Электрические машины переменного тока

Машины переменного тока подразделяются на синхронные и асинхронные. Группа асинхронных машин представлена на практике главным образом трехфазными асинхронными двигателями, самыми распространенными из всех типов двигателей. В силу обратимости трехфазная асинхронная машина может работать и в режиме генератора, что имеет место в тормозных режимах. Однако, использование асинхронных машин в качестве генераторов в связи с осложнениями, возникающими при их работе в этом режиме и несомненными преимуществами синхронных генераторов, не применяется. Однофазные асинхронные двигатели получили свое распространение только в виде двигателей малой мощности. Синхронные машины переменного тока получили наибольшее распространение как трехфазные генераторы, в основном это все генераторы на современных электрических станциях. Трехфазные синхронные двигатели получили преимущественно применение в качестве привода мощных производственных машин.

Асинхронная машина - такая машина, в которой преобразование энергии осуществляется посредством вращающегося магнитного поля, возбуждаемого переменным током частотой Электрические машины переменного тока - student2.ru , поступающим из сети. Основным принципом работы является то, что ротор вращается со скоростью n2 отличающееся от скорости вращения магнитного поля n1, называемой синхронной скоростью двигателя. В большинстве асинхронных двигателей магнитное поле создается системой трехфазного тока. При работе в качестве двигателя ротор вращается медленнее, чем магнитное поле. Если ротор с помощью первичного двигателя вращается быстрее, чем магнитное поле, то машина является генератором. Как в режиме двигателя, так и режиме генератора скорость вращения ротора асинхронной машины зависит от нагрузки.

Неподвижная часть машины - статор, состоит из стального сердечника и расположенных на нем трех обмоток, оси которых сдвинуты на угол 1200 одна относительно другой, подключенные к источнику трехфазного тока. Сердечник статора имеет форму полого цилиндра, вдоль образующих внутренней поверхности которого, сделаны пазы. В диаметрально противоположных пазах статора уложены стороны трех катушек обмотки. В полости статора расположен ротор, представляющий собой цилиндрический сердечник, в диаметрально противоположных пазах которого, уложены короткозамкнутые витки. Если катушки статора соединить между собой в звезду или треугольник, то симметричная трехфазная цепь питания создает в магнитной системе машины вращающееся магнитное поле.

При вращении магнитного поля токов статора со скоростью n1, в проводниках ротора наводится ЭДС. Под действием ЭДС в короткозамкнутых витках ротора возникнут токи, взаимодействующие с вращающимся магнитным полем. Это взаимодействие проявится в возникновении электромагнитных сил, действующих на ротор. Если электромагнитные силы, действующие на неподвижный ротор, превышают тормозные усилия на его валу, то он получит ускоренное движение в направлении вращения магнитного поля. По мере возрастания скорости вращения ротора относительная скорость движения его проводников в равномерно вращающемся поле уменьшается, вследствие чего уменьшается и величина тока в них. Процесс изменения тока и скорости вращения ротора прекратиться, как только наступит устойчивое равновесие между моментом электромагнитных сил, вызывающих вращение ротора, и тормозным моментом, создаваемым устройством, приводимым в движение электрической машиной. В этих условиях ротор машины будет вращаться с постоянной скоростью и в его короткозамкнутых контурах установятся токи, обеспечивающие создание вращающего момента, равного тормозному. Таким образом, принцип работы асинхронных двигателей основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля с токами, которые наводятся этим полем в проводниках ротора.

Одной из важнейших величин, характеризующих работу асинхронного двигателя, является скольжение ротора, под которым понимают отношение:

Электрические машины переменного тока - student2.ru

где Электрические машины переменного тока - student2.ru - частота вращения ротора;

Электрические машины переменного тока - student2.ru - частота вращения магнитного поля;

Электрические машины переменного тока - student2.ru - число пар полюсов двигателя.

Для большинства современных типов асинхронных двигателей скольжение ротора при номинальной нагрузке заключено в пределах 2-6%.

При отсутствии нагрузки, когда двигатель работает вхолостую, и вращению ротора препятствуют лишь незначительные силы трения, скольжение очень мало и не превосходит десятых долей процента. С увеличением нагрузки скорость вращения ротора уменьшается, а скольжение и вращательный момент соответственно увеличиваются. Однако увеличивается ток в роторе и потери электрической энергии.

Электромагнитные процессы в асинхронном двигателе аналогичны процессам, происходящим в трансформаторе. Обмотку статора двигателя можно рассматривать как первичную обмотку трансформатора, а обмотку ротора - как вторичную. Особенностью двигателя по сравнению с трансформатором является то, что в его статорной и роторной обмотках действуют ЭДС и токи разных частот.

