Определение мощности электродвигателей
Полные потери мощности в двигателе
,
где ΔРс – постоянные потери мощности, Вт; ΔРνнач – переменные потери мощности, вт; χ– кратность тока; χ = Ii/Iн; Iн – номинальный ток двигателя, А; R – сопротивление обмоток, Ом; α – коэффициент потерь, α =ΔРс/ΔРνнач;α = 1,0 для ДПТ НВ; α = 0,5для ДПТ. ПВ; α = 0,5...0,7для АД; α = 1,5...2,0 для синхронных двигателей.
Потери мощности при холостом ходе двигателя
.
Коэффициент полезного действия при i-й нагрузке
.
Предельно допустимое превышение температуры двигателя над стандартным значением температуры охлаждающей среды
τдоп = Θдоп – Θо.ст,
где Θдоп – предельно допустимое значение температуры изоляции обмоток двигателя, оС; Θ – стандартная (+40 оС) температура газообразной охлаждающей среды, оС.
Теплоотдача двигателя
.
Уравнение нагрева двигателя записывают следующим образом:
где τ – превышение температуры поверхности машины относительно температуры охлаждающей среды, оС; τ0, τуст – соответственно начальное и установившееся превышение температуры машины относительно температуры охлаждающей среды, оС; t – время работы двигателя при неизменной нагрузке, с; Тн – постоянная времени нагрева, с.
Установившееся (конечное, при t = ∞) превышение температуры поверхности машины относительно температуры охлаждающей среды
τуст = ΔΡ/А.
Постоянная времени нагрева
(1.20)
где С – теплоемкость двигателя, Дж/К; т – масса двигателя, кг; с1 – удельная теплоемкость, Дж/(кг К).
Постоянная времени охлаждения при неподвижном двигателе
То = Тн/β0 = С/А0 = С/(β0А),
где β– коэффициент ухудшения теплоотдачи при неподвижном роторе.
Примерные значения коэффициента β0 для двигателей: с независимой вентиляцией – 1; без принудительного охлаждения – 0,95...0,98; самовентилируемых – 0,45...0,55; защищенных самовентилируемых – 0,25...0,35.
Коэффициент βп.п. ухудшения теплоотдачи в переходных процессах (пуск, торможение)
βп.п. = (1+ β0)2.
Уравнение охлаждения отключенного от сети двигателя, достигшего перегрева, записывают следующим образом:
τ = τоткле-t/T0,
где τоткл – превышение температуры двигателя в момент его отключения, град. а
Разность между стандартным и фактическим значениями температур охлаждающей среды
Δτ = Θо.ст – Θо = 40 – Θо,
где Θо – фактическая температура газообразной, охлаждающей среды, оС.
Возможная нагрузка двигателя при отклонении фактической температуры охлаждающей среды от стандартной
.
Стандартные (нормированные) значения продолжительности рабочего периода S2 tр.н – 10, 30, 60 и 90 мин. Для кратковременного, режима работы должно выполняться условие tк.кат ≥ tф, где tк.кат, tф – соответственно длительность каталожного и фактического периодов работы.
Коэффициент термической (тепловой) перегрузки
,
где ΔРк –потери мощности в двигателе при кратковременном режиме работы, Вт; tр – время работы двигателя при' неизменной нагрузке, с; δм – коэффициент механической перегрузки.
Коэффициент механической перегрузки
,
при α = 0
δм = ,
где tк – время работы двигателя в кратковременном режиме, с.
Мощность двигателя режима S1 для работы в кратковременном режиме S2 с нагрузкой Рк = Рэ
Рн ≥ Рк /δм = Рэ/δм.
Эквивалентная нагрузка в режиме S2
,
где tр.х – текущее значение времени работы двигателя с нагрузкой Рi, с.
Мощность двигателя режима S2 для работы в режиме S2 с любой нормированной продолжительностью tр.н
,
где tр.х – фактическое время работы двигателя, мин.
Длительность одного цикла работы при повторно-кратковременном режиме S3
tц = tр + tо,
где tр, tо, – соответственно продолжительность работы двигателя при неизменной нагрузке и время (продолжительность) паузы, с.
Относительная продолжительность включения
ξ = tр/ tц.
ГОСТ устанавливает относительную продолжительность включения ПВ = 15, 25, 40 и 60%при продолжительности цикла 10 мин.
Мощность двигателя режима SЗ при работе в режиме S3 с нормированным значением ПВн
,
где ПВх – фактическая продолжительность включения, %; ξн и ξх – соответственно нормированная и фактическая относительная продолжительность включения.
Фактическая продолжительность включения ПВх с учетом ухудшения теплоотдачи двигателя в отключенном состоянии
ПВ′ х = tр100/(tр + β0t0).
Мощность двигателя режима 51 при работе в режиме S3
Рн ≥ Рэ .
Коэффициент термической (тепловой) перегрузки двигателя режима S1 при работе его в режиме S3
.
Мощность, которую может развивать двигатель режима S1 при работе в режиме S3,
где Рд.л – мощность двигателя в режиме S1, кВт.
Средние потери мощности за цикл
.
Потери мощности на участках нагрузочной диаграммы при Рi нагрузке на валу двигателя
.
Время (продолжительность) кратковременной работы при заданных значениях коэффициента потерь αи степени перегрузки двигателя по току χ
где δт – коэффициент термической перегрузки.
Относительная продолжительность нагрузки
,
где tх.х – время холостого хода, с.
Нормируемые значения ПН%равны 15, 20, 40 и 60%.
Допустимая частота включения двигателя
,
где ΔΑп и ΔΑт – соответственно потери энергии при пуске и торможении двигателя, квт/с.
Мощность двигателя для продолжительной переменной нагрузки (S1)
Рн ≥ (1,2…1,3)Рм,
где Рм – среднее значение мощности по нагрузочной диаграмме Рм(t)исполнительного механизма.
Максимальный момент двигателя
Мк = М*кМн ≥ Мс max ,
где Мс max – максимальный момент рабочей машины, взятый из найденной зависимости Мс(t), т. е. нагрузочной диаграммы.
Пусковой момент двигателя для продолжительного режима работы (S1)
Мп = М*пМн ≥ (1,2…1,5)Мтр,
где Мтр – момент трогания рабочей машины, Н·м.
При малых моментах трогания Мп = Мтр+ 0,25. При моментах трогания, соизмеримых с номинальным моментом, целесообразней пользоваться соотношением Мп = 1,25 Мтр,но так, чтобы во всех случаях время разбега двигателя было в пределах допустимого по нагреву.