Провода контактной сети
Контактный провод имеет сложный фасонный профиль с двумя продольными пазами для крепления струнных зажимов. Площадь стандартного сечения контактного провода при переменном токе составляет 50 ÷ 80 мм². Сечение контактного провода при постоянном токе на перегонах и главных путях станций 100 мм2 , на второстепенных путях 85 мм2 . Контактный провод изготавливается из электротехнической меди. На второстепенных, боковых путях станций могут быть установлены биметаллические контактные провода – это сталемедные или сталеалюминевые.
Несущий трос должен быть механически прочным и хорошо проводить электрический ток, он изготавливается многожильным (обычно 19 проволочек) и может быть латунным, медным, бронзовым и стальным. Если несущий трос выполнен из стали, то каждая стальная жила должна быть оцинкована.
Контактная сеть соседних анкерных участков соединяется между собой электрическими соединителями, которые выполняются из мягкой меди.
Изоляторы.
Подвесные изоляторыиспользуются тарельчатого типа. На постоянном токе их устанавливают по два последовательно, а на переменном токе не менее трех последовательно.
Анкерные изоляторытарельчатого типа. На постоянном токе их устанавливают по три последовательно, на переменном токе не менее четырех последовательно.
Фиксаторные изоляторы на постоянном токе выполняются тарельчатого типа из одного или двух последовательно соединенных изоляторов, а на переменном токе устанавливаются изоляторы стержневого типа.
Рельсовые цепи
По рельсам проходит тяговый ток и ток автоблокировки частотой 25 или 75 Гц. Основным сопротивлением рельсовой цепи являются сопротивления стыков. При большом сопротивлении стыков часть тока идет к подстанции помимо рельсов, появляются блуждающие токи, эти токи подвергают электроэррозии металлические конструкции, находящиеся в земле, поэтому за состоянием стыков нужно тщательно следить. Сопротивление одного метра рельса со стыком должно быть не более сопротивления трех метров целого рельса.
Для уменьшения сопротивления стыков между рельсами и накладками засыпают графит, устанавливают латунные или бронзовые кольца и стыковые электросоединители (шунты). Могут устанавливаться в отверстия рельсов специальные обходные соединения.
Для обеспечения работы автоблокировки рельсовая цепь делится на блок - участки изолированными стыками. Для прохождения тягового тока через изолированные стыки применяются различные системы, например, с помощью дросселей-трансформаторов. Два ДТ устанавливают рядом с изолированным стыком. Крайние выводы одного ДТ соединяют с рельсами одного блок-участка, а выводы другого ДТ с рельсами другого блок-участка. Средние выводы двух ДТ соединяют между собой. Ток автоблокировки с одного рельса на другой не проходит, т.к. обе полуобмотки ДТ соединены последовательно и имеют большое индуктивное сопротивление для этого тока. Тяговый ток свободно проходит через ДТ с рельсов одного блок-участка на другой, т.к. по полуобмоткам ДТ тяговые токи проходят встречно и магнитные потоки от этих токов взаимно уничтожаются и индуктивное сопротивление дросселей равно нулю.