Эксплуатация самолета в зимних условиях.
1. Самолет на колесном шасси может эксплуатироваться в зимнее время на аэродромах с бетонным покрытием, а также на грунтовых аэродромах с хорошо укатанным снежным покровом.
На неукатанных аэродромах самолет может эксплуатироваться при толщине снежного покрова не более 15см.
2. Самолет устанавливать на лыжи при глубине снега не менее 15 см.
3. Самолет на лыжном шасси может эксплуатироваться на аэродромах с укатанным и полуукатанным снежным покровом.
Эксплуатация самолета на неукатанных аэродромах возможна при толщине снежного покрова не более 15 см из-за малого расстояния концов лопастей воздушного винта от земли (250 мм и сравнительно большого удельного давления на опорную поверхность лыж (1800 кг/м2).
4. Эксплуатация самолета на лыжном шасси производится с полетным весом не более 1950 кг.
Подготовка к полету
Загрузка и центровка самолета. При расчете загрузки самолета необходимо учитывать, что вес его на лыжном шасси на 15 кг больше по сравнению с самолетом на колесном шасси.
Установка на самолет лыжного шасси вместо колесного практически не изменяет центровки самолета. Предельно передняя эксплуатационная центровка самолета Л-200А на лыжном шасси составляет 16% САХ, при весе пилота — 80 кг, бензина — 20 кг,
масла — 23 кг. Предельно задняя эксплуатационная центровка самолета Л-200А составляет 29% САХ при полетном весе 1950 кг.
Диапазон эксплуатационных центровок самолета обеспечивает необходимый запас руля высоты на взлете и посадке.
Типовой вариант загрузки самолета Л-200А (в килограммах) на лыжном шасси до полетного веса 1950 кг
Конструкция самолета (с радиокомпасом РКЛ- 301) 1324
Масло 23
Бензин (в основных баках) 173
Пилот 80
Пассажир на переднем сиденье 75
Три пассажира на заднем сиденье 225
Груз в багажнике 50
Итого 1950
Центровка на взлете 27,6% САХ
При установке на самолет Л-200А радиокомпаса АРК-5 вместо РКЛ-301 вес конструкции самолета увеличивается на 25 кг, а центровка сдвигается назад на 1,4% САХ.
Заправка самолета топливом и маслом. Двигатели М- 337 эксплуатируются на бензине с октановым числом 72—80, что соответствует смеси 75% Б-70 и 25% Б-91/115.
Заправлять топливо рекомендуется в основные бензобаки (на концах крыла), так как наличие такого же количества бензина в дополнительных бензобаках создает более заднюю центровку самолета.
Контроль выработки бензина в полете из основных баков осуществляется по показанию бензиномеров, а из дополнительных — по загоранию красных лампочек на приборной доске. Время работы двигателя с момента загорания красной лампочки — не более 1,5 мин.
Для двигателя М-337 применяется зимой и летом масло МС-20 или МК-22. Минимальное количество масла в одном из баков, при котором разрешается производить полет,— 7л.
Подготовка двигателей к запуску. При температуре наружного воздуха ниже +5°С (минимальная температура в течение истекших суток) двигатели перед запуском подогревать аэродромным подогревателем, подающим горячий воздух с температурой не выше 120°С.
При подогреве двигатели закрывать теплым чехлом, плотно прилегающим к капоту.
До начала подогрева двигателей:
1) убедиться в отсутствии подтекания бензина и масла в соединениях трубопроводов;
2) подвести рукава подогревателя к трубам эжектора с задней стороны двигателей и надеть их на трубы. Подвод теплого воздуха на подогрев двигателей с задней части обеспечивает более быстрый и надежный их подогрев;
3) подогреватель разжигать на расстоянии не менее 25 м от самолета.
Запуск и регулировку подогревателя производить в соответствии с руководством по его эксплуатации. Температуру воздуха, замеренную непосредственно на выходе из подогревателя, отрегулировать в пределах 100—120°С.
Работающий подогреватель подвезти к самолету и присоединить к рукавам. Рукава подогревателя присоединять так, чтобы не было перекосов и перекручивания их. Для уменьшения потерь тепла следует укладывать рукава на подкладки или легкие козлы.
Подогрев двигателей считать достаточным, когда термопары головок цилиндров показывают не ниже +30°С и воздушные винты свободно проворачиваются от руки.