Величины этих ЭДС определяются по формулам:

Электрические машины переменного тока - student2.ru

Электрические машины переменного тока - student2.ru

где Электрические машины переменного тока - student2.ru - ЭДС обмотки статора,

Электрические машины переменного тока - student2.ru - ЭДС обмотки неподвижного ротора,

Электрические машины переменного тока - student2.ru и Электрические машины переменного тока - student2.ru - соответственно обмоточные коэффициенты обмоток статора и ротора,

Электрические машины переменного тока - student2.ru и Электрические машины переменного тока - student2.ru - число обмоток статора и ротора,

Электрические машины переменного тока - student2.ru - основной магнитный поток,

Электрические машины переменного тока - student2.ru - частота тока цепи,

Электрические машины переменного тока - student2.ru - частота ЭДС ротора. Из этого соотношения следует, что частота ЭДС ротора пропорциональна скольжению.

При неподвижном роторе Электрические машины переменного тока - student2.ru , т.е частота тока и ЭДС ротора равна частоте ЭДС и тока статора и равна частоте питающего напряжения. Векторная диаграмма в этом режиме, называемым холостым ходом, аналогична соответствующей векторной диаграмме трансформатора.

ЭДС во вращающемся роторе Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Индуктивное сопротивление вращающегося ротора:

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Активное сопротивление ротора Электрические машины переменного тока - student2.ru не зависит от частоты.

По закону Ома ток в роторе равен:

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Электрическая мощность, подведенная к двигателю из сети Электрические машины переменного тока - student2.ru , преобразуется в нем в механическую. Преобразование энергии сопровождается потерями. Часть подводимой мощности тратится на потери в стали машины - Электрические машины переменного тока - student2.ru и на потери в меди статора, т.е. на нагрев обмотки статора Электрические машины переменного тока - student2.ru .Остальная мощность электромагнитным путем передается на ротор и называется электромагнитной мощностью Электрические машины переменного тока - student2.ru . Часть мощности. Переданной на ротор, тратится на нагрев меди обмоток ротора Электрические машины переменного тока - student2.ru и зависит от скольжения Электрические машины переменного тока - student2.ru . Остальная часть мощности называется полной механической мощностью Электрические машины переменного тока - student2.ru . Если из полной механической мощности вычесть механические потери Электрические машины переменного тока - student2.ru и добавочные потери Электрические машины переменного тока - student2.ru то получится полезная мощность на валу двигателя Электрические машины переменного тока - student2.ru .

КПД асинхронного двигателя:

Электрические машины переменного тока - student2.ru , где Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Величина КПД асинхронных двигателей составляет от 0,7 до 0,9 и выше.

Механическая мощность ротора:

Электрические машины переменного тока - student2.ru ,

где Электрические машины переменного тока - student2.ru - вращающий момент двигателя.

Электромагнитная мощность вращающегося магнитного поля:

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Основные режимы работы асинхронного двигателя это

1) пуск двигателя в ход,

2) холостой ход двигателя,

3) рабочий режим двигателя, в частности режим при полной номинальной нагрузке.

Рабочий режим двигателя при номинальной нагрузке характеризуется номинальными параметрами различными для каждого асинхронного двигателя. Основным номинальным параметром асинхронного двигателя является его номинальная мощность Электрические машины переменного тока - student2.ru . Это мощность выражается в киловаттах и соответствует той наибольшей механической мощности на валу двигателя, которая может быть полезно отдана механизму, приводимого двигателем во вращение. Работа двигателя с нагрузкой превышающей его номинальную мощность, рассматривается как перегрузка и потому длительно не допустима.

Вторым параметром двигателя является его номинальная скорость вращения Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Важным электрическим параметром является напряжение, для которого предназначен двигатель Электрические машины переменного тока - student2.ru . Номинальный ток двигателя устанавливается, исходя из номинальной мощности двигателя и номинального напряжения. К номинальным параметрам относят также номинальный коэффициент мощности двигателя.

