Закрепление слов слоговой структуры 7-го типа в предложениях
Водитель доволен машиной.
Котенок лакает языком.
У соседей загудел пылесос.
Лесоруб работал топором.*
За забором замычал теленок.
Голубой поясок завязан в узелок.
Воробей чирикал под высокой березой.
Не велик соловей, да голосок золотой.
Закутан ребенок в сотню пеленок.
За комодом валялось пять кубиков.
Сыночек подарил маме букетик фиалок
Папа укрыл детишек меховым тулупом.
Сыночек подарил маме букетик фиалок.
Тимофей нашел кожаный ботинок под диваном.
Любитель-рыболов наловил у камышей окуней.
Василий намочил зеленый пуховик и капюшон.
Савелий положил в пакетик пирожок и шоколад.
Высокий молодой человек вытащил тяжелый чемодан из вагона.
За ужином ученик ел тушеный кабачок и пил напиток из лимонов.
Геннадий положил самокат под тополем и побежал качаться на качелях.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
(8 тип слоговой структуры)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит заданный слог. Логопед, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
ПО ходка походка
возка повозка
ломка поломка
видло повидло
чинка починка
дарки подарки
БУ лавка булавка
ханка буханка
тылка бутылка
кашка букашка
лочка булочка
Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; -УШК; -ЮШК - ЕЖК-.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Камни – камешки. Бумага – бумажка.
Окно – окошко. Деньги – денежки.
Перо – перышко. Серьги – сережки
Дно – донышко. Поле – полюшко.
Зима – зимушка. Горе – горюшко.
б) с суффиксом - К-.
Петля – петелька. Туфель – туфелька.
Капля – капелька. Неделя – неделька.
Вафля – вафелька. Сабля – сабелька.
Цапля – цапелька. Песня – песенка.
Лестница – лесенка. Сосна – сосенка.
Ведро – ведерко.
в) с суффиксом – Ц -.
Письмо – письмецо. Пальто – пальтецо.
Дерево – деревце. Масло – маслице.
Окно – оконце. Болото – болотце.
Полено – поленце. Колено – коленце (движение в
пляске).
г) с суффиксом – ОНЬК -; -ЕНЬК.
Лиса – лисонька Дядя – дяденька
Киса – кисонька Тетя – тетенька
Упражнение «ДОБАВЬ ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, говорит последний слог, затем называет слово полностью.
Логопед Ребенок: Логопед Ребенок:
а) Малыш- малышка б) Веран веранда
Калит- калитка коман ДА команда
Улит улитка секун секунда
Выдум- выдумка награ награда
Ушан- ушанка
Коляс- коляска
Короб- коробка в) подру подруга
Селед- селедка отва отвага
Опуш- КА опушка шерен ГА шеренга
Баран- баранка кольчу кольчуга
Запис- записка бедня бедняга
Бабоч- бабочка
Загад- загадка
Зелен- зеленка
Сосед- соседка
Косын- косынка
(Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия).
Упражнение «НАЗОВИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
А) с окончанием – И.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Воробей - воробьи соловей - соловьи
Порошок - порошки коробок - коробки
Кабачок - кабачки василек - васильки
Пузырек - пузырьки муравей - муравьи
Бублик - бублики каблук - каблуки.
Б) с окончанием – Ы.
Дельфин - дельфины балкон - балконы
Вокзал - вокзалы компас - компасы
Колодец - колодцы альбом - альбомы
Комната - комнаты магнит - магниты
Солдат - солдаты павлин - павлины
В) с окончаниями -А; - Я.
Мастер - мастера полено - поленья
Облако - облака колос - колосья
Доктор - доктора дерево - деревья
Зеркало - зеркала
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить составлять предложение по сюжетной картинке.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.