ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА (V—XVII)
Влияние алхимии и ятрохимии
В период с IV в. по начало XVI в. фармация была тесно связана с алхимией. Алхимики преследовали фантастические задачи — поиски «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото, и пытаясь отыскать «жизненный эликсир» и панацею — исцеляющее средство от всех болезней, накапливали опыт исследования веществ. Приборы и аппараты для получения лекарств перешли в средневековую аптеку из лаборатории алхимиков. Первая аптека открылась в Багдаде в 754 г. Арабские алхимики изобрели водяную баню, перегонный куб, описали операции плавления, декантации, вываривания, дистилляции, сублимации, растворения, коагуляции; получили азотную и соляную кислоты, этанол, хлорную известь. Персидский ученый Абу Мансур аль Ха-рави Муваффат впервые в 975 г. описал применение дистиллированной воды для фармацевтических целей.
Важную роль в создании рациональной фармации сыграли работы среднеазиатских ученых, особенно Би-руни и Ибн Сины. Бируни в «Минералогии» описал свойства и лечебное применение различных минералов и металлов, обосновывая несостоятельность широко распространенного представления о целебных свойствах драгоценных камней. В этом труде Бируни привел обширные и интересные сведения о хорошо известном на Востоке лекарственном средстве «мумие асиль», которое в наши дни вновь привлекло к себе внимание исследователей.
Другое сочинение Бируни «Фармакогнозия» («Ки-таб ас-сайдана») представляет собой обширный многоязычный аннотированный словарь лекарственных средств. «Сайдана, — пишет Бируни, — это знание простых лекарственных средств по их родам, видам и лучшим их формам, а также составление сложных лекарств по их записанным рецептам или согласно предписанию заслуживающего доверия и правильно действующего исследователя».
Наиболее знаменитой книгой в истории медицины является «Канон врачебной науки» (1020 г.) Ибн Сины. В пятой книге «Канона» (Фармакопее) он
2!
описал кашки, терьяки, порошки, сиропы, лепешечки, отвары, пилюли и другие сложные лекарственные средства. По современной терминологии — это лекарственные формы и галеновые препараты.
В средние века, как и в древности, многие средства, особенно растительного и животного происхождения, применялись в нативном виде. «Кожу, содранную с овцы, сейчас же накладывают на ушибленное место». Корой вяза обертывали, как повязкой, ушибы и раны.
Изготовление порошков включало стадии измельчения, просеивания, смешивания. В состав порошка от лихорадки, рожи и других заболеваний входили мускус, камфора, шафран, кардамон, красная роза и другие (всего 12 компонентов). Лепешечки готовили путем растворения растворимых компонентов, растирания нерастворимых ингредиентов, смешения, формования и сушки. При изготовлении отваров использовали в качестве экстрагентов воду, вино, уксус. Отвары считались более нежными и умеренно действующими средствами, чем пилюли и порошки, но более сильными, чем настои.
В арсенале лекарств значительное место занимали терьяки (териаки). Ибн Сина наиболее совершенным лекарством считал «терьяк фарук», что означало буквально «разделяющий терьяк, т. е. отделяющий болезнь от здоровья или смерть от жизни, или яд от человеческой натуры». Терьяк применялся при укусах змеи, скорпиона, бешеной собаки, а также многочисленных болезнях. В пропись терьяка Андромаха, придворного врача римского императора Нерона, входили лепешечки из гадюки, опий, бобровая струя и т. д., всего 64 ингредиента, не считая меда и вина.
В качестве лекарственных препаратов использовались варенья. Горькие вещества применялись обычно в виде пилюль. От современных пилюль они отличались существенно меньшим размером и массой. Например, «вонючие пилюли ал-Кинди» готовились в виде перечных зерен.
В состав мазей и пластырей входили в разных сочетаниях свинца оксид, сурьма трехсернистая, «убитая ртуть», сода, квасцы, негашеная известь, камеди, смолы, опий, воск, озокерит, гусиный жир, ланолин, сало, вареные яичные желтки и т. д. В ступке или тазу измельчали твердые ингредиенты, просеивали (иногда через шелковое сито), расплавляли воск и подобные
вещества, все компоненты тщательно перемешивали.
В форме суппозиториев применяли смесь горного воска с мукой, золу кожуры грецкого ореха, смесь крапивы с миррой и т. д.
Способы приготовления лекарств в труде Ибн Си-ны характеризуются сочетанием рациональных обоснований и заблуждений, обусловленных уровнем знаний того времени.
Продолжая традиции Диоскорида, Цельса, Галена и других предшественников, Ибн Сина создал медицинскую и фармацевтическую энциклопедию, которая в течение веков была обязательным руководством в учебных заведениях многих стран.
В средневековой Западной Европе были широко распространены мистические представления. В лечении использовались талисманы, гороскопы и магические заклинания. Летучая мышь, убитая ровно в полночь и высушенная, считалась противозачаточным средством.
Лучшее из того, что было создано античной медициной, было развито в Салернской медицинской школе. В Салернском «Антидотарии» — книге наиболее часто применяемых лекарственных ■ средств — их количество дозировалось по массе: в гранах, унциях, скрупулах и драхмах.
Период со второй четверти XVI в. до середины XVII в. — время расцвета ятрохимии, т. е. «врачебной химии». Ее основателем считается врач Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493—1541), получивший известность под именем Парацельса. Он выдвинул ■идею присоединения химии к «великой матери» — медицине, которую считал универсальной наукой. Главную задачу химии Парацельс выразил в бессмертных словах: «Я считаю химию необходимой, без нее не может быть знания медицины. Природа полна тайн и нужно уметь их раскрывать... Химик должен уметь из каждой вещи извлекать то, что приносит пользу людям. Долой ложных адептов нашей божественной науки, которые считают, что ее цель — получение золота и серебра. Химия, которую они позорят и проституируют, имеет только одну цель: приготовлять лекарства, которые возвращают людям потерянное здоровье» (перевод В. О. Мохнача). Парацельс связывал возникновение болезней с нарушением равновесия в организме трех начал алхимиков — ртути, серы и соли. Поэтому широко применял для лечения
различные минеральные вещества, в том числе препараты ртути, мышьяка и сурьмы, коллоидный раствор золота («золотую тинктуру»). Парацельс, как и многие его предшественники, считал «внутреннюю природу» лекарств духовной. Он называл ее тинктурой (от лат. tingo — крашу), так как окраска вещей, по его убеждению, зависит от их внутренней природы. Парацельс рекомендовал применять не лекарственные растения в нативном виде, а выделенные из них чистые действующие вещества. Уровень знаний того времени позволял ятрохимикам получать ■Только экстракты, настойки и эликсиры.
В XVII в. были осуществлены первые попытки внутривенных вливаний лекарственных средств и переливания крови. Не имея научной основы, они нередко кончались гибелью больного.