Пути генераторов и электродвигателей соединились
Известно, что индуктированная ЭДС пропорциональна индукции магнитного поля, длине проводника и относительной скорости перемещения проводника в магнитном поле. При всех своих достоинствах кольцевой якорь обладал одним существенным недостатком: каждый виток разделялся на две части — наружную активную, находящуюся в магнитном поле полюсов, и внутреннюю пассивную, находящуюся вне главного поля и фактически не участвующую в образовании ЭДС.
Следовательно, использование медной обмотки было плохим. Устранить этот недостаток сумел известный немецкий электротехник, главный инженер фирмы Сименса, член Берлинской Академии наук Фридрих Геф- нер-Альтенек (1845—- 1904 гг,), В 1873 г. он предложил конструкцию барабанного якоря. Схема формирования петлевой обмотки барабанного якоря показана на рис. 4.19 и, где показано, что «прямой» проводник проходит по образующей цилиндра-барабана, а «обратный» — тоже по образующей цилиндра, но в зоне другого полюса (пример, относится к двухполюсной машине).
Не используются только торцевые или лобовые части каждого витка. На рис. 4.19 б показаны ответвления от витков к пластинам коллектора. Чтобы не загромождать чертежа щетки условно показаны внутри, тогда как в действительности они накладываются на коллектор снаружи. На рис. 4.20 показана промышленная машина с барабанным якорем.
Очень важные усовершенствования в конструкцию якоря внес американский изобретатель Хайрем Максим (1840—1916 гг.), более известный как автор системы пулемета. В 1880 г. он вновь (после Пачинотти) ввел зубчатый якорь, а также внутренние каналы для вентиляции. Знаменитый Томас Альва Эдисон (1847—1931 гг.) в 1880 г. получил патент на изобретение шихтованного якоря. В патенте указывалось: «... во вращающихся якорях, изготовленных из цельного металла... токи индуктируются в самой массе металла... Эти токи вызывают вредное влияние. Чтобы устранить это, — я изготовляю якорь из большого числа тонких дисков или колец, закрепленных на валу и отделенных друг от друга легкой изоляцией. Я получил очень хорошие результаты, применяя диски... от 1/32 до 1/64 дюйма толщиною, разделенные между собой листами тонкой бумаги... Благодаря этому полезная мощность машины значительно увеличивается». Известно, что примерно такая толщина листов электротехнической стали сохранилась до настоящего времени, однако оклейку листов бумагой со временем заменили лакировкой этих листов.
С 1885 г. началось применение шаблонной обмотки, что значительно улучшило ее качество и снизило стоимость машин. Важным усовершенствованием машины постоянного тока явилось введение в 1884 г. компенсационной обмотки, а в 1885 г. — дополнительных полюсов, с помощью которых удавалось компенсировать реакцию якоря и улучшить коммутацию. В 1891 г. немецким профессором Э. Арнольдом была опубликована первая работа, посвященная теории и конструированию обмоток электрических машин.
Длительную эволюцию претерпела конфигурация магнитной системы электрических машин. Пока не были выяснены основные соотношения между геометрическими размерами, магнитодвижущими силами и индукциями, сердечники полюсов были либо излишне громоздкими, либо напротив, имели очень малое сечение и большие длины. Магнитные системы часто были несимметричными и имели несколько стыков, представлявших собой технологические зазоры. Достаточно рассмотреть приведенные конструкции, чтобы убедиться в справедливости сказанного.
Явление магнитного насыщения открыто Дж. Джоулем в 1840 г. Весьма прогрессивными были труды выдающегося русского физика Александра Григорьевича Столетова (1839—1896 гг.) по исследованию магнитных свойств «мягкого железа», выполненные в 1871 г. А. Г. Столетов показал, что магнитная восприимчивость железа с ростом напряженности магнитного поля сначала возрастает, проходит через максимум и затем уменьшается. Следовательно, при проектировании электрической машины следует учитывать сорт железа и выбирать рациональный режим намагничивания.
В 1880 г. после открытия независимо друг от друга итальянским физиком А. Риги и немецким физиком Э. Варбургом явления гистерезиса начались исследования потерь в стали при перемагничивании (английский ученый Д. Юинг, американский электротехник Ч. П. Штейнмец). Большое значение для проектирования электрических машин и аппаратов имели работы английских электротехников Дж. Гопкинсона и Г. Роуланда (1873 г.), сформулировавших и исследовавших закон магнит- ной цепи. Все эти открытия способствовали переходу от грубой эмпирики к достаточно строгому анализу и проектированию электротехнических устройств. Магнитная система электрических машин приобретала все более компактную и симметричную форму. Вслед за двухполюсными машинами в 80-е годы Стали строиться четырехполюсные и вообще многополюсные машины.
Одним из пионеров многополюсных машин, предлагавшихся еще Граммом, был русский электротехник М. О. Доливо-Добровольский, о котором главный разговор еще впереди. На рис. 4.21 представлена конструктивная схема четырехполюсной машины постоянного тока с дополнительными полюсами, сформировавшаяся в 80-х годах и сохранившаяся до настоящего времени.
Развитие электрических машин и аппаратов вызвало необходимость в разработке специальных термостойких электроизоляционных материалов. Для повышения термостойкости создаются пропиточные составы и покрытия, а также композиционные изолирующие материалы. Для изоляции пластин коллектора начинают применять слюду. В начале 90-х годов на основе слюды создаются новые материалы: миканит, микалента, микафолий, нашедшие широкое применение для изоляции в электрических приборах и машинах.
В конце XIX — начале XX вв. также создаются различные синтетические высокомолекулярные соединения, на основе которых разрабатываются новые электроизоляционные материалы, которые наряду с хорошими электрическими свойствами обладают высокой термо и влагостойкостью.