Изготовление лекарственных препаратов в средневековой Руси
В 1581 г. в Москве была открыта «царёва» аптека, а в 1673 г. — первая в России аптека для населения. Состояние изготовления лекарств в XVI—XVII вв. характеризуют травники, вертограды, зелейники и другие «врачевские писания».
В 1534 г. появился перевод книги «Hortus Sanitas» («Вертоград здоровья»), содержавший подробные описания разнообразных растений, минералов, животных, а также многочисленные прописи средств, применяемых при лечении всех известных тогда болезней.
Под названием «Сказание о пропущении вод» была переведена с немецкого языка «Новая книга по дистилляции» Иеронима Брауншвейгского (1537). Она была рассчитана на аптекарей и «дистилляторов», требовала знаний элементарных основ химии, умения обращаться с аптечной посудой и инвентарем. Наряду с суевериями книга содержала конкретные прописи и описывала процессы изготовления лекарств, во многом еще примитивные. В переводе подчеркивалась целесообразность использования отечественного сырья для приготовления лекарственных средств.
Во второй половине XVII в. были составлены рукописные «фармакопеи», содержавшие прописи и способы приготовления настоев, экстрактов, настоек, медицинских масел, мазей, порошков и других ле-
карственных форм и препаратов. Сохранились фамилии авторов трех дошедших до нас «фармакопеи» XVII в.: лекарь Иван Венедиктов, аптекарь Данила Гурчин и архиепископ Афанасий (Алексей Артемьевич Любимов). Эти «фармакопеи» не являлись обязательными официальными руководствами, но они положили начало обобщению и унификации технологических сведений о лекарствах и их качестве, послужили материалом для составления будущих фармакопеи.
В аптеках при • дозировании сильнодействующих средств использовались «скалвы» (весы). Часто отсутствующий разновес заменяли монетами — «гривнами», «гривенками» или бобовыми и ячменными зернами.
В быту лекарства дозировали такими мерами, как «горсть», «ковш», «чарка добрая». Иногда «зелия» отмеривались яичной скорлупой или скорлупой грецкого ореха.
Компоненты порошков («порохов») растирали, смешивали в ступках, просеивали через сито. Были известны и особые случаи измельчения, например камфору измельчали с сахаром, жемчуг растирали со спиртом. Для изготовления лепешекпорошкообразные вещества смешивали с сахаром и просеивали; к смеси, как правило, добавляли эфирное масло и слизь аравийской камеди; из массы делали маленькие лепешки и оставляли на несколько часов до высыхания.
Методом экстракции готовили воды, водки, настои, эликсиры, эссенции, спирты и др. Один из способов приготовления лекарственной водызаключался в следующем: таз повязывали полотном, на которое помещали свежее измельченное растительное сырье, покрывали листом бумаги; на бумагу насыпали слой крупного песка, на который в свою очередь ставили сковороду, и в ней разжигали огонь. Под действием нагревания из травы вытекала жидкость — лекарственная вода. Лекарственные водкиизготовляли путем перегонки в кубе. В качестве сырья использовали главным образом растения, содержащие эфирные масла и другие душистые вещества. Количество видов растений, из которых получали некоторые водки, было весьма велико (до 28 наименований). Извлекателями служили вино, водка, этанол. Перегонке предшествовало настаивание растительного сырья непосредственно в кубе в теплом месте при частом помешивании в течение 1 —15 дней. После перегонки водку отстаивали
1—2 дня и затем фильтровали через бумагу. Как правило, водку собирали в половинном количестве от количества вина, взятого для настаивания. Во многие водки для вкуса добавляли сахар или патоку. Настоиварили на открытом огне. Некоторые извлечения сначала настаивали без нагревания или в теплой печи, после чего их варили. Сроки отваривания точно не указывали, отдельные настои варили до тех пор, пока жидкость выкипала на треть или половину. Медицинские спирты(«духи») получали путем сбраживания растительного сырья с последующей перегонкой, жирные масла и соки — путем выжимания. Для получения настойных масел растительное сырье настаивали с маслом в теплом месте в течение нескольких дней, после чего масло сливали и процеживали. Сиропыпредставляли собой 50 % растворы сахара или патоки в соке лекарственного растения или его вытяжке. Орешки готовили из растительных порошков, меда, животного масла, сиропов, пшеничной муки в форме мягкой массы величиной с мускатный или грецкий орех. Глотки— это дозированная'лекарственная форма, напоминающая орешки или пилюли. Для глотков характерно содержание ртути в мелкодисперсном состоянии или в виде солей в точно указанных количествах. Конфетыготовили из смеси лекарственных веществ и сахара. Смесь увлажняли какой-либо ароматной водой до густоты пасты, из которой и формировали конфеты. Леваши(или левашники) представляли собой пастилу. Мелко измельченные вещества смешивали с пряностями и сиропом до густой консистенции и затем формировали. Отдельные части растения, заваренные в сахаре или патоке, назывались консервами. Пластыри— это сплавы смолистых веществ и жиров с добавлением сока или порошка лекарственных растений или свинцовые соли жирных кислот. Основами для мазей служили: масло коровье, сало свиное, козье, гусиное и медвежье, воск, растительное масло, иногда нефть, мед. В расплавленную основу добавляли мелко измельченные вещества, мазь перемешивали до охлаждения. В некоторые мази вводили сок лекарственных растений, и тогда мазь нагревали, пока не выкипала влага. Спуски(от слова «распускать», т. е. смешивать при совместном плавлении) представляли собой сплавы воска и жира с добавлением сосновой серы или яичного белка.
Во второй половине XVII в. в Москве было три аптекарских огорода. На главном (кремлевском) огороде была устроена особая «поварня». Сохранился наказ «дистиллятору» П. Фабрициусу быть на аптекарском огороде «у всяких водочных сидений и у варенья всяких сиропов, пластырей, мазей и прочих лекарств, которые в запас делаются». Ему также предписывалось, чтобы все лекарства изготовлялись из веществ доброкачественных и чтобы в составляемые лекарства не попадало ничего «вредительного' и смерти наводящего».