Вращать винт холодного двигателя от руки или с помощью электростартера запрещается во избежание поломки приводов агрегатов и стартера.
Обеспечив подогрев двигателей до температуры головок цилиндров не ниже +30°С, подогреть масло в баках (если оно не сливалось после остановки двигателей).
Для подогрева масла в баках подвести рукава к лючкам в обшивке крыла под маслобаком. Подогрев масла в баке контролировать по его вязкости. Подогретое масло должно свободно стекать с мерной линейки. Чехол с двигателей снимать только непосредственно перед запуском двигателей.
Если масло сливалось из баков, то, не снимая чехла с двигателей, залить в маслобаки горячее масло, имеющее температуру 80—85°С.
Запуск двигателей. Запуск двигателей производить, как обычно.
Перед запуском двигателя провернуть воздушный винт на пять-шесть оборотов. Для облегчения запуска при проворачивании винта залить двигатель бензином с помощью шприца (3—4 подачи плунжера).
Рукоятку регулировки смеси установить в положение «Богато». После запуска двигателя через 10—15 сек убедиться в наличии давления масла по манометру, которое должно быть не ниже 2,5 кг/см2. Если давление масла ниже, остановить двигатель; при нормальном запуске - медленно перевести рычаг регулировки смеси в положение «Нормально» и установить двигателю 1000 об/мин. Через 1—2 мин медленно увеличить обороты двигателей до 1500 об/мин, и прогревать двигатель до тех пор, пока температура головок цилиндров не будет выше 120°С, а температура масла на входе и двигатель +30°С и на выходе +35°С.
Включить систему обогрева кабины с тем, чтобы к концу опробования двигателей устранить обледенение лобовых стекол фонаря и прогреть кабину самолета.
В конце прогрева двигателей переключить теплый воздух в систему антиобледенения крыла и по показанию термометров на приборной доске убедиться в исправности системы.
Двигатель считается прогретым для опробования, если температура головки цилиндра будет не ниже 120°С.
Температура входящего масла + 30°С, выходящего + 040°С.
Опробование двигателя производить согласно Руководству по летной эксплуатации самолета (см. стр. 30).
Выполнение полета.
Руление. Руление самолета на лыжах в значительной степени зависит от материала, из которого изготовлена скользящая поверхность лыж. Лыжи с подошвой из пластмассы типа «пертинакс» (производства ЧССР) имеют тенденцию к примерзанию при стоянке самолета, а также при кратковременных остановках при рулении.
В этом случае при страгивании самолета необходима помощь сопровождающего.
При рулении надо стараться избегать остановок самолета до места старта.
Лыжи с подошвой из материала «фторопласт 4» или «полиэтилен низкого давления» не примерзают при температуре наружного воздуха до -40°С и обладают удовлетворительными характеристиками скольжения.
Перед началом выруливания самолета со стоянки необходимо убедиться, что двигатели достаточно прогреты, а лобовые стекла кабины и передняя половина стекла левой двери очищены от обледенения.
Страгивание самолета с места (на укатанном снежном покрове) происходит при оборотах двигателей 1500÷1700 об/мин.
Руление самолета на лыжном шасси по укатанному и полуукатанному снегу сложности не представляет. Управление самолетом при рулении по укатанному снегу можно осуществлять с помощью управляемой передней лыжи и тормозов.
Управление самолетом при рулении по неукатанному снежному покрову требует дополнительно применения асимметричной тяги двигателей.
Развороты и довороты следует производить на уменьшенной скорости.
Крутых разворотов надо избегать, так как это создает большие нагрузки на шасси. Развороты на одном месте недопустимы.
При рулении по незнакомой местности соблюдать максимальную осмотрительность, принимая во внимание небольшое расстояние концов лопастей воздушного винта от поверхности снега.
Не допускать руления самолета по рыхлому снегу глубиной более 15 см.
Если руление должно производиться в условиях снегопада, дождя или при температуре наружного воздуха, близкой к 0°С, периодически (не более чем на 1—2 мин.) включать обогрев ПВД.
Взлет. Подготовка к взлету, взлет и набор высоты выполняются в соответствии с рекомендациями для самолета с колесным шасси, изложенными в настоящем Руководстве.
Дополнительно учитывать следующее:
Взлет разрешается при температуре головок цилиндров не ниже 120°С и температуре масла на входе в двигатель +40°С, на выходе +50°С.
