Лекарственных средств, выделенных из объектов

БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

I. Мотивация цели

Острые отравления лекарственными средствами занимают ведущее место среди бытовых интоксикаций в большинстве стран мира, и представляет тяже­лую форму патологии. Диагностика отравлений направлена на установление химической этиологии заболеваний, развивающихся в результате воздействия чужеродных токсичных веществ. Одним из основных видов диагностических мероприятий является лабораторная токсикологическая диагностика, а именно ее направление - специфическое химико-токсикологическое исследование для обнаружения токсических веществ в биологических средах, (как качественно, так и количественно).

Овладение техникой и методиками выделения и обнаружения лекарст­венных и наркотических соединений является необходимым условием освоения химико-токсикологического анализа.

II. Цель самоподготовки

Используя учебный и учебно-методический материал по токсикологиче­ской химии, а также знания и умения по базисным дисциплинам, изучить мето­ды предварительного и подтверждающего исследования лекарственных средств кислотного и основного характера, выделенных из объектов биологического

происхождения.

III. Исходный уровень знаний

Студенты должны знать:

• принципы правового и государственного регулирования отношений в сфере обращения лекарственных и наркотических средств;

• принципы действия лекарственных средств, отравления лекарствами, особенности лекарственной зависимости и злоупотребления лекарствами;

• химические структуры, физические и химические свойства изученных лекарственных средств;

• схемы направленного и ненаправленного исследования изученных ле­карственных средств;

• физико-химические методы анализа химических соединений.

Студенты должны уметь:

• выполнять хроматографию в тонких слоях сорбента и идентифициро­вать вещество с помощью цветореагентов;

• работать с микроскопом и идентифицировать вещество по форме кри­сталлов;

выполнять качественные реакции полумикрометодом и идентифициро­вать вещество по эффекту реакции.

IV. План изучения темы

На занятии 1 рассмотреть:

• схемы исследования объектов биологического происхождения в соот­ветствии с полученным направлением.

На занятии 2 рассмотреть:

• особенности лабораторной диагностики острых отравлений.

На занятии 3 рассмотреть:

• особенности диагностики наркотического опьянения.

На занятии 4 рассмотреть:

• особенности методик количественного определения лекарственных средств, выделенных из биологического материала.

V. Рекомендуемая литература

1. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. - С. 120-236.

2. Еремин С.К., Изотов Б.Н., Веселовская Н.В. Анализ наркотических средств: Руководство по химико-токсикологическому анализу наркотических и дру­гих одурманивающих средств / Под ред. Б.Н. Изотова. - М.: Мысль, 1993. - 250 с.

3. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. - Киев: Выща школа, 1989. - С. 197-294.

4. Крамаренко В.Ф. Химико-токсикологический анализ. - Киев: Выща школа, 1982,-С. 121-196.

5. Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. - М.: Медицина, 1976. - С. 56-124.

6. Конспект лекций.

VI. Вопросы для самоконтроля

1. Объясните термины: наркомания, токсикомания, наркотическое сред­ство.

2. Дайте характеристики способам введения в организм и стадиям нарко­тического действия для опиатов, кокаина, каннабиноидов, амфетаминов.

3. Охарактеризуйте основные фазы и пути метаболизма опиатов, кокаина, каннабиноидов, амфетаминов.

4. Опишите особенности организации наркологической помощи населе­нию, формы борьбы с наркоманией, ответственность за правонарушения, свя­занные с наркоманией.

5. Опишите особенности организации службы аналитической диагности­ки наркоманий и токсикомании.

6. Опишите особенности организации специализированной помощи и ла­бораторной диагностики при острых отравлениях.

7. Опишите объекты, их отбор и подготовку к исследованиям на наличие наркотических средств.

Какие современные методы могут использоваться для количественного определения алкалоидов наркотического действия?

VII. Задания, обязательные для выполнения

1. Составьте схему ненаправленного химико-токсикологического иссле­дования на лекарственные соединения.

2. Заполните таблицу:

Предварительные и подтверждающие исследования лекарственных соединений

лекарственных средств, выделенных из объектов - student2.ru

VIII. План работы на занятиях

Работа на занятии 1 состоит из этапов:

• обсуждение схемы исследования объектов биологического происхож-

дения в соответствии с полученным направлением;

• проведение предварительного исследования экстрактов на содержание

лекарственных средств. Работа на занятии 2 состоит из этапов:

• обсуждение особенностей лабораторной диагностики острых отравле­ний;

• проведение подтверждающего исследования экстракта из кислой среды на содержание веществ кислотного характера.

Работа на занятии 3 состоит из этапов:

• обсуждение особенностей проведения диагностики наркотического опьянения и острых отравлений лекарственными средствами из группы алкалоидов;

• проведение подтверждающего исследования экстрактов на содержание средств кислотного и основного характера.

Работа на занятии 4 состоит из этапов:

• обсуждение особенностей методик количественного определения ле­карственных средств, выделенных из биологического материала;

• проведение подтверждающего исследования экстракта из щелочной среды на содержание веществ основного характера.

IX. Лабораторная работа

Проведение экспертных исследований согласно направлению. Методики исследования представлены в разделах «Лабораторная работа» тем «Предвари­тельное исследование. Аналитический скрининг», «Обнаружение лекарствен­ных средств кислотного, нейтрального и слабоосновного характера. Производ­ные барбитуровой кислоты. Производные пиразолона-5», «Обнаружение лекар­ственных средств основного характера. Производные 1,4-бензодиазепина, фе-нотиазина, пара-аминобензойной кислоты. Алкалоиды»

Наши рекомендации