Основные технические данные сскуа-1
Диапазон отклонения флюгарки от нейтрального положения....................................... ± 15 ± 2°
Изделие обеспечивает выдачу сигналов на углах:
- светового - ОПАСНАЯ СКОРОСТЬ............................................................. -1 ± 1°
- светового - СРЫВ и звукового в шлемофоны экипажа........................... +10 ± 1°
Вид сигнала........................................................................................................... импульсы постоянного тока 27 В с частотой 24 Гц.
Электропитание:
- напряжение постоянного тока................................................................ 27 В
- потребляемая мощность........................................................................... 50 Вт
- мощность обогревательных устройств................................................ 150 Вт
Агрегаты системы сигнализации установлены в следующих местах:
- датчик срыва ДС-1 на передней кромке левого крыла между нервюрами 10 и 11, на расстоянии 19 мм от носка хорды внизу на образующей и 150 мм от нервюры 11;
- блок выходных сигналов БВС-1 на 0 шпангоуте фюзеляжа;
- сигнальные табло - на приборных досках в 1-й и 2-й кабинах ;
- кнопка КОНТРОЛЬ СРЫВА типа КНР на приборной доске в 1-й кабине;
- автоматы защиты АЗРГк-2 СРЫВ и АЗРГк-5 ОБОГРЕВ ДС - на правом пульте в 1-й кабине.
Принцип действия системы основан на определении положения точки полного торможения потока на передней кромке крыла.
При движении крыла самолета в воздушной среде набегающая на него масса воздуха разделяется на два потока, как показано на Рис. 14. В месте раздела потока образуется область минимального давления, называемая областью полного торможения потока, а на каком-то определенном сечении крыла - точкой полного торможения. Её положение на носке сечения крыла зависит определенным образом от угла атаки.
Рис. 14 характер потока в месте установки датчика ДС 1 при большом угле атаки
Рис. 15 характер потока в месте установки датчика ДС 1 при малом угле атаки
По мере изменения угла атаки критическая точка перемещается по нижнему участку обвода сечения носка крыла. При уменьшении угла атаки критическая точка смещается вверх (вперед) по нижнему участку обвода сечения крыла, при увеличении угла атаки крыла - вниз (назад) до предельно заднего положения, при котором возникает срыв потока. При этом подъемная сила крыла падает и самолет теряет устойчивость и управляемость.
Датчик ДС-1 при условии точной установки его на крыле и регулировки улавливает предельно нижнее положение точки торможения с помощью флюгарки, выступающей в поток за внешний обвод, передней кромки крыла в нижней ее части. В нормальном полете набегающий воздушный поток, обтекая крыло нижней своей ветвью, отклоняет флюгарку, в результате чего сигнальные устройства отключены.
Местоположение самого датчика на крыле тщательно выверяется таким образом, чтобы поток, растекающийся от критической точки при эксплуатационном угле атаки, отклонял флюгарку вниз.
По мере увеличения угла атаки крыла критическая точка, передвигаясь, совмещается с местом установки флюгарки.
В этом случае флюгарка под действием пружины устанавливается в нейтральное положение и обеспечивает включение световой сигнализации ОПАСНАЯ СКОРОСТЬ, желтого цвета.
Когда флюгарка окажется выше критической точки, что произойдет при дальнейшем увеличении угла атаки, то она отклонится вверх, как показано на Рис. 14.
При этом включается световая сигнализация СРЫВ красного цвета, работающая в проблесковом режиме и информирующая экипаж о том, что самолет приблизился к режиму сваливания. Одновременно в шлемофонах экипажа появляется звуковая сигнализация.
Скорости срабатывания сигнализаторов ОПАСНАЯ СКОРОСТЬ и СРЫВ в зависимости от полетной конфигурации самолёта ЯК-52 и режима работы двигателя:
Полетная конфигурация | Шасси и щитки убраны | Шасси щитки выпущены | |
Режим работы двигателя Скорость срабатывания сигнализатора ОПАСНАЯ СКОРОСТЬ км/ч. Скорость срабатывания сигнализатора СРЫВ, км/ч. | Малый газ 125-135 115- 125 | Малый газ 120-130 110-120 ' | I номинал 100- 110 95 - 100 |
РАДИОСВЯЗНОЕ И РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Радиосвязное оборудование, установленное на самолёте, позволяет вести двухстороннюю радиосвязь с наземными станциями и самолётами, находящимся в воздухе.
