Учебно-методическиеи учебные работы
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕИ УЧЕБНЫЕ РАБОТЫ
Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию учебно-методических и учебных работ
СТ НАО 56023-1910-04-2014
Издание официальное
Алматы
Изданиеофициальное
Общие положения
3.1 Основные требования к учебно-методической документации и учебным работам соответствуют ГОСТ 2.105, Р 50-77-88, ГОСТ 7.32-2001 с исключениями и дополнениями, указанными в соответствующих разделах настоящего стандарта.
3.2 Текстовые документы выполняются на листах формата А4 (210х297). Допускается при выполнении таблиц и иллюстраций использование формата A3 (297х420).
3.3 Текстовые документы выполняют с помощью компьютерного набора, шрифтами группы TimesNewRoman кегль 14 (приложение А). При выполнении надписей внутри рисунка, таблиц и т.п. допускается использование шрифта меньшего размера, но не менее 10[1].
Форматирование абзаца:
- междустрочный интервал– одинарный(в среде Word–ориентировочно 40-44 строки на страницу формата А4), перед и после - 0пт;
- отступ для первой строки - 1,25 см, слева и справа - 0см;
- выравнивание текста - по ширине.
Разметка страницы:
- ориентация страницы книжная (основная);допускается альбомная ориентация, в зависимости от содержания;
- размещение текста (как правило) - в одну колонку;
-настраиваемые поля: левое - 25 мм, правое - 18 мм, верхнее- 20 мм, нижнее - 25 мм.
3.4Итоговое исполнение документа производится следующими способами:
- на бумаге, путем распечатки на принтере (или плоттере);
- на оптических(CD, DVD) или твердотельных (флешки USB) носителях данных в формате MicrosoftWord илиPDF без использования паролей. Отдельные виды работ (сайты, WEB-страницы, некоторые студенческие работы по согласованию с принимающим преподавателем) выполняются в форматеHTML, DjVu.
Требования к текстовым документам
Построение документа
4.1.1 Текст документа при необходимости разделяют на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Раздел и подраздел нужно начинать с нового листа, только если после его заголовка на лист входит менее трех строк текста.
4.1.2 Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Заголовки следует выполнять строчными буквами, начиная с прописной (заглавной) буквы без точки в конце, не подчеркивая. В заголовке не допускается перенос слова на следующую строку. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Заголовки разделов, подразделов выделяют полужирным шрифтом и записывают с абзацного отступа (кроме оговоренных особо).
Расстояние между заголовком раздела и текстом (между заголовком раздела и подраздела) компьютерного набора осуществляется применением двойного интервала до и после заголовка в формате MSWord (или 12пт, или одной пустой строки при использовании одинарного интервала).
Расстояние между заголовком подраздела и текстом (сверху и снизу) осуществляется применением полуторного интервала между заголовком и текстом (или 6пт при использовании одинарного интервала).
4.1.3 Разделы должны иметь порядковые номерав пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела,разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.
Номер раздела или подраздела входит в состав заголовка, проставляется в начале и отделяется от текста заголовка одинарным пробелом.
4.1.4Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов, например: раздел 4 настоящего стандарта.Тексты подразделов и пунктов печатаются с абзацного отступа.
Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится (как в разделе 3) и номер пункта отделяется от текста одинарным пробелом.
4.1.5Если текст документа подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах документа.
4.1.6Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, то этот пункт не нумеруется.
4.1.7 Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны нумероваться в пределах каждого пункта (например, 4.2.1.1).
4.1.8 Количество номеров в нумерации структурных элементов документа не должно превышать четырех.
4.1.9Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления, выполняемые в двух вариантах:
- перед каждой позицией перечисления ставится дефис с абзацного отступа (дальнейший текст в абзаце должен продолжаться с левой границы без отступа);
- при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, перед каждой позицией перечисления ставится строчная букварусского алфавита (за исключением ё, з, й,о, ч, ь,ы, ъ), после которой ставится скобка (без точки в конце). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится со смещением на два знака, как показано ниже.
Свойства:
а) __________;
б) ___________:
1) _______;
2) _______;
в) __________.
В конце перечислений ставят точку.
4.1.10 Нумерация страниц должна быть сквозной по всему документу. Страницы, на которых размещены приложения, включают в общую нумерацию. Первой страницей является титульный лист. Номер страницы проставляют арабскими цифрами внизу симметрично тексту без точки (шрифтTimesNewRoman, кегль 14) с использованием колонтитулов.Расстояние от края страницы до колонтитула должно быть 1,8 см.На первой странице (титульный лист) номерне ставят.
