Трёхфазного потребителя методом двух ваттметров
Общая мощность потребителя равна P=P1+ P2
5 Условные обозначения электроизмерительных
приборов
Амперметр Вольтметр
|
Ваттметр Частотомер
На шкалы приборов наносятся следующие условные обозначения:
1,5 или Класс точности 1,5
Постоянный ток
Переменный ток
Постоянный и переменный ток
Трехфазный ток
Прибор магнитоэлектрической системы
Прибор электромагнитной системы
Прибор электродинамической системы
Прибор устанавливается горизонтально
Прибор устанавливается вертикально
600 Прибор устанавливается под углом 600
Изоляция прибора испытана на напряже-
или ние 2 кВ
Эксплуатационная группа Б
Примечание: Электроизмерительные приборы выпускаются трёх эксплуатационных групп:
А – для закрытых отапливаемых помещений (00 ¸ +350С);
Б – для закрытых неотапливаемых помещений (–300 ¸ +400С);
В – для полевых и морских условий (–400 ¸ +600С)
6 Контрольные вопросы
1 Что называется абсолютной, относительной и приведённой погрешностями? Как они определяются?
2 Какая погрешность определяет класс точности прибора? Перечислите классы точности приборов.
3 Как определить возможную наибольшую абсолютную погрешность прибора по данным его шкалы?
4 Как определить возможную абсолютную погрешность прибора в любом месте его шкалы (в том месте, где находится стрелка прибора)?
5 Что означают условные знаки, нанесённые на шкалу прибора?
6 Как определить цену деления прибора? Что она означает?
7 Как можно расширить пределы измерения амперметра (вольтметра)?
8 Как включаются в схему амперметры и вольтметры?
9 Какими способами можно измерять мощность в цепях трёхфазного тока? Как включается в цепь ваттметр?
7 Рекомендуемая литература
1 Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. М.: Высш. шк., 1999.- с. 340-342, 344-352.
2 Воробьев А.В. Электротехника и электрооборудование строительных процессов. М.: АСВ, 1995. – с. 110-128.
3 Волынский Б.А. и др. Электротехника. М.: Энергоатомиздат, 1987. - с. 252-273.
4 Ушев Н.И., Погонышев С.А. Электротехника и электроника. МУ по выполнению лабораторной работы №1 Электрические измерения в цепях постоянного и переменного тока. Брянск: БГИТА, 2002.
5 Ушев Н.И., Жданова Л.С. Электротехника и электроника. МУ по выполнению лабораторной работы № 3 Поверка счетчика активной энергии. Брянск: БГИТА, 2002.
Лабораторная работа № 5
Исследование электрической цепи синусоидального тока с последовательным соединением резисторов, индуктивной катушки и конденсаторов
Цель работы:
проверка опытным путем выполнения второго закона Кирхгофа для неразветвленной цепи синусоидального тока;
приобретение навыков в определении параметров цепи и построении векторных диаграмм;
определение параметров индуктивной катушки;
исследование явления резонанса напряжений в электрической цепи.
1 Описание лабораторной установки
На рисунке 5.1 изображена схема экспериментальной установки. Напряжение питания величиной 127В через автоматический выключательQF подводится к измерительному комплекту К-505, в состав которого входят вольтметр, амперметр и ваттметр. Эти приборы отображают значение напряжения, тока и мощности всей цепи.
В качестве резисторов служат лампы накаливания с активным сопротивлением RЛ. Индуктивная катушка обладает активным RК и индуктивным (реактивным) XL=wL сопротивлениями, конденсатор – емкостным (реактивным) сопротивлением XС=1/wС
Количество ламп в цепи можно изменять с помощью переключателя S2. Состав элементов цепи устанавливается выключателями S3 и S4. Для измерения напряжения на конкретных элементах цепи, служат соответственно, вольтметры PV2, PV3, PV4.
Экспериментальная установка позволяет исследовать опытным путем различные режимы работы цепи, в том числе и явление резонанса напряжений, изменяя набор элементов цепи (выключателями S3 и S4)., количество ламп накаливания (переключателем S2) или емкость конденсатора.
2 Порядок выполнения работы
2.1 Ознакомиться с приборами и аппаратами, имеющимися на стенде, и их назначением.
2.2 Подобрать приборы и аппаратуру к исследуемой схеме (рисунок 5.1), необходимые для выполнения работы.
2.3 Собрать схему, содержащую только одну индукционную катушку (из схемы согласно рисунку 5.1 исключить лампы накаливания и конденсаторы). Пригласить преподавателя для ее проверки.
2.4 После проверки схемы преподавателем включить схему под напряжение, снять показания приборов и занести их в таблицу 5.1.
2.5 Собрать схему согласно рисунку 5.1 и пригласить преподавателя для ее проверки.
2.6 После проверки схемы преподавателем включить схему под напряжение и проверить работу всех включенных приборов.
2.7 Исследовать явление резонанса напряжений, для чего в цепи с R, L и C изменять величину емкости С от 0 до максимума, занося показания приборов в таблицу 5.2.
2.8. При выполнении работы с элементами УИРС необходимо дополнительно составить схемы, таблицы и провести опыты со схемами, содержащими последовательное соединение ламп и катушки, ламп и конденсаторов, катушки и конденсаторов. В отчете провести соответствующие расчеты, построить векторные диаграммы и дать письменный анализ полученных результатов.
3 Обработка экспериментальных данных
В состав исследуемой цепи входят резистивные элементы, индуктивная катушка и конденсаторы. При построении векторных диаграмм будем пользоваться векторными выражениями напряжений и токов.
Ток, протекающий через активное сопротивление, совпадает по фазе с приложенным к этому сопротивлению напряжением (рисунок 5.2 а, г), угол сдвига фаз j между током и напряжением здесь равен нулю.
а) с резистивным элементом; б) с индуктивным элементом;