Номинальный момент Электрические машины переменного тока - student2.ru часто вычисляют по упрощенной формуле, положив в нее номинальные значения величин:

Электрические машины переменного тока - student2.ru (кГм) или Электрические машины переменного тока - student2.ru (Нм)

Для расчета зависимости вращающего момента асинхронного двигателя от скольжения с достаточной точностью применяется упрощенная формула:

Электрические машины переменного тока - student2.ru

где Электрические машины переменного тока - student2.ru - максимальный вращающий момент,

Электрические машины переменного тока - student2.ru - критическое скольжение, при котором вращающий момент достигает своего максимального значения, его величина зависит от активного сопротивления цепи ротора. При известном номинальном скольжении критическое определяется по формуле

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Зависимость вращающего момента от его скольжения или, от скорости вращения ротора называют механической характеристикой двигателя. Электрические машины переменного тока - student2.ru , Электрические машины переменного тока - student2.ru при Электрические машины переменного тока - student2.ru , Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Для оценки рабочих свойств двигателя пользуются его рабочими характеристиками. Рабочими характеристиками асинхронного двигателя называют кривые, характеризующие зависимость электромагнитного момента Электрические машины переменного тока - student2.ru , тока статора Электрические машины переменного тока - student2.ru , КПД Электрические машины переменного тока - student2.ru , и коэффициента мощности на валу Электрические машины переменного тока - student2.ru от полезной мощности Электрические машины переменного тока - student2.ru на валу при неизменном напряжении и частоты питающего напряжения Электрические машины переменного тока - student2.ru , Электрические машины переменного тока - student2.ru .

В зависимости от конструктивного выполнения роторной обмотки трехфазные асинхронные двигатели разделяются на два типа: двигатели с короткозамкнутым ротором и двигатели с фазным ротором или, как их иначе называют, двигатели с кольцами.

При пуске двигателя с короткозамкнутым ротором скорость вращения ротора в первый момент Электрические машины переменного тока - student2.ru , чему соответствует максимальное скольжение Электрические машины переменного тока - student2.ru , двигатель находится в режиме короткого замыкания. Ток в роторе имеет наибольшее значение и наибольший сдвиг фаз по отношению к ЭДС. При этом пусковой ток статора в 4-10 раз больше номинального. Пусковой момент составляет 0,9 - 1,8 от номинального момента. По мере разгона двигателя величина пускового тока быстро уменьшается. Большая величина пускового тока вызывает резкие колебания напряжения в сети, что плохо отражается на работе других потребителей. При включении двигателей в мощные энергосистемы эти колебания нивелируются, поэтому используется прямой пуск - включением обмотки статора на полное напряжение цепи. Для уменьшения пускового тока асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором применяют способы, позволяющие понизить на время пуска напряжение, подводимое к статору: переключение обмотки статора со звезды на треугольник, запуск двигателя через автотрансформатор, включение дополнительного сопротивления в обмотку статора. При запуске двигателя через автотрансформатор уменьшение пускового тока в цепи произойдет в Электрические машины переменного тока - student2.ru раз, где Электрические машины переменного тока - student2.ru - коэффициент трансформации автотрансформатора. Однако недостатком этих способов является уменьшение пускового момента, величина которого пропорциональна квадрату напряжения сети: Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Асинхронный двигатель с фазным ротором пускается в ход с помощью пускового реостата, включенного последовательно с обмоткой ротора.

Пусковые качества двигателей характеризуются коэффициентами кратности пускового тока Электрические машины переменного тока - student2.ru и пускового момента Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Для частоты вращения двигателя используются:

1) изменение частоты вращения магнитного поля (частоты питающего напряжения),

2) переключение пар полюсов,

3) изменение активного сопротивление фазного ротора с помощью трехфазного реостата, включаемого так же как пусковой.

В синхронном двигателе частота вращения двигателя равна частоте вращения магнитного поля: Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Основными характеристиками синхронного двигателя являются угловая, механическая и регулировочная. Угловая характеристика определяет зависимость вращающего момента от угла между ЭДС и напряжением:

Электрические машины переменного тока - student2.ru

где Электрические машины переменного тока - student2.ru - угол между векторами ЭДС и напряжения, т.е. Электрические машины переменного тока - student2.ru ,

Электрические машины переменного тока - student2.ru - полное индуктивное сопротивление двигателя.

На специальных электростанциях, покрывающих пиковые нагрузки в энергосистемах, синхронная машина работает генератором в часы максимума нагрузки и двигателем - в остальное время, перекачивая с помощью гидротурбины, которая теперь становится насосом, воду в водохранилище, создавая необходимый запас её для последующей работы. Такие агрегаты называют обратимыми.

Принципиально конструкция синхронной машины такая же, как у машин переменного тока. Синхронная машина так же состоит из двух частей: неподвижной части - статора и вращающейся части - ротора и имеет две обмотки. Одна обмотка подключается к источнику постоянного тока и создает основное магнитное поле машины. Это обмотка возбуждения. Другая обмотка является обмоткой якоря и состоит из одной, двух или трех фаз. В обмотке якоря индуцируется основная ЭДС машины. В синхронных машинах наибольшее распространение получила конструкция, когда обмотка якоря располагается на статоре, а обмотка возбуждения - на роторе.

