Устройство и принцип действия
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра электротехники и электрических машин
УТВЕРЖДАЮ: | ||
И.о. зав. кафедрой ЭТиЭМ | ||
доцент | ______ | ЯЯ.М. Кашин |
«____»_______2013г. |
Лекция № 5
По дисциплине «Электропривод и электрооборудование технологических объектов нефтегазовой отрасли»
для студентов направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело»
Квалификация выпускника - Бакалавр
Тема 4.Машины постоянного тока
Разработал:
доц.каф.ЭТиЭМ Копелевич Л.Е.
Обсуждено на заседании каф. ЭТиЭМ
27 августа 2013 г. (протокол № 1)
Секретарь кафедры
доц. С.А. Попов
2013 г.
Цели: 1. Формирование следующих компетенций:
1. ПК-2: способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
2. Формирование уровня обученности:
1. Знать: основные законы электротехники.
2. Иметь представление: о перспективах и направлениях развития электротехники и электроники.
Материальное обеспечение:
Проектор, ПК, комплект слайдов «ЭиЭ, тема 1».
Учебные вопросы
Вводная часть.
Основная часть:
1 Устройство и принцип действия.
2 Энергетические диаграммы машин постоянного тока.
3 Реакция якоря.
4 Классификация генераторов по способу возбуждения и их характеристики.
5 Пуск двигателей постоянного тока.
6 Механические характеристики ДПТ.
7 Универсальные коллекторные двигатели.
Заключение.
Литература
1. Касаткин А.С. Курс электротехники: Учеб. для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов. - 10-е изд., стер. - М.: Высш. школа, 2009. – 542 с. (с. 362-403).
2. Л 21: Касаткин А.С. Курс электротехники: Учеб. для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов. - 10-е изд., стер. - М.: Высш. школа, 2009. – 542 с. (с. 371-410).
Устройство и принцип действия
Неподвижная часть машины наз. индуктором и состоит из полюсов и круглого стального ярма, к которому прикреплены полюса. Назначение индуктора – создание в машине основного магнитного потока.
Вращающаяся часть машины состоит из укрепленного на валу цилиндрического якоря и коллектора. Якорь состоит из сердечника (шихтованного) и обмотки. Концы витков обмотки соединены с изолированными от вала медными пластинами коллектора (пластины коллектора изолированы и друг от друга). На коллектор налегают две неподвижные щетки, с помощью них обмотка якоря соединена с внешней цепью.
Принцип работы генератора постоянного тока.
Пусть якорь машины приводится во вращение по часовой стрелк проводниках обмотки якоря индуцируется Э.Д.С. ( по правилу правой руки). епр=Blv
т.к. 2 проводника это ЭДС: Ea 2 пр – переменная величина, т.к. проводники обмотки (якоря) проходят по переменно то над «N», то над «S».
Частота ЭДС f в двух полосной машине равна скорости вращения якоря «N», в об/мин: f n, в общем случае: f
Если обмотка якоря с помощью щеток замкнута через внешнюю цепь, то образуется ток Ia. В обмотке якоря , этот ток Iа – переменный и кривая аналогична форме ЭДС.
Во внешней цепи, благодаря коллектору, направление тока будет постоянным, т.к.
При повороте якоря и коллектора на 90% и изменении направления ЭДС в проводниках одновременно происходит также смена коллекторных пластин над щетками. Вследствие этого под верхней щеткой всегда будет находиться пластина, соединенная с проводником, расположенным под северным полюсом. А под нижней, соединенная с проводником, находится под «S» полюсом.
Таким образом, в генераторе коллектор - механический выпрямитель, преобразующей переменный ток обмотки якоря в постоянный ток во внешней цепи.
Напряжение на зажимах генератора будет меньше Ea на величину падения напряжения в сопротивлении обмотки якоря Ia :
Ua a Ra Ia - напряжение тока совпадает с направлением E.
Проводники обмотки якоря с током I a находятся в магнитном поле, и поэтому на них будут действовать электромагнитные силы. Fпр BℓIa
Эти силы создают механический вращающий момент.
Мэм- электромагнитный момент
Мэм Fпр Da Bℓ Ia D a
В режиме генератора этот момент, тормозящий и действует против направления вращения якоря.
Уравнение моментов:
Мэм в тр Ме
Мв -вращающий момент,
Мтр -момент сил трения,
Ме -тормозной (вихревые токи).
Принцип работы ДПТ.
К обмотке якоря подводится постоянный ток от внешнего источника.
При этом на проводнике обмотки якоря будут действовать электромагнитные силы Fпр и возникает электромагнитный момент Мэм. При достаточном Мэм якорь машины приводится во вращение и будет развивать мех. мощность . Мэм -движущий и действует в направлении вращения
В режиме двигателя коллектор инвертор. В обмотках якоря также индуктируется Э.Д.С.Ea направленные как и в генераторе против Ia. Т.е. Ea-противоэлектродвижущая сила.
Ур-е напряжения двиг:
Ua a aIa
Ур-е моментов:
Мэм МВ + Мтр + Ме
МВ -тормозящий момент, развиваемый рабочим механизмом.