Виды воздушных линий ЛЭП по напряжению и конструктивному исполнению

Конструктивное исполнение воздушных линий. Основными конструктивными элементами ВЛ являются опоры, провода, грозозащитные тросы, изоляторы и линейная арматура.

По конструктивному исполнению опор наиболее распространены одно- и двухцепные ВЛ. На трассе линии могут сооружаться до четырех цепей. Трасса линии — полоса земли, на которой сооружается линия. Одна цепь высоковольтной ВЛ объединяет три провода (комплекта проводов) трехфазной линии, в низковольтной — от трех до пяти проводов. В целом конструктивная часть ВЛ (рис. 1) характеризуется типом опор, длинами пролетов, габаритными размерами, конструкцией фаз, количеством изоляторов.

Виды воздушных линий ЛЭП по напряжению и конструктивному исполнению - student2.ru

Длины пролетов ВЛ выбирают по экономическим соображениям, т. к. с увеличением длины пролетов возрастает провис проводов, необходимо увеличить высоту опор

Но, чтобы не нарушить допустимый габарит линии h (рис. 1. б), при этом уменьшится количество опор и изоляторов на линии. Габарит линии —наименьшее расстояние от нижней точки провода до земли (воды, полотна дорога) — должен был. таким, чтобы обеспечить безопасность движения людей и транспорта под линией. Это расстояние зависит от номинальною напряжения линии и условий местности (населенная, ненаселенная). Расстояние между соседними фазами линии зависит главным образом от се номинального напряжения. Основные конструктивные размеры ВЛ приведены в табл. 1. Конструкция фазы ВЛ в основном определяется количеством проводов в фазе. Если фаза выполнена несколькими проводами, она называется расщепленной. Расщепленными выполняют фазы ВЛ высокою и сверхвысокого напряжения. При этом в одной фазе используют два провода при 330 (220) кВ, три –при 500 кВ, четыре – пять при 750 кВ, восемь-двенадцать – при 1150 кВ.

Опоры воздушных линий.Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над, землей, водой и каким-либо инженерным сооружением. Кроме того, на опорах в необходимых случаях подвешивают необходимые стальные заземленные тросы для защиты проводов от прямых ударов молнии и связанных с этим перенапряжением.



Номинальное напряжение, кВ Расстояние между фазами D, м Длинна пролета l, м Высота опоры Н, м Габарит линии h, м
<1 0,5 40-50 8-9 6-7
6-10 50-80 6-7
150-200 6-7
4-5 170-250 13-14 6-7
5,5 200-280 15-16 7-8
250-350 25-30 7-8
300-400 25-30 7,5-8
10-12 350-450 25-30
14-16 450-750 30-41 10-12
12-19 - 33-54 14,5-17,5

Таблица №1

Конструктивные размеры ВЛ

Типы и конструкции опор разнообразны. В зависимости от назначения и размещения на трассе ВЛ они подразделяются на промежуточные и анкерные. Отличаются опоры материалом, исполнением, и способом крепления, подвязки проводов. В зависимости от материала они бывают деревянные, железобетонные и металлические.

Промежуточные опоры наиболее простые, служат для поддерживания проводов на прямых участках линии. Они встречаются наиболее часто; доля их в среднем составляет80-90% общего числа опор ВЛ. Провода к ним крепятся с помощью поддерживающих (подвесных) гирлянд изоляторов или штыревых изоляторов. Промежуточные опоры в нормальном режиме испытывают нагрузку в основном от собственного веса проводов, тросов и изоляторов, подвесных гирлянды изоляторов свисают вертикально.

Анкерные опоры устанавливают в местах жесткого крепления проводов; они делятся на концевые, угловые, промежуточные и специальные. Анкерные опоры, рассчитаны на продольные и поперечные составляющие натяжения проводов (натяжные гирлянды изоляторов расположены горизонтально), испытывают наибольшие нагрузки поэтому они значительно дороже и сложнее промежуточных; число их на каждой линии должно быть минимальным.В частности, концевые и угловые опоры, устанавливаемые в конце или на повороте линии, испытывают постоянное натяжение, проводов и тросов: одностороннее или по равнодействующей угла поворота; промежуточные анкерные, устанавливаемые на протяженных прямых участках, также рассчитываются на одностороннее натяжение, которое может возникнуть при обрыве части проводов в примыкающем к опоре пролете.

Специальные опоры бывают следующих типов: переходные – для больших пролетов пересечения рек, ущелий; ответвительнные – для выполнения ответвлений от основной линии; транспозиционные – для изменения порядка расположения проводов на опоре.

Наряду с назначением (типом) конструкция опоры определяется количеством цепей ВЛ и взаимным расположением проводов (фаз). Опоры (и линии) выполняются в одно- или двухцепном варианте, при этом провода на опорах могут размещаться треугольником, горизонтально, обратной “елкой” и шестиугольником, или “бочкой” (рис. 2).

Виды воздушных линий ЛЭП по напряжению и конструктивному исполнению - student2.ru

Несимметричное расположение фазных проводов по отношению друг к другу (рис. 2) обуславливают неодинаковость индуктивностей и емкостей разны фаз. Для обеспечения симметрии трехфазной системы и выравнивания по фазам реактивных параметров на длинных линиях (более 100 км) напряжением 110 кВ и выше осуществляют перестановку (транспозицию) проводов в цепи с помощью соответствующих опор. При полном цикле транспозиции каждый провод (фаза) равномерно по длине линии занимает последовательно положение всех трех фаз на опоре (рис. 3).

Виды воздушных линий ЛЭП по напряжению и конструктивному исполнению - student2.ru

Наши рекомендации