Тема 13 Лекарственные средства действующие на функции органов дыхания
Цель:изучить лекарственные средства групп, действующих на функции органов дыхания – стимуляторы дыхания, противокашлевые, отхаркивающие, бронхолитики,
средства при отеке легких.
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1. Классификации лекарственных средств, действующих на функции органов дыхания. 2. Общую характеристику стимуляторов дыхания, противокашлевых, отхаркивающих, бронхолитиков, средств при отеке легких: 2.1. основные препараты изучаемых групп, их формы выпуска, пути введения 2.2. основные фармакологические эффекты, 2.3. принципы применения изучаемых ЛС 2.4. побочные эффекты и их предупреждение | 1. Выписывать рецепты на основные препараты 2. Решать фармакологические и ситуационные задачи, тестовые задания 3. Самостоятельно работать с литературой. |
Задание № 1 Изучите противокашлевые и отхаркивающие средства.
Распределите лекарственные средства в соответствии с показаниями к применению и заполните таблицу:
Бутамират (стоптуссин), муколтин, АЦЦ, глауцин, кодеин, бромгексин, натрия гидрокарбонат, окселадин (тусупрекс), амброксол, фалиминт, отвар корня алтея, корень солодки, экстракт термопсиса, бронхолитин, экстракт листьев плюща (геделикс), лист мать-и мачехи
Показание к применению | Группа противокашлевые | Группа отхаркивающие |
Сухой кашель | ||
Влажный кашель с трудноотделяемой мокротой |
Задание № 2 Сопоставьте группу, механизм действия и препараты Заполните таблицу
Механизм действия:
1.Уменьшают кашель за счетподавления кашлевого центра;
2. Оказывают прямое раздражающее действие на бронхиальные железы, в результате мокрота становится более жидкой и легко отделяется;
3. Раздражают рецепторы желудка, рефлекторно усиливают секрецию бронхиальных желез, усиливают сокращение мышц бронхов и активность реснитчатого эпителия, оказывают противовоспалительное действие;
4. Уменьшают кашель за счет местноанестезирующего действия на слизистую дыхательных путей;
5. Расщепляют белки мокроты, делая ее менее вязкой, увеличивают количество мокроты, облегчают ее выведение.
Группа | Механизм действия | Препараты | |
Противокашлевые | Центрального действия | ||
Периферического действия | |||
Отхаркивающие | Рефлекторного Действия | ||
Прямого действия | |||
Муколитики |
Препараты:кодтерпин, натрия гидрокарбонат, амброксол, калия йодит, преноксдиазин (либексин), ацетилцистеин (АЦЦ), стоптуссин, бромгексин, лист мать-и мачехи, алтея корень, корень солодки, корень десясила, трава термопсиса
Задание № 3 Изучите группу стимуляторов дыхания. Заполните пропущенное
1. Стимуляторы дыхания – ЛС, которые прямо или рефлекторно __________активность дыхательного и сосудодвигательного центров продолговатого мозга.
2. Стимуляторы дыхания подразделяют на:
Преимущественно центрального действия ____________________________________
Преимущественно рефлекторного действия ___________________________________
Смешанного действия ____________________________________________________
3. При введении стимуляторов дыхания частота дыхания ________, глубина дыхания _______, ЧСС __________, АД _________
4. Стимуляторы дыхания применяют при _________________________________.
Задание № 4 Изучите группу бронхолитиков. Лекарственные средства при отеке легких. Решите тестовые задания
1. К бронхолитикам относятся ЛС, которые
А. сужают бронхи
Б. Стимулируют дыхательный центр
В. Угнетают дыхательный центр
С. Расширяют бронхи
Д. Подавляют кашель
2. К бронхолитикам относятся группы:
А. М – х/миметики
Б. М-х/блокаторы
В. в-адреноблокаторы
Г. в-адреномиметики
Д. метилксантины
Е. симпатомиметики
3. Бронхолитики применяют при:
А. боли в сердце
Б. приступе бронхиальной астмы
В. при отите
Г. при приступе почечной колики
Д. при атонии кишечника
4. При бронхиальной астме применяют нижеперечисленные препараты из разных фармакологических групп.