В состав радиосвязного оборудования самолёта входят командная радиостанция „Баклан-5" в однопультовом варианте и самолётное переговорное устройство СПУ-9.
В состав радионавигационного оборудования входит автоматический радиокомпас АРК-15М (в двухпультовом варианте).
РАДИОСТАНЦИЯ „БАКЛАН-5"
Ультракоротковолновая приемопередающая радиостанция „Баклан-5" предназначена для телефонной связи с наземными радиостанциями и бортовыми радиостанциями других самолётов, находящихся в воздухе.
Рис. 1 Блок схема радиостанции „БАКЛАН 5"
В радиостанции для формирования сетки частот применен цифровой метод частотного синтеза с фазовой автоподстройкой частоты по высокостабильному опорному генератору.
Данный метод обеспечивает беспоисковую, бесподстроечную связь в пределах диапазона частот. Установка требуемой частоты производится при помощи двух ручек на пульте дистанционного управления.
Питание радиостанции осуществляется от бортсети постоянного тока напряжением от 24 до 29,4В. Радиостанция сохраняет работоспособность при снижении напряжения бортсети до 18В.
Радиостанция работает с авиагарнитурами, содержащими высокоомные телефоны ТА-56М и электродинамический микрофон ДЭМШ
На самолёте установлен один комплект радиостанции „Баклан-5", состоящий из приемопередатчика и пульта дистанционного управления (ПДУ).
Радиостанция работает на штыревую антенну АРК-УКВ, расположенную в верхней части фюзеляжа между шпангоутами 13 и 14, к которой она подключается через конденсатор антенного фильтра высокочастотным кабелем.
Управление радиостанцией дистанционное, осуществляется с пульта ПДУ. На передней панели пульта расположены два переключателя частоты, регулятор громкости и тумблер ПШ
Управление радиостанцией включает в себя следующие операции:
- включение радиостанции и ее выключение
- выбор одного из каналов связи.
- переключение радиостанции из режима прием в режим передача и обратно.
- включение и выключение подавителя шумов,
Выход на внешнюю связь осуществляется через абонентский щиток пилота ЩА-2 или абонентский щиток инструктора ЩА-1 самолётного переговорного устройства СПУ-9.
Переключение радиостанции из режима "Прием" в режим "Передача" производится нажатием кнопок РАДИО, установленных на рычагах управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя. При нажатой кнопке РАДИО включается передатчик, а при отпущенной - приемник радиостанции
Регулировка громкости телефонов и включение подавителя шумов осуществляется с ПДУ. Исправность передающего тракта проверяется прослушиванием собственной передачи.
Аппаратура радиостанции допускает работу:
- при температуре окружающей среды от -54 до 55°С.
- при максимальной относительной влажности окружающей среды 98%, при температуре не выше +40°С.
Основные данные:
Диапазон рабочих частот........................................................................................ 118,0-136,975 мГц.
Разнос частот между соседними каналами........................................................ 25 мГц.
Общее число частот связи........................................................................................ 720.
Нестабильность частоты радиостанции............................................................. 0,001%.
Выходная мощность передатчика, не менее...................................................... 5 Вт
Чувствительность приемника при частоте модуляции 1000 гц, коэффициенте модуляции 30% и С+Ш соотношении (С+Ш)/Ш= 10 дб, не хуже........................................................................... 2,5 мкВ
Мощность, потребляемая от бортсети в режиме ПРИЕМ............................... 30 Вт
в режиме ПЕРЕДАЧА................................................................................................. 85 Вт
Время перехода с волны на волну, не более...................................................... 1 с
Время перехода с приема на передачу, не более.............................................. 0,5 с
Радиостанция "Баклан-5" рекомендуется для установки на самолёт в качестве штатной при условии совместной работы наземными радиостанциями типа Р-844 и Р-845 .