Особенностью синхронных машин является то, что ротор должен быть раскручен к моменту присоединения переменного тока, при этом должны выполнятся следующие условия: переменный ток, протекающий через обмотку статора, должен быть таким, чтобы его взаимодействие с магнитным полем постоянного тока создавало силу требуемого направления, иначе, вместо того чтобы поддерживать вращение, электромагнитное взаимодействие будет ему препятствовать.

Поэтому для присоединения синхронной машины к сети необходимо не только придать вращению ротора нужную скорость, но и убедиться в том, что ход изменения напряжений на машине и в сети одинаков.

Синхронные машины должны вращаться со строго определенной скоростью. Уменьшение скорости хотя бы на 1% приводит к тому, что изменения тока в обмотке переменного тока перестают соответствовать изменениям в положении обмотки постоянного тока, они как бы выпадают из такта, машина выпадает из синхронизма: обмотка постоянного тока подвергается усилиям, направленным то в одну, то в другую сторону, и машина останавливается.

Синхронные двигатели и синхронные генераторы устроены совершенно одинаково. Во всяком синхронном двигателе, приведенном во вращение, начинает наводиться ЭДС, если только в его обмотке возбуждения протекает ток.

Для того чтобы увеличивать или уменьшать напряжение синхронного генератора, нужно изменять величину постоянного тока, при этом будет изменяться величина магнитного потока, чем больше будет изменяющийся магнитный поток, тем больше будет и напряжение, наводимое в машине (разумеется, при постоянстве других условий).

Постоянный ток, создающий магнитное поле в синхронной машине, называют током возбуждения. Чем больше ток возбуждения, тем больше напряжение, наводимое в машине.

ПРИМЕРЫ

Пример 1. Определить мощность, подводимую к трехфазному асинхронному двигателю с фазным ротором, а также ток в обмотках статора при их соединении звездой и треугольником. Номинальные параметры двигателя: полезная мощность на валу Электрические машины переменного тока - student2.ru кВт, напряжение на статоре Электрические машины переменного тока - student2.ru В, Электрические машины переменного тока - student2.ru , Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Решение. Активная мощность, потребляемая двигателем, равна Электрические машины переменного тока - student2.ru кВт, полная мощность Электрические машины переменного тока - student2.ru .

При соединении обмоток звездой Электрические машины переменного тока - student2.ru А, при соединении треугольником Электрические машины переменного тока - student2.ru А.

Пример2. Для привода насоса использован трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором (рис. 19) с числом пар полюсов Электрические машины переменного тока - student2.ru и частотой вращения ротора Электрические машины переменного тока - student2.ru , приведенным в таблице 1; двигатель питается от трехфазной сети с частотой напряжения Электрические машины переменного тока - student2.ru Гц. Определить частоту вращения Электрические машины переменного тока - student2.ru и Электрические машины переменного тока - student2.ru вращающегося магнитного поля, скольжение Электрические машины переменного тока - student2.ru ротора, частоту Электрические машины переменного тока - student2.ru тока в роторе при пуске и в рабочем режиме Электрические машины переменного тока - student2.ru , а также частоту вращения ротора Электрические машины переменного тока - student2.ru , частоту тока Электрические машины переменного тока - student2.ru в роторе при возрастании нагрузки на валу двигателя, с учетом того, что частота вращения ротора Электрические машины переменного тока - student2.ru при этом уменьшилась на 5% и составляет Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Электрические машины переменного тока - student2.ru

Решение. Частота вращения магнитного поля (синхронная частота вращения) при числе пар полюсов Электрические машины переменного тока - student2.ru (см. строку 1 табл.1): Электрические машины переменного тока - student2.ru об/мин.

Угловая частота вращения магнитного поля:

Электрические машины переменного тока - student2.ru рад/с.

Скольжение ротора двигателя:

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Частота вращения ротора двигателя:

Электрические машины переменного тока - student2.ru об/мин, Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Частота тока в роторе двигателя при пуске

( Электрические машины переменного тока - student2.ru , Электрические машины переменного тока - student2.ru ): Электрические машины переменного тока - student2.ru Гц.

Частота тока ротора при частоте вращения двигателя

Электрические машины переменного тока - student2.ru Гц.

Частота вращения ротора при возросшей нагрузке на валу двигателя:

Электрические машины переменного тока - student2.ru об/мин.

