Трансформаторы для дуговой сварки и автотрансформаторы
В электросварке используется явление электрической дуги, возникающей между электродом и свариваемой деталью. Электрическая схема сварочного трансформатора приведена на рис.23.8, а. Обмотки 1 и 2 образуют понижающий трансформатор. При холостом ходе напряжение между электродом 6 и деталью 7 U2x = 60¸70 В, а при номинальном режиме U2ном = 30 В.
Для получения качественной сварки требуется устойчивое горение дуги, что наблюдается, если ток сварки I2 почти не изменяется. При I2 ≈ const внешняя характеристика должна иметь круто падающий участок (рис.23.8, б). Такая характеристика получается при увеличенном потоке рассеяния трансформатора, что обеспечивается намоткой обмоток 1 и 2 на разных стержнях магнитопровода.
Рис.23.8. Конструкция (а) и внешние характеристики (б) сварочного трансформатора; |
Для изменения внешней характеристики, а значит и тока сварки (рис. 23.8, а, во вторичную цепь последовательно включают дроссель (реактор) 3 с изменяемым зазором 5 между сердечником и якорем 4. Второе назначение дросселя – ограничение тока короткого замыкания. Коэффициент мощности сварочных трансформаторов низок (0,4¸0,5).
Автотрансформатором называют трансформатор, у которого обмотки высшего и низшего напряжений имеют магнитную и электрическую (гальваническую) связь. У понижающегоо автотрансформатора (рис.23.9) вторичная обмотка с числом витков w2 является частью первичной с числом витков w1.
. Рис.23.9. Схема автотрансформатора |
Пренебрегая потерями в обмотках, рассеянием магнитного потока и током холостого хода, получим
.
Ток обмотки w2
5250 ,
а в двухобмоточном трансформаторе ток вторичной обмотки I2 = nI1. Если n незначительно отличается от единицы (для автотрансформаторов характерно n ≤ 3), то I12 значительно меньше I2 двухобмоточного трансформатора (при прочих равных условиях). Поэтому у автотрансформатора сечение провода, масса, габариты и потери меньше, чем у трансформатора той же мощности.
Существенным недостатком автотрансформатора является наличие гальванической связи между обмотками, что требует для обмотки НН изоляцию такую же, как и для обмотки ВН. Из условий электробезопасности не допускается использовать автотрансформаторы для питания цепей низкого напряжения от высоковольтной сети.
Автотрансформаторы применяются при пуске мощных асинхронных и синхронных двигателей, при соединении высоковольтных сетей с разным напряжением. Маломощные автотрансформаторы используют в устройствах автоматики, электросвязи, радиоаппаратуре. Широкое распространение получил лабораторный автотрансформатор (ЛАТР), позволяющий плавно регулировать выходное напряжение.