Однофазный асинхронный двигатель с пусковой обмоткой
Для пуска вход однофазного АД применяют специальную пусковую обмотку (ПО), располагаемую на статоре под углом 90° к рабочей (РО).
Рис.29.5. однофазный асинхронный двигатель с пусковой обмоткой:
а – электрическая схема; б – векторная диаграмма токов
Последовательно с пусковой обмоткой включают конденсатор С, благодаря которому ток Iп в этой обмотке опережает по фазе напряжение сети U1 на некоторый угол. Применение пусковой обмотки обеспечивает выполнение двух необходимых условий получения вращающегося магнитного потока (сдвиг обмоток статора в пространстве и сдвиг токов в обмотках по фазе на некоторый угол).
Пусковая обмотка включается только при пуске. Благодаря ей в двигателе образуется вращающийся магнитный поток и появляется вращающий момент М', причем пусковой момент М'п > 0.
Рис.29.6. Зависимость вращающих Рис.29.7. Электрическая схема
моментов от скольжения ОД с конденсаторного двигателя с
пусковой обмоткой рабочей и пусковой обмотками
Двигатель трогается с места и разгоняется в соответствии с зависимостью М'(s) (рис.29.6). Разгон двигателя заканчивается в точек 1', когда вращающий момент становится равным тормозному (М' = Мт). После этого пусковую обмотку отключают. Теперь магнитный поток создается только рабочей обмоткой. В этом режиме имеется вращающий момент М. При отключении пусковой обмотки благодаря инерции массы частота вращения ротора не изменится, скольжение останется равным s'1, а рабочей точкой становится точка 2 на кривой М(s). Так как тормозной момент Мт останется неизменным, то точки 2 имеем М< Мт.. Двигатель начинает тормозиться, скольжение s увеличивается, вращающий момент увеличивается, и в точке 1 кривой М(s) наступает равенство моментов (М = Мт). Получаем установившийся режим работы двигателя при несколько большем скольжении s1.
При постоянно включенной пусковой обмотке с конденсатором двигатель называется конденсаторным. В этом случае для получения наибольшего пускового момента и лучших характеристик в рабочем режиме параллельно с рабочей ёмкостью Ср включают пусковую обмотку Сп, которую отключают после окончания пуска (рис.29.7). Коэффициент мощности конденсаторного двигателя .выше, чем однофазного, и достигает значений 0,8…0,95, а КПД – 0,5- 0,7.
Преимуществом однофазного двигателя является то, что для его питания не требуется источник трехфазного напряжения. Но он имеет существенные недостатки, среди которых – отсутствие пускового момента, низкий cos φ и КПД, меньшая перегрузочная способность, нерегулируемая частота вращения. Однофазные двигатели с пусковой обмоткой выпускаются на мощность до 600 Вт.