Разбег в значительной степени зависит от состояния взлетной полосы. Если взлетная полоса хорошо укатана, то процесс разбега и отрыв самолета такие же, как на колесном шасси. Направление взлета выдерживается с помощью тормозов и управляемой передней ноги.
Выдерживать направление при разбеге значительно сложнее, особенно по рыхлому снегу и если на взлетной полосе имеются глубокие колеи. В этом случае направление взлета, при необходимости, выдерживать посредством асимметричной тяги двигателей. При этом следует учесть, что длина разбега самолета будет больше обычной. По достижении скорости 60 км/час и более разворот самолета парируется педалями.
В начале разбега по слабо укатанному и рыхлому снегу штурвал надо взять полностью на себя, чтобы уменьшить нагрузку на переднюю лыжу. После отрыва передней лыжи вернуть штурвал в переднее, положение, удерживая лыжу над поверхностью снега, и продолжать разбег.
Последующие операции выполняются так же, как и на колесном шасси, кроме уборки шасси.
Длина разбега самолета на лыжах меняется в зависимости от состояния взлетной полосы, а также физического состояния снега. Последнее, в свою очередь, определяется температурой наружного воздуха. Так, например, при температуре наружного воздуха от —3 до —5°С, когда снег становится крупнозернистым, длина разбега по укатанной полосе составляет 300—310 м, в то время как при —12°С и ниже длина разбега на этой же полосе — не более 240 м. Помимо увеличения мощности двигателей за счет снижения температуры наружного воздуха большое влияние в таком случае оказывает физическое состояние снега.
Горизонтальный полет, снижение и посадка. В горизонтальном полете следить за температурным режимом двигателей.
Температура головок цилиндров должна быть:
Рекомендуемая 140 - 170°С
Максимальная 185°С
Максимально допустимая кратковременная в течение 3 мин. 200°С
Минимальная при снижении 70°С
Минимальная перед заходом на посадку для хорошей приемистости в случае ухода на второй круг 120°С
Температура масла должна быть:
Входящего: рекомендуемая 40—70°С
максимальная: 80°С
Выходящего: рекомендуемая 50- 80°С
максимальная в течение 5 мин 90°С
В горизонтальном полете для уменьшения расхода топлива рукоятку регулировки смеси установить в положение «Бедно».
Если необходимо снизить температуру масла и головок цилиндров, то следует открыть створки капота.
При полетах в условиях повышенной влажности в случае признаков обледенения воздухозаборника, что отмечается постепенным падением наддува при полете на неизменной высоте и неизменном режиме работы двигателей, требуется открыть заслонки забора воздуха из-под капота двигателей.
Для поддержания температуры головок цилиндров снижение следует производить, не полностью убирая газ двигателей, а подбирать режим их работы так, чтобы обеспечить необходимую температуру головок цилиндров к моменту захода на посадку.
Например, при температуре наружного воздуха минус 20°С, длительном снижении 2,5—3 м/сек со скоростью по прибору 200 км/час в режиме работы двигателей
1800—1900 об/мин при давлении наддува 400÷420 мм рт.ст. температура головок цилиндров не снижается ниже 120°С. При снижении с вертикальной скоростью 4 м/сек на той же скорости по прибору 200 км/час (режим работы двигателей несколько ниже: п=1800 об/мин, Р = 360—380 мм рт. ст.) температура головок цилиндров снижается до 90—100°С.
Следовательно, для повышения температуры головок цилиндров необходимо уменьшить вертикальную скорость снижения путем повышения режима работы двигателя или уменьшения скорости по прибору.
Заход на посадку и посадку производить так же, как и на колесном шасси.
При полете в условиях возможного обледенения исключить обогрев приемника воздушных давлений.
В случае замерзания или закупорки статической системы приемника воздушных давлений (при неизменном режиме полета — уменьшенные показания указателя скорости, увеличенные показания вариометра и неизменные показания высотомеров) открыть заглушку вывода статической проводки ПВД на кабину. При этом приборы будут работать от аварийной статической системы с измененными показаниями, т.е. показания указателя скорости увеличатся на 10 - 15 км/час.
Следует также иметь в виду, что при включении в полете обогрева кабины могут кратковременно измениться показания вариометра на 1—1,5 м/сек.