Формирование энергосберегающего поведения

Проблема энергосбережения сложная и многоплановая. Она включает в себя ряд аспектов, от политических до технических и технологических, кото-рые мы рассматривали на предыдущих лекциях. Однако без формирования культуры разумного энергопотребления и связанного с ней энергосбереже-ния у всех слоев населения - от руководителей предприятия до домохозяек,



т.е. всех потребителей энергоресурсов - невозможна реализация путей и Про-граммы энергосбережения.

В условиях неформированных принципов разумного потребления энер-горесурсов реализация Программы будет постоянно сталкиваться с противо-действием значительной части руководителей предприятий и населения.

К сожалению, в общественном сознании сформировались ложные сте-реотипы, не способствующие разумному энергопотреблению, это такие как:

«На наш век хватит»;

«Страна наша большая, энергоресурсов много, для чего же экономить»; «Я из своего кармана плачу и имею право тратить сколько хочу».

В результате действий этих стереотипов возникла парадоксальная пси-хология «богатство в бедности»:

«Энергии у нас в стране много, и можно не задумываться о той цене, которую мы за нее платим».

Этот стереотип развеивается регулярными повышениями тарифов на квартплату и, в частности, на энергоносители.

Стереотип богатой и неисчерпаемой страны, который внедрялся в пси-хику населения, привел к своеобразной браваде расточительства. Мы сравни-вали себя с Западом: у нас больше воды на 1 человека, больше тепла, больше канализации и т.п.

Теперь наступило время, когда надо научиться считать, что потребляем

и как - это уже нравственный долг и обязанность каждого гражданина перед будущими поколениями. Важно сформировать новое мышление энергопо-требления, которое можно выразить в следующем:

- будущее наших детей и внуков зависит от того, что мы им оставим в наследство;

- энергоресурсы ограничены самой природой, большинство их невоз-обновляемы, цена на них будет постоянно расти;

- мы платим не только за то, что потребляем, но и за то, что расходуем (сбрасываем);

- производители товаров должны производить менее энергоемкие и энергосберегающие товары и услуги;

- во всех отраслях народного хозяйства должна проводиться политика энергосбережения, так как в конечном счете все виды затрат энергии оплачи-вает потребитель (покупатель), т.е. каждый человек.

Задача формирования энергосберегающего поведения важная и слож-ная, требующая долгого времени и многих усилий по разным направлениям, таким как:

- создание юридически-правовой базы ответственности за энергопо-требление;

- введение в образовательные программы дисциплины «Проблемы энергосбережения» на всех уровнях образования (от школы до академий);

- изучение общественного мнения, его мониторинг по вопросам энер-госбережения;



- организация через средства массовой информации (СМИ) информа-ционного потока по вопросам рационального энергопотребления и энерго-сбережения на различные группы населения (энергопотребителей).

Именно СМИ могут оказать неоценимую помощь в формировании ра-зумного потребления, т.к. каждый сотрудник СМИ также является потреби-телем энергии.

Информационное воздействие и влияние необходимо направить не на всех в общем, а на различные группы потребителей, так как для каждой группы различны пути и методы воздействия.

Рассмотрим вопросы энергосбережения на примере коммунально-бытового потребления вод.

Пример.В г.Рубцовске,по нормативам и тарифам на ГВС,ХВС и ВО(канализация), на одного человека приходится:

Энергоноситель Норматив расхода Стоимость в руб, в месяц  
  в сутки, в месяц по себестоим. оплачива-   %
  л м3   емая    
Горячая вода 3,0 77,24 46,34  
Холодная вода 5,1 14,68 10,29  
Канализация 8,1 24,22 16,93  
Всего за 1 человека   116,14 73,56  

В семье проживает 4 человека. Установили счетчики на ГВС и ХВС, стоимость установки обошлась в 2000 руб. При рациональном потреблении расход снизился на 50%. Определить годовую экономию в рублях и за сколь-ко времени окупится установка счетчиков.

В месяц: оплачиваем сейчас 73,56 4=294,24 руб.

Формирование энергосберегающего поведения - student2.ru Формирование энергосберегающего поведения - student2.ru

Будем оплачивать 116,14 4=464,56 руб.

После установки счетчиков оплата в месяц уменьшится в 2 раза, т.е. со-ставит 147,12 руб. и 234,28 руб. соответственно.

За сколько месяцев окупится?

Т   Ссч   13,6 мес. 8,5мес.  
ок Сэк 147 ,17 234 ,28  
         

Формирование энергосберегающего поведения - student2.ru Формирование энергосберегающего поведения - student2.ru Формирование энергосберегающего поведения - student2.ru Формирование энергосберегающего поведения - student2.ru

Наши рекомендации