4.1.11 В документе должен быть раздел «Содержание», включающий номера и заголовки разделов, подразделов, приложений и других структурных элементов (введение, список литературы, перечень сокращений и т. п.) с указанием номеров листов (страниц). При этом после заголовка каждого из указанных структурных элементов, ставят отточие(приложение А), а затем приводят номер страницы, на которой начинается их текст. Допускается отточие не ставить, если это не затрудняет пользование «Содержанием».
Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
Номера подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов, как в содержании настоящего стандарта.
В разделе «Содержание» при необходимости продолжения записи заголовка какого-либо структурного элемента на второй (последующей) строке его начинают на уровне начала этого заголовка на первой строке.
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (посередине страницы) строчными буквами с заглавной, прописной буквы (без номера) и выделяют полужирным шрифтом.
4.1.12 В конце документа должен быть приведен список литературы, которая была использована при его составлении, в порядке появления ссылок на литературу в тексте документа. Ссылки на литературув тексте следует указывать порядковым номером по списку, в квадратных скобках, например [1].Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в ссылке указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой, например:[10, c.81]. Пример списка литературы дан в приложении Б.
Изложение текста документа
4.2.1 Текст документа должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований. При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо» и т.д.
4.2.2 В документе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417. Наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению.
4.2.3 В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где»с абзаца, без двоеточия послеслова «где». Начало последующих строк пояснений располагают на уровне начала первой строки пояснений. В качестве образца приводится формула расчета плотности образца ρ, кг/м3
ρ=m/V, (1)
где m - масса образца, кг;
V - объем образца, м3.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.
ПримерA = ,(2)
.(3)
Формулы размещают по центру строки и отделяют от предыдущего и последующего текста свободной строкой.
Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых математических операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак « ».
Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа с краю в круглых скобках. Если формула одна, ее обозначают - (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, по формуле (1).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения с точкой, например (А.1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
4.2.4 Поясняющие надписи на стенде, обозначения клавиш клавиатуры компьютера, команды меню, операторы программ следует выделять шрифтом, например: ВКЛ., Сеть, Enter, Сохранить и т.п..Предпочтение надо отдавать изображению совпадающему с изображением надписи на приборе.
Наименования режимов, сигналов и т. п., состоящих из цифр и (или) знаков, следует выделять кавычками, например: «Сигнал +15 включено».
4.3 Примечания и примеры
4.3.1Примечания и примеры приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.
Примечания и примеры не должны содержать требований.
Примечания и примеры следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым ониотносятся и печатать с прописной буквы с абзаца, выделяя шрифтом с уменьшенным кеглем 12.
4.3.2Если примечание одно, то после слова «П р и м е ч а н и е»,ставится пробел и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Слово «П р и м е ч а н и е» печатается через одинарный пробел между буквами внутри слова.
П р и м е ч а н и еОбразец выполнения одного примечания.
Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами, как приводится ниже.
П р и м е ч а н и я
1 Образец выполнения первого из двух примечаний.
2 Образец выполнения второго примечания.
Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы, как в приведенной для образца таблице 1.
Таблица 1- Образец
Примечание _____ . |
4.3.3 Примеры размещают, нумеруют и оформляют так же, как и примечания (п. 4.3.2), но выделяют словом «П р и м е р».
Графические материалы
4.4.1 Графические материалы (чертеж, схема, диаграмма, рисунок и т.п.) используются как иллюстрации в составе документа для наглядного пояснения текста документа с целью его лучшего понимания.
4.4.2Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует выполнять только на компьютере. Любой графический материал следует обозначать словом «Рисунок».
Иллюстрации желательнорасполагать максимально близко к тексту, в котором имеются ссылки на них.
4.4.3. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения с точкой. Например: Рисунок A.2.
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой,например « Рисунок 1.1».
При сквозной нумерации при ссылках на иллюстрацию следует писать «(рисунок 2)», а при нумерации в пределах раздела –«(рисунок 1.2)».
4.4.4 Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименованиебез точки в конце, отделенное тире, помещаются после рисунка и поясняющих данных, и располагаются симметрично боковым сторонам рисунка (рисунок 4). Обозначение и наименование рисунка отделяется от рисунка или подрисуночного текста полуторным интервалом.
