблетки. Таблетки просты и удобны в применении, пригодны для лечения самого широкого круга заболеваний. Близки к таблеткам по своим характеристикам драже. В настоящее время все большую популярность приобретают капсулы. Не следует также забывать о порошках – самой «древней» из применяемых в настоящее время лекарственных форм.
План внеаудиторной самоподготовки
Этап работы | Время занятий | Литература |
1.Ответить на вопросы для самоподготовки 2. Выполнить задание по рецептуре 3. Выполнить тестовые задания | 1 час 30 мин 30 мин 30 мин | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный матерниал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Виды твердых лекарственных форм.
2. Порошки, свойства, виды, правила выписывания разделенных порошков.
3. Назначение и особенности выписывания лекарственных форм в капсулах.
4. Общая характеристика мазей. Мазевые основы, их свойства и значение для действия лекарственных средств. Требования к мазевым основам.
5.Официнальные и магистральные мази. Развернутые и сокращенные формы выписывания мазей.
6. Особенности выписывания глазных мазей.
7. Общая характеристика паст, их отличие от мазей, особенности приготовления паст.
8. Развернутые и сокращенные формы выписывания паст.
9. Общая характеристика суппозиториев. Особенности формообразующих веществ в суппозиториях
10. Формы прописи суппозиториев.
План занятия
Время практического занятия – 95 мин.
1. Организационные вопросы – 5 минут.
2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин.
3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 35 мин.
4. Коррекция исходного уровня знаний – 10 мин.
5. Перерыв – 5 мин.
6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.
7. Самостоятельная работа студентов (выписывание рецептов) – 15 мин.
9. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные формы по теме занятия)) – 20 мин.
10. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.
Оснащение занятия
Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка рецептурных заданий по теме занятия для самостоятельной работы.
Тесты для определения исходного уровня знаний
1. Масса разделенного порошка должна составлять…
1) 0,1<m<1,0;
2) 0,5<m<1,0;
3) 0,1<m<2,0.