Авиационных однофазных трансформаторов

Все типы трансформаторов, вне зависимости от классификации, имеют общие основные элементы конструкции: магнитопровод и обмотки (см. рис. 1.2, а). Часть магнитопровода, вокруг которого расположены обмотки, называется сердечником (или стержнем), а часть, соединяющая сердечники – ярмом.

Обмотки трансформаторов делаются в виде катушек, расположенных коаксиально на сердечнике и имеющих длину, почти равную его длине. Катушки обмотки высшего напряжения ВН располагаются ближе к сердечнику, а низшего напряжения НН – снаружи.

Для трансформаторов с рабочей температурой не более 150 °С применяются провода, как правило, марки ПЭВ-2. В трансформаторах с рабочей температурой 200 °С и выше используются провода с кремнийорганической изоляцией, например, ПСДКТ.

Авиационные силовые трансформаторы выполняются в большинстве случаев с естественным охлаждением.

Магнитопровод авиационных трансформаторов представляет собой пакет, набранный из штампованных листов электротехнической, обычно текстурованной стали толщиной 0,35 мм и меньше, с низкими потерями (в составе стали имеется кремний до 4,5 %, увеличивающий ее электрическое сопротивление). Для уменьшения потерь на вихревые токи листы пакета стали берутся тонкими (0,15–0,2 мм) и изолированными друг от друга лаком (в теплостойком варианте – кремнийорганическим). Используются, как правило, стали марок Э44, Э330 и Э340.

По конструкции магнитопровода трансформаторы разделяются на стержневые и броневые, а по способу сочленения стержней с ярмами различают стыковую и шихтованную конструкции магнитопровода (рис. 1.3 и 1.4).

 
  авиационных однофазных трансформаторов - student2.ru

При стыковой конструкции (см. рис. 1.3, а) стержни и ярма собирают отдельно, насаживают обмотки на стержни, а затем приставляют верхнее и нижнее ярма. После сборки всю конструкцию прессуют и стягивают шпильками. Стыковая конструкция, хотя и облегчает сборку магнитопровода, не получила распространения в силовых трансформаторах из-за громоздкости стяжных устройств и необходимости механической обработки стыкующихся поверхностей для уменьшения магнитного сопротивления в месте стыка.

авиационных однофазных трансформаторов - student2.ru

При шихтованной конструкции магнитопровода (см. рис. 1.3, б и 1.4) стержни и ярма собираются в переплет. Такая конструкция имеет меньшее магнитное сопротивление, но имеется некоторая сложность сборки, так как для насадки обмоток на стержни приходится расшихтовывать верхнее ярмо, а затем после насадки обмоток вновь его зашихтовывать.

Однофазные трансформаторы малой мощности выполняются, как правило, броневыми. У них магнитопровод набран из Ш-образных листов (см. рис. 1.4). Причем сердечник имеет сечение, большее, чем ярмо, так как магнитный поток в ярме почти в два раза меньше, чем в сердечнике. Обе обмотки располагаются на среднем стержне, а крайние стержни закрывают (бронируют) обмотки (рис. 1.5, а).

авиационных однофазных трансформаторов - student2.ru

Однофазные трансформаторы большой мощности делаются стержневыми. Их магнитопровод набирается из П-образных листов стали. На каждом сердечнике располагаются по половине первичной и вторичной обмоток (рис. 1.5, б).

В настоящее время магнитопроводы силовых трансформаторов изготавливают из холоднокатаной электротехнической стали, у которой магнитные свойства вдоль направления прокатки лучше, чем поперек (текстурованная сталь). Эта сталь используется в виде лент, из которых изготавливают витые сердечники (рис. 1.6). Штампованные же магнитопроводы используются все реже. Этому способствует еще и то, что переход от штампованных магнитопроводов к разрезным ленточным дает экономию в расходе стали до 50 % (за счет массы магнитопровода – 25 % и исключения отходов стали при штамповке – 25 %). Помимо этого сокращается расход меди и получается экономия за счет исключения операции шихтовки при сборке трансформатора и организации механизированного производства.

По конструкции ленточные магнитопроводы бывают: броневые (рис. 1.6, а), стержневые (рис. 1.6, б), для трехфазных трансформаторов (рис. 1.6, в) и тороидальные (рис. 1.6, г). На рис. 1.6 показаны витые разрезные магнитопроводы (кроме тороидального, который обычно не разрезают).

авиационных однофазных трансформаторов - student2.ru

 
  авиационных однофазных трансформаторов - student2.ru

Рис. 1.6. Ленточные витые магнитопроводы

Варианты выполнения трансформаторов на разрезных ленточных магнитопроводах приведены на рис. 1.7.

авиационных однофазных трансформаторов - student2.ru

Рис. 1.7. Конструкции трансформаторов на витых ленточных магнитопроводах: а – броневая; б – стержневая двухкатушечная; в – стержневая

однокатушечная

Наши рекомендации