4.4.5 Рисунки, как правило, размещают по центру страницы (симметрично тексту). Допускается размещать два и более рисунка в ряд по горизонтали, если это не мешает восприятию рисунка и размещению
поясняющих надписей (рисунки 1 и 2).Сверху и снизу рисунки отделяют от
текста документа интервалом в одну пустую строку.
4.4.6 Большие по объёму иллюстрации предпочтительнее располагать в приложениях. При этом если графический материал не умещается на одной странице, то допускается его делить и части переносить на другие страницы. Наименование рисунка помещают на той же странице, с которой начинается графический материал, а поясняющие данные – на любой из страниц, на которых расположено продолжение графического материала. Под поясняющими данными и (или)непосредственно под графическим материалом на каждой из страниц, на которых расположен данный графический материал, указывают курсивом обозначение рисунка и слово «Продолжение».
П р и м е р Продолжение рисунка 3.1
4.4.7 На приводимых в документе электрических схемах около каждого элемента указывают его позиционное обозначение, установленное соответствующими стандартами, и, при необходимости, номинальное значение величины.Размеры элементов должны соответствовать стандартам на выполнение электрических принципиальных схем
Правила выполнения диаграмм
4.5.1 Значения величин, связанных изображаемой функциональной зависимостью, следует откладывать на осях координат в виде шкал.
4.5.2 В прямоугольной системе координат независимую переменную следует откладывать на горизонтальной оси, положительные значения величин следует откладывать на осях вправо и вверх от точки начала отсчета, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1 Рисунок 2 – Диаграмма АФУ
В полярной системе координат начало отсчета углов (угол 0) должно находиться на горизонтальной или вертикальной оси (рисунок 2).
4.5.3 Оси координат в диаграммах без шкал и со шкалами следует заканчивать стрелками, указывающими направления возрастания значений величин (рисунок 1).
В диаграммах со шкалами оси координат следует заканчивать стрелками за пределами шкал или обозначать самостоятельными стрелками после обозначения величины параллельно оси координат (рисунок 3 и 4).
4.5.4 В диаграммах, изображающих несколько функций различных переменных, а также в диаграммах, в которых одна и та же переменная должна быть выражена одновременно в различных единицах, допускается использовать в качестве шкал координатные оси и прямые, расположенные параллельно координатным осям.
Рисунок 3 – АЧХ фильтра |
Рисунок 4 - Влияние числа отказов и
емкости пучка
В диаграмме со шкалами обозначения величин следует размещать у середины шкалы с ее внешней стороны, а при объединении символа с обозначением единицы измерения в виде дроби – в конце шкалы после последнего числа.
Приложения
4.6.1 Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.
Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описание алгоритмов и программы задач, решаемых на компьютере и т. д.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
4.6.2 Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения, выделенные полужирным шрифтом.
Приложения при печатании на казахском и русском языках обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ
В случае полного использования букв русского алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Приложение должно иметь заголовок, который помещают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой (ниже его обозначения) и выделяют полужирным шрифтом.
4.6.3 При выполнении приложения на двух и более листах на всех последующих выполняется курсивом, не жирным шрифтом, симметрично тексту надпись«Продолжение приложения А»,без заголовка (приложение Н).
4.6.4 Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3.
При ссылках на приложения указывают«(приложение А)».
4.6.5 Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение (буква) этого приложения.
ПримерБ.1 Описание алгоритмов
Б.1.1 Алгоритм загрузки файла.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.
Построение таблиц
4.7.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.
4.7.2 Таблицы, за исключением таблицы приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения и разделяя их точкой.
Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица1» или «Таблица B.1», если она приведена в приложении В. Слово «Таблица» располагают с левого края над таблицей.
4.7.3. Для краткого пояснения содержания таблицы приводят её наименование, которое записывают с прописной буквы над таблицей после ее номера, отделяя от него тире без точки в конце.
4.7.4Таблицы сверху, слева, справа, снизу, как правило, ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф (приложение В) диагональными линиями не допускается.Головку таблицы отделяют от остальной части таблицы двойной линией.02Горизонтальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутсвие не затрудняет пользование таблицей.
4.7.5 Если таблица небольшая, ее следует помещать посередине, как таблицу 1. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, её делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют её головку(таблица 2).Рекомендуется разделять части таблицы двойной линией.
