Лекарственных средств, выделенных из объектов
БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
I. Мотивация цели
Острые отравления лекарственными средствами занимают ведущее место среди бытовых интоксикаций в большинстве стран мира, и представляет тяжелую форму патологии. Диагностика отравлений направлена на установление химической этиологии заболеваний, развивающихся в результате воздействия чужеродных токсичных веществ. Одним из основных видов диагностических мероприятий является лабораторная токсикологическая диагностика, а именно ее направление - специфическое химико-токсикологическое исследование для обнаружения токсических веществ в биологических средах, (как качественно, так и количественно).
Овладение техникой и методиками выделения и обнаружения лекарственных и наркотических соединений является необходимым условием освоения химико-токсикологического анализа.
II. Цель самоподготовки
Используя учебный и учебно-методический материал по токсикологической химии, а также знания и умения по базисным дисциплинам, изучить методы предварительного и подтверждающего исследования лекарственных средств кислотного и основного характера, выделенных из объектов биологического
происхождения.
III. Исходный уровень знаний
Студенты должны знать:
• принципы правового и государственного регулирования отношений в сфере обращения лекарственных и наркотических средств;
• принципы действия лекарственных средств, отравления лекарствами, особенности лекарственной зависимости и злоупотребления лекарствами;
• химические структуры, физические и химические свойства изученных лекарственных средств;
• схемы направленного и ненаправленного исследования изученных лекарственных средств;
• физико-химические методы анализа химических соединений.
Студенты должны уметь:
• выполнять хроматографию в тонких слоях сорбента и идентифицировать вещество с помощью цветореагентов;
• работать с микроскопом и идентифицировать вещество по форме кристаллов;
выполнять качественные реакции полумикрометодом и идентифицировать вещество по эффекту реакции.
IV. План изучения темы
На занятии 1 рассмотреть:
• схемы исследования объектов биологического происхождения в соответствии с полученным направлением.
На занятии 2 рассмотреть:
• особенности лабораторной диагностики острых отравлений.
На занятии 3 рассмотреть:
• особенности диагностики наркотического опьянения.
На занятии 4 рассмотреть:
• особенности методик количественного определения лекарственных средств, выделенных из биологического материала.
V. Рекомендуемая литература
1. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. - С. 120-236.
2. Еремин С.К., Изотов Б.Н., Веселовская Н.В. Анализ наркотических средств: Руководство по химико-токсикологическому анализу наркотических и других одурманивающих средств / Под ред. Б.Н. Изотова. - М.: Мысль, 1993. - 250 с.
3. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. - Киев: Выща школа, 1989. - С. 197-294.
4. Крамаренко В.Ф. Химико-токсикологический анализ. - Киев: Выща школа, 1982,-С. 121-196.
5. Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. - М.: Медицина, 1976. - С. 56-124.
6. Конспект лекций.
VI. Вопросы для самоконтроля
1. Объясните термины: наркомания, токсикомания, наркотическое средство.
2. Дайте характеристики способам введения в организм и стадиям наркотического действия для опиатов, кокаина, каннабиноидов, амфетаминов.
3. Охарактеризуйте основные фазы и пути метаболизма опиатов, кокаина, каннабиноидов, амфетаминов.
4. Опишите особенности организации наркологической помощи населению, формы борьбы с наркоманией, ответственность за правонарушения, связанные с наркоманией.
5. Опишите особенности организации службы аналитической диагностики наркоманий и токсикомании.
6. Опишите особенности организации специализированной помощи и лабораторной диагностики при острых отравлениях.
7. Опишите объекты, их отбор и подготовку к исследованиям на наличие наркотических средств.
Какие современные методы могут использоваться для количественного определения алкалоидов наркотического действия?
VII. Задания, обязательные для выполнения
1. Составьте схему ненаправленного химико-токсикологического исследования на лекарственные соединения.
2. Заполните таблицу:
Предварительные и подтверждающие исследования лекарственных соединений
VIII. План работы на занятиях
Работа на занятии 1 состоит из этапов:
• обсуждение схемы исследования объектов биологического происхож-
дения в соответствии с полученным направлением;
• проведение предварительного исследования экстрактов на содержание
лекарственных средств. Работа на занятии 2 состоит из этапов:
• обсуждение особенностей лабораторной диагностики острых отравлений;
• проведение подтверждающего исследования экстракта из кислой среды на содержание веществ кислотного характера.
Работа на занятии 3 состоит из этапов:
• обсуждение особенностей проведения диагностики наркотического опьянения и острых отравлений лекарственными средствами из группы алкалоидов;
• проведение подтверждающего исследования экстрактов на содержание средств кислотного и основного характера.
Работа на занятии 4 состоит из этапов:
• обсуждение особенностей методик количественного определения лекарственных средств, выделенных из биологического материала;
• проведение подтверждающего исследования экстракта из щелочной среды на содержание веществ основного характера.
IX. Лабораторная работа
Проведение экспертных исследований согласно направлению. Методики исследования представлены в разделах «Лабораторная работа» тем «Предварительное исследование. Аналитический скрининг», «Обнаружение лекарственных средств кислотного, нейтрального и слабоосновного характера. Производные барбитуровой кислоты. Производные пиразолона-5», «Обнаружение лекарственных средств основного характера. Производные 1,4-бензодиазепина, фе-нотиазина, пара-аминобензойной кислоты. Алкалоиды»