Практическая работа №8
Тема: Выбор главной схемы ГРЭС
Цель работы:
- ознакомление с типовыми схемами ГРЭС;
- освоение методики выбора блочных трансформаторов и автотрансформаторов;
- развивать навыки работы с каталогами и справочной литературой;
- продолжить изучение ЕСКД и применение их на практике (при оформлении отчета).
Теоретический материал
Главная схема электрических соединений электростанции – это совокупность основного электрооборудования (генераторы, трансформаторы, линии), сборных шин, коммутационной и другой первичной аппаратуры со всеми выполненными между ними в натуре соединениями.
Выбор главной схемы является определяющим при проектировании электрической части электростанции, так как он определяет полный состав элементов и связей между ними. Выбранная главная схема является исходной при составлении принципиальных схем электрических соединений, схем собственных нужд, схем вторичных соединений, монтажных схем и т.д.
При проектировании электроустановки до разработки главной схемы составляется структурная схема выдачи электроэнергии (мощности), на которой показываются основные функциональные части электроустановки (распределительные устройства, трансформаторы, генераторы) и связи между ними. Структурные схемы служат для дальнейшей разработки более подробных и полных принципиальных схем, а также для общего ознакомления с работой электроустановки.
На мощных ГРЭС выдача электроэнергии в энергосистему происходит на двух, а иногда на трех повышенных напряжениях. Связь между распределительными устройствами разного напряжения осуществляется обычно с помощью автотрансформаторов (рисунок 8.1).
Мощность автотрансформаторов выбирается по максимальному перетоку между распределительными устройствами высшего и среднего напряжения, который определяется по наиболее тяжелому режиму.
Рисунок 8.1 – структурные схемы ГРЭС
Число автотрансформаторов связи определяется схемой прилегающего района энергосистемы. При наличии дополнительных связей между линиями высшего и среднего напряжения в энергосистеме на электростанции может быть установлен один автотрансформатор, а в некоторых случаях возможен отказ от установки автотрансформатора связи. При таком решении упрощается конструкция РУ и уменьшаются токи к.з. на шинах высшего и среднего напряжения.
Если связей между линиями высшего и среднего напряжения в прилегающем районе энергосистемы нет, то устанавливаются два автотрансформатора (рисунок 8.1, б). Возможна установка автотрансформаторов в блоке с генератором (рисунок 8.1, в).
Порядок выполнения работы:
- повторение теоретического материала; [2, с.315-326] - определение варианта задания; [3, т.8.1] - внимательное изучение задания на практическую работу; - изучение алгоритма решения задачи.
В результате выполнения практической работы студент должен
знать:
- виды схем и их назначение;
- основные требования к главным схемам; - типы генераторов и трансформаторов;
уметь и иметь навык:
- составления структурной схемы по заданным параметрам;
- расчета по заданному алгоритму конкретной задачи;
- работы с каталогами и справочной литературой.
Исходные данные: индивидуальное задание согласно варианта, (определяется по таблице 8.1)
Таблица 8.1 Варианты заданий
Параметры | Номер варианта | |||||||||
UВН UСН | ||||||||||
Количество генераторов, n Рн.г, МВт | ||||||||||
∑Рmax, МВт ∑Pmin, МВт | ||||||||||
Топливо | газ | газ | газ | газ | уголь | уголь | уголь | уголь | газ | уголь |
Связь с системой n, линий | 5ВЛ | 4ВЛ | 3ВЛ | 4ВЛ | 4ВЛ | 2ВЛ | 4ВЛ | 4ВЛ | 2ВЛ | 2ВЛ |
Алгоритм решения
1 Начертить структурную схему электростанции согласно заданию.
2 Выбрать тип генераторов по каталогу [3, П.8.1];
технические характеристики свести в таблицу 8.2
3 Выбрать блочные трансформаторы
Выбор производится с учетом расхода мощности на собственные нужды, в зависимости от вида используемого топлива:
= 6¸8 %, если топливо – уголь,
= 3¸5 %, если топливо – газ, мазут.
3.1 Определить мощность, расходуемую на собственные нужды станции.
Sсн = Рснmax /100 * РГ*kс, МВА, (8.1)
где - полная мощность генератора, МВт;
kс = 0,85 – 0,9 – коэффициент спроса для ГРЭС.
3.2 Определить мощность, проходящую через трансформаторы:
, МВА (8.2)
3.3 Выбрать тип трансформатора по условию: [3, П.8.2]
(8.3)
Технические характеристики трансформаторов свести в таблицу 8.3
4 Выбрать автотрансформаторы связи (рисунок 8.1, б).
Если , то расчет ведется по полной мощности.
Согласно НТП автотрансформаторы связи выбирают по 4 режимам:
4.1 если с шин РУ среднего напряжения (СН) потребляется максимальная мощность:
, МВА; (8.4)
где - суммарная мощность генераторов, подключенных к шинам РУ СН;
- мощность собственный нужд данных генераторов, МВА;
- максимальная мощность потребителей, МВА.
4.2 если с шин РУ СН потребляется минимальная мощность:
, МВА; (8.5)
4.3 Ремонтный режим – вывод в ремонт самого мощного блока, подключенного к шинам РУ СН:
, МВА; (8.6)
, МВА; (8.7)
4.4 Аварийный режим – выход из строя одного из автотрансформаторов
Выбрать автотрансформатор по условию:
, МВА; (8.8)
где =1,4 – коэффициент аварийной перегрузки;
- наибольшая мощность из 4-х расчетных режимов.
Технические характеристики свести в таблицу 8.3
5 Если автотрансформатор установлен в блоке с генератором (рисунок 8.1, в), то мощность автотрансформатора производится с учетом коэффициента типовой мощности.
, МВА; (8.9)
; (8.10)
где kтип. – коэффициент типовой мощности, зависит от коэффициента
трансформации автотрансформатора nВС и находится в пределах 0,33-0,667;
UВН/ UСН - отношение напряжений высшего к низшему (коэффициент трансформации).
6 Начертить главную схему ГРЭС
Таблица 8.2 Технические характеристики генераторов | ||||||||
Тип генератора | , МВ×А | , кВ | , кА | Тип возбуждения | Охлаждение | |||
Статор | Ротор | |||||||
Таблица 8.3 Технические характеристики трансформаторов | ||||||||||||
Тип трансформатора | , МВ×А | Напряжение, кВ | , кВт | Потери КЗ, , кВт | , % | Напряжение КЗ, , % | ||||||
BH | CH | HH | BH | BC | CH | BH | BC | CH | ||||