Скольжение ротора при возросшей нагрузке:

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Частота тока ротора при возросшей нагрузке:

Электрические машины переменного тока - student2.ru Гц.

Пример 3. Для пуска восьмиполюсного асинхронного двигателя с фазным ротором и номинальными параметрами: Электрические машины переменного тока - student2.ru об/мин; Электрические машины переменного тока - student2.ru и Электрические машины переменного тока - student2.ru Ом используется пусковой реостат. Определить сопротивление Электрические машины переменного тока - student2.ru фазы пускового реостата, чтобы при пуске двигатель развивал максимальный момент, если частота напряжения сети Электрические машины переменного тока - student2.ru Гц.

Решение. Номинальное скольжение определяется по формулам

Электрические машины переменного тока - student2.ru ,

согласно которым Электрические машины переменного тока - student2.ru Об/мин

и Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Критическое скольжение равно

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Пусковое сопротивление определяется из соотношения

Электрические машины переменного тока - student2.ru ,

отсюда Электрические машины переменного тока - student2.ru Ом.

Пример 4. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором имеет следующие паспортные данные: Электрические машины переменного тока - student2.ru В, Электрические машины переменного тока - student2.ru кВт, Электрические машины переменного тока - student2.ru об/мин, Электрические машины переменного тока - student2.ru %, Электрические машины переменного тока - student2.ru . Кратность пускового тока Электрические машины переменного тока - student2.ru , частота напряжения питания Электрические машины переменного тока - student2.ru Гц. Определить число пар полюсов, номинальный и пусковой токи двигателя при соединении обмоток статора в треугольник и звезду.

Решение. Ближайшая стандартная синхронная частота Электрические машины переменного тока - student2.ru об/мин, следовательно, число пар полюсов Электрические машины переменного тока - student2.ru , т.е. машина шестиполюсная.

Скольжение равно Электрические машины переменного тока - student2.ru , мощность, потребления двигателя Электрические машины переменного тока - student2.ru кВт, номинальный момент Электрические машины переменного тока - student2.ru Нм.

При соединении обмоток треугольником номинальный ток

Электрические машины переменного тока - student2.ru А,

пусковой ток Электрические машины переменного тока - student2.ru А.

При соединении обмоток звездой Электрические машины переменного тока - student2.ru А, пусковой ток Электрические машины переменного тока - student2.ru А, т.е. пусковой ток в этом случае в Электрические машины переменного тока - student2.ru раз меньше.

Пример 5. Синхронный шестиполюсный двигатель имеет следующие номинальные данные: Электрические машины переменного тока - student2.ru кВт, Электрические машины переменного тока - student2.ru об/мин, Электрические машины переменного тока - student2.ru В, Электрические машины переменного тока - student2.ru А, Электрические машины переменного тока - student2.ru Ом. Определить номинальный и максимальный моменты двигателя, если ЭДС двигателя равна 670 В. Построить угловую характеристику двигателя.

Решение. Номинальный момент определяется по формуле

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Максимальный момент при Электрические машины переменного тока - student2.ru равен:

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Подставляя исходные данные, получаем

Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Исходная зависимость для угловой характеристики имеет вид Электрические машины переменного тока - student2.ru . Например, при номинальном моменте Электрические машины переменного тока - student2.ru и Электрические машины переменного тока - student2.ru .

Электропривод

В современном автоматизированном производстве технологические процессы совершаются электромеханическими системами, состоящими из трех существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма и рабочей машины.

Первые две части: двигатель с системой управления и передаточный механизм (шкивы, муфты, редукторы) служат для передачи мощности и движения рабочей машине и объединяются под общим названием – привод.

Если в качестве двигателя используется электродвигатель, то привод называется электроприводом.

Кроме основных частей электропривода электродвигателя и передаточного механизма большая роль в его работе принадлежит аппаратуре управления (реле, контакторы) и преобразовательным устройствам (ионные преобразователи, преобразователи частоты).

Существует три основных типа электропривода:

1) Групповой (трансмиссионный), когда группа исполнительных механизмов приводится от одной или нескольких трансмиссий, которые вращает один двигатель. Этот тип электропривода неэкономичен и сегодня применяется редко.

2) В одиночном электроприводе один электродвигатель приводит в движение отдельную машину ил исполнительный механизм, например металлорежущий станок. Отдельные механизмы этого станка приводятся от этого же двигателя через систему механических передач.

3) Многодвигательный электропривод характеризуется тем, что каждый отдельный механизм рабочей машины приводится своим электродвигателем.

Наши рекомендации