Над всеми продолжениями таблицы, выполненными отдельно,следует размещать слова«Продолжение таблицы…»с номером без точки в конце выполненные курсивом.Название помещают только над первой частью таблицы.
Таблица 2 – Размеры патрубков В миллиметрах
Проход Dy | D | L | Проход Dy | D | L |
Если таблица продолжается более, чем на трех страницах, допускается со второй страницы вводить цифровое обозначение граф. При очень большом объёме таблицы рекомендуется помещать её в приложение.
4.5.5 Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается (таблица 3).
Таблица 3 – Основные показатели используемого транзистора
Наименование показателя | Значение | |
в режиме 1 | в режиме 2 | |
1 Ток коллектора, А 2 Напряжение на коллекторе, В 3 Сопротивление нагрузки коллектора, Ом | 5, не менее - | 7, не более - |
Перед числовыми значениями величин и обозначениями типов, марок и т.п. порядковые номера не проставляют.
4.7.7 Обозначение единицы физической величины, общей для всех данных в строке, следует указывать после ее наименования (таблица3).
Допускается при необходимости выносить в отдельную строку (графу) обозначение единицы физической величины.
4.7.8При наличии в документе небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать текстом, располагая цифровые данные в виде колонок.
ПримерПараметры сигнала:
скорость, кбит/с64
тип кода АМI
амплитуда, В 1,0
амплитуда паузы, В 0,1
длительность импульса, мкс 15,6
Сноски
Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в документе, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.
Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в документе, ставят арабскую цифру со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта1). Шрифт текста сноски применяют уменьшенный, кегль 12.
В конце сноски ставится точка.
Нумерация сносок отдельная для каждой страницы. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками, но не более трех.
Оборот титульного листа
5.2.1 На обороте титульного листа помещают: библиографическое описание, аннотацию, дополнительные сведения (итоговую строку), ученую степень, ученое звание, инициалы и фамилии рецензентов, план издания выпускающего министерства (для учебных пособий) и год утверждения.
5.2.2 В библиографическом описании указывают инициалы и фамилии авторов (составителей), заголовок издания, город, наименование издательства, год и количество страниц.
5.2.3 В аннотации не следует пересказывать содержание разработки. В ней надо кратко охарактеризовать работу, назвать предмет (объект) изложения, привести основные сведения о ней (цель разработки, основное ядро темы и аспекты её освещения, указать на отличительные черты УМД;постановку проблемы, решение частного вопроса, указания, рекомендации и т.д.).
Объём аннотации не должен превышать половины страницы.
5.2.4 В итоговой строке указывается количество рисунков, таблиц, источников литературы, использованных при разработке УМД.
5.2.5 Набор выходных данных включает планируемый год издания учебно-методической документации, её номер.
Там же необходимо указать имя, отчество и фамилию автора (составителя), дать заголовок и подзаголовок документа, фамилию и инициалы редактора.
Далее приводятся: дата подписания УМД в печать, её тираж, объём, формат, номер типографской бумаги, номер заказа, цена.
Наименование издательства и его адрес располагаются ниже.
Примечания
1 Объём учебно-методических указаний не должен превышать 2-х печатных листов (32 листа текста с использованием компьютерного набора). Необходимость большего объёма должна быть согласована с УМО.
2 Обложка, титульный лист, оборот титульного листа и набор выходных данных УМД вида «Учебное пособие» оформляются в соответствии с приложениями Е, Ж, И.
6 Виды учебно-методической документации
6.1 Авторы (составители) могут готовить к изданию следующие виды УМД: учебники, учебные пособия, сборники задач, конспекты лекций, учебные программы, методические указания и словари.
Учебники, учебные пособия, сборники задач и словари могут быть изданы при условии включения их в план издания АУЭС при рекомендации Ученого совета АУЭС или при полученном ISBN.
6.2 Авторы (составители) должны руководствоваться приводимыми ниже определениями видов издания по ГОСТ 7. 60.
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или её раздела, части, соответствующее типовой учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания Ученым советом АУЭС исоответствующей секцией РУМС.
Учебное пособие – учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное Ученым советом университета, и при необходимости - соответствующей секцией РУМС в качестве данного вида издания.
Конспекты лекций – учебное издание, представляющее собой конспективное изложение учебного материала и официально утвержденное Ученым советом университета в качестве данного вида издания.
Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объём, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или её раздела, части.
Методические указания – учебное издание, содержащее систематизированные сведения и рекомендации, которые могут быть использованы в работе обучающихся всех отделений с учебными программами, при выполнении дипломных или курсовых проектов (работ), при проведении практик, в том числе производственных, а также при изучении дисциплин гуманитарного цикла, при выполнении лабораторных работ.
Сборник задач - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
Словарь - справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, знаков и т. д.) с краткими их характеристиками или переводами на другой язык.
Состав учебных работ
7.1.1Учебные работы включают следующие формы документов:
- докторские или магистерские диссертации (МД);
- дипломные работы (проекты) (ДР/ДП);
- курсовые работы (проекты) (КР/КП);
- отчет о практике (производственной, педагогической) (ППр);
- расчетно-графические работы (РГР);
- отчеты по лабораторным работам (ЛР).
7.1.2 В общем случае учебные работы в указанной последовательности должны включать следующие элементы:
-титульный лист;
-задание;
- аннотацию (для научных статей - реферат);
-содержание;
-введение;
- основную часть;
-заключение;
-перечень сокращений;
-перечень терминов;
-список литературы;
-приложения.
Состав учебной работы зависит от вида, конкретного задания и приведен в таблице 4, где знаком «плюс» обозначена обязательность элемента, знаком «минус» - отсутствие элемента и знаком «±»-факультативность (по необходимости).В зависимости от конкретного задания текстовая часть может быть дополнена.
Таблица 4 - Состав различных видов учебных работ
Элементы работы | Вид работы учебной | |||||
учебной | МД | ДР | КП/КР | Отчет по ППр | РГР | ЛР |
Титульный лист | + | + | + | + | + | + |
Задание | + | + | + | + | + | + |
Аннотация | + | + | ± | - | - | - |
Содержание | + | + | + | ± | ± | - |
Введение | + | + | + | + | - | - |
Основная часть | + | + | + | + | + | + |
Заключение (выводы) | + | + | + | + | ± | + |
Перечень сокращений | ± | ± | ± | ± | - | - |
Перечень терминов | ± | ± | ± | ± | - | ± |
Список литературы | + | + | + | + | + | ± |
Приложения | ± | ± | ± | ± | ± | - |
Титульный лист
7.2.1Титульныйлистявляетсяпервойстраницейучебнойработыислужитисточникоминформации,необходимойдляобработкиипоискадокумента.
Титульный лист выполняется на листах формата А4.
На титульном листе приводятся следующие сведения:
- наименование вуза (буквы - прописные);
- наименование кафедры (строчные, кроме первой прописной);
- вид учебной работы (буквы – прописные, шрифт - полужирный);
- дисциплина (строчные, кроме первой прописной);
- тема учебной работы (строчные, кроме первой прописной) с
указанием «на тему:»;
- шифр и наименование специальности;
- согласующие подписи консультантов и рецензентов (и. о. фамилия, ученая степень, звание, дата подписания).При большом количестве согласующих подписей консультантов допускается выпуск второго листа, являющегося продолжением титульного листа. При этом на втором листе в верхнем правом углу указывают:«Продолжение титульного листа» и наименование учебной работы;
-слева - слово «Выполнил», справа, напротив, указывается фамилия и инициалы студента;
- строкой ниже пишется «Принял» (для дипломной работы, магистерскойили докторскойдиссертации - «Научный руководитель») и указываются фамилия и инициалы, ученаястепень, ученое звание и другие регалии руководителя;
- город и год выполнения (без указания слова «год» или «г»).
Образцы форм титульных листов для разных видов учебных работ приведены в приложенияхМ-Т.
Задание
7.3.1 Задание на дипломную работу выдается на кафедре. Бланк задания приведен в приложении Н.
Аннотация
7.4.1 Аннотация представляет собой краткую характеристику работы и выполняется на казахском и русском языках. В курсовых проектах и работах допускается выполнение аннотации на одном языке. По требованию выпускающей кафедры аннотация может быть выполнена и на других языках. Например: казахский, русский, английский.
7.4.2В аннотации указывается вид учебной работы и ее основные характеристики (цель работы, тематика и аспекты ее освещения), отличительные черты работы (постановка проблемы, решение частного вопроса, рекомендации). В аннотации не следует пересказывать содержание работы.