Сопоставьте препарат – его лекарственная группа
Препарат: Группа:
1. ипратропия бромид (атровент) а. стабилизаторы мембран тучных клеток
2.сальбутамол б. симпатомиметики
3.атропин сульфат в. в-адреномиметики
4. аминофиллин (эуфиллин) с. М-холиноблокаторы селективные
5. беродуал д. М-холиноблокаторы неселективные
6. эфедрин е. спазмолитики
7. беклометазон ж. глюкокортикоиды
8. кетотифен з. блокаторы лейкотриеновых рецепторов
9.монтелукст и. комбинированные бронхолитики
5. Сальбутамол при приступе бронхоспазма вводят:
А. внутрь
Б сублингвально
В. внутримышечно
С. Внутривенно
Д. ингаляционно
6. Разовая доза сальбутамола ингаляционно составляет:
А. 1 вдох
Б. 2 вдоха
В. 3 вдоха
Г. 4 вдоха
Д. 5 вдохов
7. Количество ингаляций в-адреномиметиков должно быть не более:
А. 1 раза в сутки
Б. 2 раз в сутки
В. 3 раз в сутки
Г. 5 раз в сутки
Д. 10 раз в сутки
8. При превышении дозы в-адреномиметиков у пациента возникает:
А. брадикардия, повышение АД
Б. тахикардия, тахифилаксия
В. снижение АД, тахикардия
Г. сухость во рту, возбуждение
Д. повышение внутриглазного давления, атония кишечника
9. Тахифилаксия – это:
А. увеличение эффекта лекарства при повторном его применении
Б. снижение эффекта лекарства при повторном применении, но при увеличении
Дозы эффект появляется
В. снижение эффекта лекарства при частом повторном применении, при
Увеличении дозы эффект отсутствует
Г. необычная реакция на лекарства, связанная с генетическими особенностями
Пациента (может быть летальный исход)
10. Укажите особенности действия селективных в2-адреномиметиков
А. стимулируют в1 и в2 адренорецепторы
Б. стимулируют в2 адренорецепторы
В. блокируют в2 адренорецепторы
Г. вызывают тахикардию и сердечные аритмии
11. К селективным в2-адреномиметикам относятся:
А. орципреналин сульфат, сальбутамол
Б. атровент, сальбутамол
В. фенотерол, орципреналин сульфат
Г. сальбутамол, фенотерол
Д. эфедрин, эуфиллин
12. В состав комбинированного препарата беродуал входят:
А. атропин + сальбутамол
Б. фенотерол + сальбутамол
В. эфедрин + глауцин
Г. ипратропиум бромид + фенотерол
Д. ипротропиум бромид + сальбутамол
13. При приступе бронхиальной астмы внутривенно струйно медленно вводят раствор Эуфиллина в ампулах :
А. 24% - 1 мл
Б. 1% - 5 мл
В. 2.4% - 5 мл
Г. 10% - 10 мл
Д. 25% - 5 мл
14. При внутривенном введении эуфиллина возможны побочные эффекты:
А. Тахикардия
Б. Брадикардия
В. Повышение АД
Г. Снижение АД
Д. Головокружение, слабость
15. В состав микстуры «Бронхолитин» входит:
А. атропин + димедрол
Б. эфедрин + сальбутамол
В. эфедрин + глауцин
Г. атровент + беротек
Д. эуфиллин + глауцин
16. «Бронхолитин» внутрь применяют для:
А. купирования приступа бронхиальной астмы
Б. предупреждения бронхоспазма при бронхите и бронхиальной астме
В. купирования и предупреждения приступа бронхиальной астмы
17. К группе стабилизаторов мембран тучных клеток, препятствующих высвобождению гистамина и развитию бронхоспазма относятся:
А. эуфилин
Б. кромоглициевая кислота (интал)
В. сальбутамол
Г. кетотифен
Д. ипратропия бромид (атровент)
18. Кетотифен для предупреждения приступов бронхиальной астмы применяют:
А. внутрь в таблетках и сиропах
Б. ингаляционно
В. внутримышечно
Г. внутривенно
Д. в таблетках под язык
19. Кромоглициевую кислоту (интал) для предупреждения приступов бронхиальной астмы применяют:
А. внутрь в таблетках и сиропах
Б. ингаляционно
В. внутримышечно
Г. внутривенно
Д. в таблетках под язык
20. Выберите препараты, использующиеся при отеке легких
А. димедрол
Б. спирт этиловый
В. Фуросемид
Г. атропин сульфат
Д. адреналин гидрохлорид
Е. строфантин или коргликон
Задание № 5 Выпишите в рецептах, укажите группу
1. Стоптуссин во флаконе 20 мл. Назначить по 10 капель х 3 раза в день
2. 10 ампул, содержащих по 2 мл 10% раствора сульфокамфокаина. Назначить по 2 мл внутримышечно
3. 10 ампул, содержащих по 5 мл 2.4% раствора эуфиллина. Назначить внутривенно струйно очень медленно, предварительно развести на 5 мл физ раствора.
4. 10 таблеток ацетилцистеина (АЦЦ) по 0.1 Назначить по 1 таблетке в день, предварительно растворить в стакане воды.
5. 50 драже бромгексина по 0.008 Назначить по 1 драже х 3 раза в день
6. Аэрозоль Сальбутамол 10 мл. Назначить по 2 вдохе ингаляционно при приступе бронхиальной астмы.
7. 10 ампул, содержащих по 2 мл 1% раствора фуросемида. Назначить по 4 мл внутривенно струйно.
8. Настой травы Термопсиса 0.5 грамм – 200 мл Назначить по 2 столовых ложки х 3 раза в день
Оценка, подпись ______________________