Выбор токоведущих частей
Гибкие шины, выполненные проводами АС, применяют для РУ 27,5 кВ и выше.
Выбор сборных гибких шин производится по условиям, приведенным в табл. 9.
Таблица 9 - Условия выбора гибких шин
Характеристика условий выбора гибких шин | Формула |
По длительно допускаемому току По термической стойкости По условию отсутствия коронирования (при напряжении 35 кВ и выше) | Iдоп ≥ I р.max qВ ≥ q min 0,9Е0 ≥ 1,07 Е |
В таблице 9 приняты обозначения:
Iдоп - длительно допускаемый ток для выбранного сечения, А;
I р.max - максимальный рабочий ток сборных шин, А;
qВ - выбранное сечение, мм2;
q min - минимально допустимое сечение токоведущих частей, мм2;
Е0 - максимальное значение начальной критической напряженности электрического поля, при котором возникает разряд в виде короны, кВ/см,
Е0 = 30,3m (1 + 0,299/ ),
где m – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности провода (для многопроволочных проводов m=0,82);
r пр - радиус провода, см;
Е – напряженность электрического поля около поверхности провода, кВ/см;
0,354 U
Е = ------------------- ,
r пр lg (Dср/ r пр)
где U – линейное напряжение, кВ;
Dср - среднее геометрическое расстояние между проводами фаз, см. При горизонтально расположении фаз Dср = 1,26D. Здесь D – расстояние между соседними фазами, см. Для сборных шин приняты расстояния между проводами разных фаз – 1,5; 3,0 и 4,0 м для напряжений 35; 110 и 220 кВ соответственно.
В закрытых РУ сборные шины выполняют жесткими алюминиевыми шинами.
Выбор сборных жестких шин производится по условиям, приведенным в табл. 10.
Таблица 10 - Условия выбора жестких шин
Характеристика условий выбора жестких шин | Формула |
По длительно допускаемому току По термической стойкости По электродинамической стойкости | Iдоп ≥ I р.max qВ ≥ q min доп ≥ расч |
В таблице 10 приняты обозначения:
доп - допустимое механическое напряжение в материале шин, МПа (табл.11);
расч - механическое напряжение, возникающее в шинах при к.з., МПа;
l2 · i у2
расч = 1,76 · ----------- · 10-8
а W
где l – расстояние между соседними опорными изоляторами, м;
а – расстояние между осями шин соседних фаз, м;
i у2 - ударный ток трехфазного к.з., кА;
W – момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию усилия, м3.
Момент сопротивления однополюсных прямоугольных шин при расположении на ребро:
W = b2 h / 6,
при расположении плашмя
W = b h2 / 6,
где b и h – толщина и ширина шины, м.
Таблица 11 - Допустимое механическое напряжение
Материя | Марка | доп, МПа |
Алюминий Алюминиевый сплав | АДО АД31Т АД31Т1 |
Линии тяговых потребителей 10 кВ обычно выполняют силовыми кабелями, выбор которых в курсовом проекте не производится.
Типы и характеристики гибких и жестких шин приведены в приложении 2.
В курсовом проекте выбор и проверку по термической стойкости токоведущих частей присоединений тяговой подстанции необходимо произвести в таблице следующей формы:
Наименование присоединений и сборных шин | Максимальный рабочий ток, I р.max , А | Минимально допустимое сечение q min, мм2 | Тип токоведущих частей и сечение q В, мм2 | Допустимый ток Iдоп, А |
· · · |
Выбор изоляторов.
Гибкие шины открытых РУ подстанций обычно крепят на гирляндах подвесных изоляторов. Количество подвесных изоляторов в гирлянде зависит от их типов и напряжения установки (табл.12).
Таблица 12 - Количество подвесных изоляторов в гирлянде
Тип изолятора | Количество изоляторов при напряжении установки, кВ | ||
35(27,5) | |||
ПС 70 |
Жесткие шины распределительных устройств крепят на опорных изоляторах.