Общий объём аннотациине должен превышать одну страницу
7.4.3 Слово «Аннотация» записывается на соответствующих языках в виде заголовкаи не нумеруется.
Содержание
7.5.1 Требования к оформлению раздела «Содержание»учебной работы соответствуют рекомендациям, изложенным в п. 4.1.11.
Введение
7.6.1 Введение является первым и весьма ответственным разделом учебной работы, в котором отражаются все достоинства работы. Введение должно содержать обоснование темы учебной работы, научной новизны и практической значимости, оценку современного состояния решаемой научной проблемы, а также должны быть сформулированы цель, задачи и объектисследования. Должны бытьописаны теоретическая и методологическая основы и практическая база написания данной работы.
7.6.2Слово «Введение» записывается в виде заголовка и не нумеруется.
Основная часть
7.7.1 Основная часть учебной работы включает разделы в соответствии с заданием и требованиями нормативных документов, разработанных кафедрами.В основной части учебной работы приводят данные, отражающие сущность, содержание, методику и основные результаты выполненной работы.
7.7.2 Оформляется основная часть в соответствии с разделом 4.
Заключение. Выводы
7.8.1Заключение (выводы) должно содержать анализ проведенных учебных экспериментов, приводится сравнение полученных данных с теоретическими расчетами, отмечается познавательная ценность полученных результатов для усвоения учебного материала.Дается оценка полноты решений поставленных задач, конкретные рекомендации по изученному объекту исследования.
Слово «Заключение» записывают в виде заголовка и не нумеруют.
Список литературы
7.10.1Список литературы, использованной при выполнении учебной работы, выполняется в соответствии с пунктом 4.1.12
Слова «Список литературы» пишутся симметрично тексту в виде заголовка и не нумеруются.
Нормоконтрольучебных работ
8.1 Нормоконтролю подлежат учебные работы, перечисленные в п. 7.1.
8.2 Основная цель нормоконтроля - повышение уровня учебных работи их унификации.
Основные задачи нормоконтроля:
- соблюдение в учебных работах письменных норм и требований, установленных правилами языка;
- правильность оформления учебных работ в соответствии с требованиями действующих систем стандартов.
8.3 Нормоконтроль проводится на завершающем этапе подготовки учебных работ к защите.
Учебные работы предъявляются на нормоконтроль при наличии всех подписей лиц, ответственных за подготовку и выпуск учебных работ. Работы, имеющие утверждающую подпись, подаются на нормоконтроль до их утверждения.
8.4 Нормоконтроль выпускных, дипломных работ (проектов) и магистерских (докторских) диссертаций осуществляется специально выделенными лицами из числа профессорско-преподавательского состава.
Нормоконтроль остальных учебных работ возлагается на преподавателей, принимающих соответствующие работы.
8.5 Нормоконтролер отвечает за соблюдение ввыполненнойучебнойработетребований действующих языковых правил, а, также, требований стандартов и других нормативно-технических документов к её оформлению.Нормоконтролер не отвечает за правильность, выбор и содержание принимаемых технических решений, имеющихся в учебных работах.
Приложение А(справочное)
Некоторые типографские термины и понятия
ИНТЕРВАЛ - расстояние между опорными линиями соседних строк текста[3].
КЕГЛЬ (КЕГЕЛЬ) типографский (от нем. Kegel) — размер литеры наборного шрифта в стоячем положении от передней до задней стенки.
Практически кегль — это высота буквы или знака в строке с просветом над и под ними (заплечики), необходимым для того, чтобы их штрихи в смежных строках не сливались друг с другом. Кегль обозначается в пунктах; например, кегль 10 — это шрифт, кегль которого равен 10 пунктов (10 пт).
Шрифты каждого кегля получили свое название. Например - Боргес, Диамант, Корпус, Миньон, Нонпарель, Парангон, Таймс и др.
ОТТОЧИЕ — ряд разделенных пробелами точек, которым связывают заголовок оглавления (содержания) с отстоящей от него адресной ссылкой, не давая глазу читателя соскользнуть на ссылку к соседнему заголовку.
По техническим правилам набора точки отточия в разных строках должны быть выровнены по вертикали и заканчиваться на той же вертикали, на которой завершаются полные строки оглавления (содержания). Не допускается отточиеменьше трех точек.
ПРОБЕЛ— интервал между буквами, обозначающий границы слов во многих системах письменности. Функционально пробел принадлежит к зна