ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА (V—XVII)

Влияние алхимии и ятрохимии

В период с IV в. по начало XVI в. фармация была тесно связана с алхимией. Алхимики преследовали фантастические задачи — поиски «философского ка­мня», способного превращать неблагородные металлы в золото, и пытаясь отыскать «жизненный эликсир» и панацею — исцеляющее средство от всех болезней, накапливали опыт исследования веществ. Приборы и аппараты для получения лекарств перешли в средне­вековую аптеку из лаборатории алхимиков. Первая аптека открылась в Багдаде в 754 г. Арабские алхи­мики изобрели водяную баню, перегонный куб, опи­сали операции плавления, декантации, вываривания, дистилляции, сублимации, растворения, коагуляции; получили азотную и соляную кислоты, этанол, хлор­ную известь. Персидский ученый Абу Мансур аль Ха-рави Муваффат впервые в 975 г. описал применение дистиллированной воды для фармацевтических целей.

Важную роль в создании рациональной фармации сыграли работы среднеазиатских ученых, особенно Би-руни и Ибн Сины. Бируни в «Минералогии» описал свойства и лечебное применение различных минералов и металлов, обосновывая несостоятельность широко распространенного представления о целебных свойст­вах драгоценных камней. В этом труде Бируни привел обширные и интересные сведения о хорошо известном на Востоке лекарственном средстве «мумие асиль», которое в наши дни вновь привлекло к себе внимание исследователей.

Другое сочинение Бируни «Фармакогнозия» («Ки-таб ас-сайдана») представляет собой обширный многоязычный аннотированный словарь лекарственных средств. «Сайдана, — пишет Бируни, — это знание простых лекарственных средств по их родам, видам и лучшим их формам, а также составление сложных лекарств по их записанным рецептам или согласно предписанию заслуживающего доверия и правильно действующего исследователя».

Наиболее знаменитой книгой в истории медицины является «Канон врачебной науки» (1020 г.) Ибн Сины. В пятой книге «Канона» (Фармакопее) он

2!

описал кашки, терьяки, порошки, сиропы, лепешечки, отвары, пилюли и другие сложные лекарственные средства. По современной терминологии — это лекар­ственные формы и галеновые препараты.

В средние века, как и в древности, многие средст­ва, особенно растительного и животного происхожде­ния, применялись в нативном виде. «Кожу, содранную с овцы, сейчас же накладывают на ушибленное место». Корой вяза обертывали, как повязкой, ушибы и раны.

Изготовление порошков включало стадии измель­чения, просеивания, смешивания. В состав порошка от лихорадки, рожи и других заболеваний входили мус­кус, камфора, шафран, кардамон, красная роза и дру­гие (всего 12 компонентов). Лепешечки готовили путем растворения растворимых компонентов, расти­рания нерастворимых ингредиентов, смешения, фор­мования и сушки. При изготовлении отваров исполь­зовали в качестве экстрагентов воду, вино, уксус. Отвары считались более нежными и умеренно дейст­вующими средствами, чем пилюли и порошки, но более сильными, чем настои.

В арсенале лекарств значительное место занимали терьяки (териаки). Ибн Сина наиболее совершенным лекарством считал «терьяк фарук», что означало бу­квально «разделяющий терьяк, т. е. отделяющий болезнь от здоровья или смерть от жизни, или яд от человеческой натуры». Терьяк применялся при укусах змеи, скорпиона, бешеной собаки, а также многочи­сленных болезнях. В пропись терьяка Андромаха, при­дворного врача римского императора Нерона, входили лепешечки из гадюки, опий, бобровая струя и т. д., всего 64 ингредиента, не считая меда и вина.

В качестве лекарственных препаратов использова­лись варенья. Горькие вещества применялись обычно в виде пилюль. От современных пилюль они отлича­лись существенно меньшим размером и массой. Напри­мер, «вонючие пилюли ал-Кинди» готовились в виде перечных зерен.

В состав мазей и пластырей входили в разных сочетаниях свинца оксид, сурьма трехсернистая, «уби­тая ртуть», сода, квасцы, негашеная известь, камеди, смолы, опий, воск, озокерит, гусиный жир, ланолин, сало, вареные яичные желтки и т. д. В ступке или тазу измельчали твердые ингредиенты, просеивали (иногда через шелковое сито), расплавляли воск и подобные

вещества, все компоненты тщательно перемешивали.

В форме суппозиториев применяли смесь горного воска с мукой, золу кожуры грецкого ореха, смесь крапивы с миррой и т. д.

Способы приготовления лекарств в труде Ибн Си-ны характеризуются сочетанием рациональных обос­нований и заблуждений, обусловленных уровнем знаний того времени.

Продолжая традиции Диоскорида, Цельса, Галена и других предшественников, Ибн Сина создал меди­цинскую и фармацевтическую энциклопедию, которая в течение веков была обязательным руководством в учебных заведениях многих стран.

В средневековой Западной Европе были широко распространены мистические представления. В лечении использовались талисманы, гороскопы и магические заклинания. Летучая мышь, убитая ровно в полночь и высушенная, считалась противозачаточным средством.

Лучшее из того, что было создано античной меди­циной, было развито в Салернской медицинской школе. В Салернском «Антидотарии» — книге наибо­лее часто применяемых лекарственных ■ средств — их количество дозировалось по массе: в гранах, унциях, скрупулах и драхмах.

Период со второй четверти XVI в. до середины XVII в. — время расцвета ятрохимии, т. е. «врачеб­ной химии». Ее основателем считается врач Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493—1541), получивший известность под именем Парацельса. Он выдвинул ■идею присоединения химии к «великой матери» — медицине, которую считал универсальной наукой. Главную задачу химии Парацельс выразил в бес­смертных словах: «Я считаю химию необходимой, без нее не может быть знания медицины. Природа полна тайн и нужно уметь их раскрывать... Химик должен уметь из каждой вещи извлекать то, что приносит пользу людям. Долой ложных адептов нашей божест­венной науки, которые считают, что ее цель — полу­чение золота и серебра. Химия, которую они позорят и проституируют, имеет только одну цель: приготов­лять лекарства, которые возвращают людям потерян­ное здоровье» (перевод В. О. Мохнача). Парацельс связывал возникновение болезней с нарушением рав­новесия в организме трех начал алхимиков — ртути, серы и соли. Поэтому широко применял для лечения

различные минеральные вещества, в том числе препа­раты ртути, мышьяка и сурьмы, коллоидный раствор золота («золотую тинктуру»). Парацельс, как и мно­гие его предшественники, считал «внутреннюю при­роду» лекарств духовной. Он называл ее тинктурой (от лат. tingo — крашу), так как окраска вещей, по его убеждению, зависит от их внутренней природы. Парацельс рекомендовал применять не лекарственные растения в нативном виде, а выделенные из них чистые действующие вещества. Уровень знаний того времени позволял ятрохимикам получать ■Только экстракты, настойки и эликсиры.

В XVII в. были осуществлены первые попытки внутривенных вливаний лекарственных средств и пе­реливания крови. Не имея научной основы, они неред­ко кончались гибелью больного.

Наши рекомендации